Биография
Талантлива до неприличия — так пишет о Кэти Бейтс американская пресса. Она актриса и режиссер, мастер озвучивания, обладательница фильмографии, отражающей широчайший диапазон художественных жанров и человеческих характеров. На голливудской «Аллее славы» заложена ее именная звезда, а любители статистики не устают подсчитывать количество наград и номинаций на «Оскар», «Эмми» и «Золотой глобус».
Детство и юность
Кэтлин Дойл Бейтс родилась 28 июня 1948 года в семье американцев ирландского происхождения. Насколько известно из ее биографии, среди предков не было людей, полностью посвятивших себя служению искусству. Дед Финис Лэнгдон совмещал писательство с деятельностью адвоката. Прапрадедушка — личный врач президента США Эндрю Джексона, отец — инженер-механик, а мать была домохозяйкой.
Семья, в которой воспитывалось еще двое детей, сестры актрисы Патриция и Мэри, жила в Мемфисе, штат Теннеси. В этом городе будущая звезда окончила школу, набралась опыта в школьном драмкружке и выбрала жизненный путь.
Бейтс получила степень бакалавра театрального искусства в Южном методистском университете в Далласе и, как и большинство начинающих артистов, отправилась покорять Нью-Йорк. В ожидании ярких ролей в Голливуде и на Бродвее девушке пришлось потрудиться кассиром и разносчицей пиццы.
Первую кинороль Кэти удалось сыграть в 1971 году в «Отрыве», где она спела песенку Even Horses Wad Wings. Увы, маленький эпизод не стал трамплином в карьере. С 1973-го актриса была занята в небольших театральных ролях, а известность среди режиссеров ей принес спектакль «Преступления сердца».
Фильмы
Признание пришло к Кэти, когда девичья угловатость сменилась зрелой женственностью. В поле зрения кинокритиков Бейтс попала после того, как на экраны вышел фильм «Испытательный срок». На съемках молодая актриса работала вместе с Дастином Хоффманом, умеющим зажечь талантом всех присутствующих на съемочной площадке.
После 1978 года артистке стали предлагать роли, достойные ее таланта. В 80-е годы она много работает: играет в бродвейских постановках и снимается на телевидении. Театралы отметили достоинства Кэти, вручив премию «Тони» и Drama Desk Award.
С выходом на экраны картины «Мизери» Кэти проснулась знаменитой. За роль Энни Уилкс, сумасшедшей поклонницы писателя, удерживающей кумира в плену, актриса получила «Оскар» и первый «Золотой глобус». Фото счастливой Бейтс со статуэткой в руках появились в журналах, поклонники стали узнавать ее на улицах и просить автографы.
В число претендентов на «Спутник», награду Гильдии киноактеров США, Online Film & Television Association Awards ее включали за воплощение образов в «Теплых источниках», «Законе Хэрри», «Скорой помощи», «Основных цветах» и «Третьей планете от Солнца».
Жюри Британской академии кино и телевидения оценило то, как oна представила своего персонажа в комедийной драме «Жареные зеленые помидоры», и включило в шорт-лист. Неправительственная организация ГЛААД удостоила картину собственной премии за освещение жизни ЛГБТ-сообщества.
Кандидатом на «Золотую малину», вручаемую за худшие работы, Бейтс тоже побывала, снявшись с Элайджей Вудом и Брюсом Уиллисом в семейной ленте «Норт».
Кэти, по признанию публики, бесподобна в фильмах ужасов. Ей удается достоверно передать напряженную атмосферу гнетущего страха, характерную для романов Стивена Кинга. Героини Бейтс — это простые женщины, которых не замечаешь в обычной жизни, но внутри у них кипят эмоции и скрываются жуткие тайны.
Впрочем, и комедийные персонажи неподражаемы в ее исполнении. Коллекцию престижных наград принес актрисе образ Хелен Кушник в «Полуночной смене». Запомнилась зрителям и «непотопляемая Молли» из «Титаника». Этот культовый фильм собрал такое созвездие актеров, что Бейтс не получила приза ни в одной из номинаций, на которые была представлена.
Начиная с 2013 года женщина снимается в телесериале «Американская история ужасов», играя запоминающиеся роли второго плана. Наблюдать за ней на площадке — одно из самых ярких впечатлений для молодых коллег Эвана Питерса и Мэтта Бомера. Первый отмечал ee искрометное чувство юмора и готовность прийти на помощь в любую минуту, а второго Кэти вдохновила на выбор актерской профессии.
