Блокада Крыма. Потери "элитных" контрабандистов
Политика
23 сентября 2015 г. 14:33
Время чтения: 4 минуты

Блокада Крыма. Потери "элитных" контрабандистов

"Элитные" контрабандисты

Совместными силами крымско-татарской диаспоры, покинувшей полуостров Крым после его вхождения в состав России, и бойцами экстремистской организации «Правый сектор» заблокировано движение грузовых автомобилей в Крым. 20 сентября активисты объявили продуктовую блокаду полуострову и третьи сутки не пропускают товар из континентальной Украины в Крым.

Реакция украинского общества и политикума была разной. Одни одобрительно отнеслись к инициативе татар и радикалов, другие упрекали в неправомерных действиях. По ту сторону баррикад же с сарказмом восприняли потуги украинский стороны. По заявлению крымчан, украинские продукты уже давно не являются стратегически важными для полуострова.

Пролить свет на то, кто действительно потеряет от продуктовой блокады Крыма, решил миллионер и собственник крымско-татарского телеканала ATR Ленур Ислямов. По его утверждению, блокада Крыма больше всего затронула украинских высокопоставленных чиновников и политиков, которые через полуостров отправляли контрабанду в РФ.

«Очень многим чиновникам мы неудобны, потому что у них есть бизнес-интересы — поставка контрабанды в Россию через Крым. Полуостров ведь не таможенная зона, и через него везут все, что угодно, не растаможивая. Этим пользуются и с той стороны, и с нашей», - заявил бизнесмен.

На вопрос журналиста, кто именно заинтересован в снятии блокады, Ислямов не стал отвечать, так как «сейчас преждевременно это озвучивать», но подчеркнул, что это политики высокого ранга.

Исходя из слов Ислямова, который сейчас проживает в Киеве, украинские политики не заинтересованы в блокаде, потому активисты «Правого сектора» и крымско-татарской диаспоры являются костью в горле, перекрыв налаженный бизнес-канал.

"В рамках закона"

Недосказанность в заявлении Ленура Ислямова заставляет задуматься о том, кому именно из украинских чиновников не выгодна блокада Крыма, и каким образом они будут противостоять активистам, объявившим акцию бессрочной.

Высшее руководство Украины, президент Порошенко и премьер Яценюк, поддержали блокаду Крыма, более того, глава государства даже распорядился правоохранительным органам охранять «акцию общественных активистов» и не допускать провокаций.

Неожиданно для многих отстаивать интересы крымчан принялся народный депутат Верховной Рады Евгений Мураев. Затягивать дискуссию со своими оппонентами нардеп не стал, напрямую обратившись в прокуратуру и МВД с требованием расследовать блокаду полуострова.

«Эти люди (татары и "Правый сектор" - ред.) создали серьезную угрозу жизни и здоровью граждан на территории Украины по своему желанию, без каких-либо решений парламента, правительства или, скажем, СНБО», - написал в своем блоге депутат.

Вероятно, отмечают политологи, Мураев озвучил общее мнение политической элиты, не заинтересованной в блокаде Крыма. Таким образом украинские чиновники решили бороться с активистами не лоб в лоб, а при участии правоохранительных органов, так сказать, "в рамках закона".

Шансы на воскрешение

Есть ли у украинских чиновников-"контрабандистов" шанс воскресить торговлю на полуострове при помощи закона? Обратимся к УК Украины.

Евгений Мураев в своем обращении в прокуратуру ссылается на две статьи УК – 279 и 258:

  • Статья 279: Блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, отключения энергоснабжения или другим способом, которое нарушило нормальную работу транспорта или создавало опасность для жизни людей или наступления иных тяжких последствий (наказание: от штрафа до трех лет тюремного заключения).
  • Статья 258: Террористический акт - убийство или применения к потерпевшим жестоких пыток с целью достижения политических целей, а также совершение с такой же целью взрывов, поджогов, захватов или иных действий, опасных для жизни или здоровья людей, а также угроза совершить такие действия (наказание: пожизненное заключение)

Украинские юристы прокомментировали возможность использования данных статей в борьбе с радикалами и крымско-татарской диаспорой. Так, партнер юридической фирмы "Дацюк, Пепа и партнеры" Артем Пепа уверен, что с юридической точки зрения статья 279 (Блокирование транспортных коммуникаций) вполне оправдана и может быть применена к активистам. Для проведения подобной акции татары и «ПС» должны были заручиться поддержкой Верховной Рады или Кабмина не на словах, а в соответствии с конкретными законами.

В данный момент Крым, согласно украинскому законодательству, является свободной экономической зоной, потому товар может правомерно поставляться туда без всяких пошлин и препятствий. Активисты мешают работе транспортных коммуникаций, потому могут быть привлечены к ответственности. Адвокат объединения "Безпалый и партнеры" Светлана Евстратенко добавляет, что прокуратура уже должна была завести уголовные дела.

Что касается статьи о террористическом акте, инициатор возбуждения дела поясняет, что действия активистов можно расценивать как «провокацию военного конфликта, нарушение общественной безопасности и международные осложнения». Партнер фирмы "КПД Консалтинг" Кирилл Казак уверен, что для применения этой статьи никаких оснований нет. На полуостров не пропускаются только грузовые автомобили, люди же могут спокойно въезжать и выезжать из Крыма. Кроме этого, продуктовая блокада не приведет к «голодной смерти» крымчан, так как продукты поставляют и другие источники.

В заключении юристы сетуют на то, что даже наличие статьи 279 не станет поводом для суда над радикалами ввиду общественного резонанса и поддержки высшего руководства Украины.

Таким образом, украинским политикам-контрабандистам придется смириться с тем, что налаженный канал поставок несанкционированного товара в Россию перекрыт, по крайней мере, пока радикалам не надоест создавать иллюзию продуктовой блокады Крыма.

Читайте также