Чужой среди своих: как жителям Донбасса живется в Украине? Интервью с Андреем
Общество
9 апреля 2015 г. 14:53
Время чтения: 5 минут

Чужой среди своих: как жителям Донбасса живется в Украине? Интервью с Андреем

Война на Донбассе длится целый год, за это время мятежный регион покинуло большое количество жителей. По официальным данным в Украине зарегистрировано более миллиона вынужденных переселенцев. Эта цифра недостоверно отражает реальное количество нуждающихся в помощи людей. Многие не встают на учет и не просят у государства подмоги, пытаясь самостоятельно наладить дальнейшее существование. К сожалению, как оказалось на практике, жители Донбасса в Украине никому не нужны, их сторонятся и попросту не замечают. 

К нам в редакцию обратился переселенец из Донбасса, который покинул территорию военных действий еще прошлым летом, но до сих пор не смог найти постоянного убежища. Наш собеседник попросил не называть его настоящего имени, так как это может ему навредить, в дальнейшем вы поймете - почему. Давайте условно назовем его "Андрей". 

Андрей рассказал редакции 24smi.org о том, как живется беженцам Донбасса в Украине, опираясь на собственный опыт.

Редакция: Андрей, скажите, после отъезда из Донбасса, куда вы отправились?

Андрей: Я сам из Луганска. Решил уехать оттуда, когда все только начиналось в городе. С трудом выехал из Луганска еще в июле прошлого года и отправился к друзьям в Одессу. Город принял меня хорошо, люди очень доброжелательные, все было отлично. Сами понимаете: солнце, море, красивый город – все было великолепно. Но в конце прошлого года в Одессе начались взрывы, и я решил уехать. Сейчас понимаю, что это было ошибкой.

Редакция: Почему?

Андрей: Я поехал в Крым, но задержаться там надолго не получилось по семейным обстоятельствам, необходимо было вернуться в Одессу. Как оказалось, город изменился за мое время отсутствия. Даже люди стали другими. Переселенцы Донбасса в Одессе не могут рассчитывать не то что на помощь, а даже на равноправное отношение.

Редакция: В чем это проявляется, с какими проблемами вы столкнулись и почему?

Андрей: Ну, «почему» - это лучше спросить у жителей города. Первая проблема, с которой я столкнулся – это аренда квартиры. Все наотрез отказываются сдавать жилье людям с донбасской пропиской. Прям так и говорят в лицо: "А, вы из Донбасса? Нет, не сдам". Это очень обидно, ведь я не бесплатно прошусь перекантоваться, а плачу за это деньги, кроме этого – готов подписать договор с определенными юридическими условиями.

Редакция: Арендодатели объясняют, почему отказывают в сдаче квартиры?

Андрей: Хозяева квартир, как только узнавали, откуда я родом, сразу прекращали общение и просили освободить помещение. Я поинтересовался у риелтора, который искал мне квартиру, почему такое отношение. Он ответил, что сейчас одесситы очень напуганы происходящим. После того, как в городе начались взрывы, люди начали винить в этом выходцев из Донбасса, впредь стараясь избегать с ними общения и контактирования. Еще проблема заключается в том, что некоторые переселенцы действительно ведут себя нагло, заработав дурную славу. Например, были случаи, когда снимали квартиру, платили за один месяц, а потом отказывались платить: «Ведь мы с Донбасса, нам нужна помощь!». Это неправильно, ведь если человек сдает квартиру - это его своеобразный бизнес, заработок. Но ставить клеймо из-за двух-трех проблемных случаев на всех только по прописке - это глупо.

Но попадались мне и те, кто попросту хотел заработать на моей беде. В одной квартире хозяйка в течении всего дня не могла определиться – сдает она мне жилье или нет. Потом все же решилась встретиться и поговорить с глазу на глаз. Весь разговор передавать не буду, он был долгий, и, как мне кажется, его суть мало относилась к аренде квартиры. Женщина расспрашивала меня вплоть до того, кем работают мои родители. В конце разговора она заявила: вот у меня живет иностранец, платит 400 долларов, ну если вы мне столько же заплатите, я вам тоже сдам.

400 долларов - это 9 000 гривен, средняя стоимость квартир в Одессе - 4-5 тыс гривен, изначально она сдавала ее за 4 500 гр. Таким образом, за деньги она была готова забыть о моей прописке и пустить пожить "страшного человека". Такие огорчают еще больше. Мало того, что тебя считают за человека второго сорта, так еще на твоей проблеме нагло наживаются.

Редакция: Но вы все же нашли квартиру? Как вам удалось это сделать?

Андрей: На пятые сутки поиска выход из ситуации нашел мой риелтор. Он сказал, что ситуация тупиковая, найти квартиру методом "холодных звонков" не получится. Признаюсь честно, мы пошли на хитрость, которая тесно граничит с переступанием закона. В общем, хозяйка, у которой я сейчас снимаю квартиру, думает, что я из другой области, да и имя у меня теперь "другое". Мы предоставили ей ксерокопию паспорта другого человека, заменив при помощи фотошопа его фотографию на мою.

Можно сказать, я начал новую жизнь с новым именем и фамилией, да и год рождения у меня теперь другой. За две минуты я помолодел на три года (грустно смеется).

Редакция: С какими еще трудностями вам пришлось столкнуться, вернувшись в Украину?

Андрей: Ну пока ни с какими. Я все это время занимался поиском квартиры и мало вникал в общественную жизнь. Знакомые, которые оставались в Одессе, рассказывали, что здесь сейчас трудно стало жить. Постоянно милиция проверяет документы, много военных. На всех смотрят с подозрением, а если у тебя донбасская прописка – могут и задержать для выяснения личности - не причастен ли ты к каким-нибудь незаконным "мероприятиям".

Редакция: Спасибо вам за интервью, Андрей. Желаем, чтобы война на вашей родине быстрей закончилась, и вы смогли вернуться домой.

Андрей: Спасибо. Я надеюсь, что ваши пожелания сбудутся. Быть изгоем в своей же стране как-то тяжко. 

В заключении хотелось бы добавить, что история нашего собеседника – это не единичный случай. Сейчас жителям Донбасса достаточно трудно найти свое место в украинском обществе. Их считают за людей второго сорта и виновниками всех проблем Украины. 

Несправедливо...

Читайте также