За воплощение образа расистки Дельфины ЛаЛори в 3-м сезоне этого проекта Бейтс удостоена премии «Эмми». В четвертом eй пригодился опыт из личной жизни. По сюжету героине диагностирую ту же болезнь, что перенесла Кэти. Еще один «телеоскар» подарил ситком «Два с половиной человека», в котором она появляется в виде призрака развратника, вынужденного провести вечность в чужом теле.
Режиссерские работы Бейтс пока не снискали столь громкой международной известности. Однако в 2004 году за постановку пяти серий драмеди «Клиент всегда мёртв» Кэти номинирована на премию Гильдии режиссёров США за выдающуюся режиссуру драматического сериала.
В июне 2016-го Бейтс приняла участие в съемке видео, посвященного жертвам трагедии в Орландо. Актеры рассказывали о людях, погибших в ночном клубе от рук убийцы.
В 2018 году состоялась премьера драмы «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» с Китом Харрингтоном и Натали Портман в главной роли. Кэти сыграла менеджера кинозвезды, скрывающую свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Во время работы над фильмом съемочная группа побывала в Нью-Йорке, Монреале, Лондоне и Праге.
Личная жизнь
Замужем Кэти побывала один раз: в 1991 году вступила в брак с коллегой Тони Камписи. Через 6 лет без шума и скандалов союз распался. Детей у актрисы нет. Пресса предполагала, что от материнства она отказалась если не сознательно, то в силу обстоятельств, возможно, проблем со здоровьем. Еще в молодости потеряв право на приватность, Бейтс предпочла воздержаться от комментариев.
СМИ узнали о том, что довелось пережить звезде экрана, когда все страхи остались позади. В 2003-м у Кэти выявили рак яичников. При помощи хирургического вмешательства и химиотерапии онкологию удалось победить. Но через 9 лет болезнь вернулась, поразив на этот раз грудные железы. Врачи спасли жизнь Бейтс, прибегнув к двойной мастэктомии.
В отличие от Анджелины Джоли, сделавшей такую же операцию, Кэти не стала восстанавливать утраченные объемы. Чтобы играть роли, которые ей сейчас дают, имплантаты не нужны, и без бюста она чувствует себя вполне счастливой. К тому же на фоне предыдущего лечения у актрисы развилась отечность рук, и нагружать организм наркозом и инородными телами было бы глупостью.
Теперь Бейтс старается вести здоровый образ жизни. Женщина невысокого роста (160 см) много лет страдала от излишнего веса. В 2019-м поклонники увидели обновленную Кэти: знаменитость изменила стиль и похудела на 27 кг, попросту уменьшив объем потребляемой пищи.
Актрисе не чужда интернет-активность. «Фейсбуку» и «Инстаграму» Бейтс предпочла «Твиттер», в котором пишет на общественно значимые темы. Кэти — представитель организации, занимающейся исследованиями рака.
Кэти Бейтс сейчас
Кэти считает, что режиссерам не стоит бояться и избегать возрастных актеров, ведь они тоже жаждут востребованности, признания критиков и любви поклонников. Приглашение от немолодого Клинта Иствуда сняться в новом фильме стало для нее приятной неожиданностью.
«Главный ковбой Голливуда» снял Бейтс в драме «Дело Ричарда Джуэлла», рассказывающей об охраннике, обнаружившем взрывное устройство во время Олимпиады в Атланте. Но следствие повернулось так, что персонажа Пола Уолтера Хаузера обвинили в терроризме. Кэти предстала в образе матери молодого человека, чуть ли не единственной верящей в невиновность сына.
Фильм не окупился в прокате, но вошел в десятку лучших в 2019-м. Бейтс получила премию National Board of Review, а в 2020 году номинирована на «Золотой глобус».
Фильмография
В качестве актрисы
- 1988 – «Артур – 2: на мели»
- 1989 – «Роу против Уэйда»
- 1990 – «Мизери»
- 1991 – «Жареные зеленые помидоры»
- 1996 – «Полночная смена»
- 1997 – «Титаник»
- 1999 – «Третья планета от Солнца»
- 2005 – «Скорая помощь»
- 2011 – «Закон Хэрри»
- 2013-2018 – «Американская история ужасов»
- 2014 – «Майк и Молли»
- 2017 – «Раскосяченные»
- 2018 – «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»
- 2019 – «Дело Ричарда Джуэлла»
В качестве режиссера
- 1995 – «Великие представления»
- 1996 – «Убойный отдел»
- 1997 – «Полиция Нью-Йорка»
- 1998 – «Тюрьма OZ»
- 1999 – «Дэш и Лили»
- 2011 – «Клиент всегда мертв»
- 2002 – «Любовь вдовца»
- 2005 – «Скорая помощь»
- 2006 – «Сжальтесь над Мерси»