Иран и Саудовская Аравия. Конфликт на грани войны
Политика
18 января 2016 г. 17:36
Время чтения: 5 минут

Иран и Саудовская Аравия. Конфликт на грани войны

Иран и Саудовская Аравия вступают в опасную фазу двустороннего конфликта. Отношения стран грозят стать самым серьезным противостоянием на Ближнем Востоке за последние десятилетия, а некоторые эксперты увидели в разрыве дипломатических отношений Тегерана и Эр-Рияда предпосылки к вооруженному конфликту.

Чего ждать от противостояния лидеров ближневосточного региона, и какую роль отведет в этом кризисе себе Россия - читайте в материале нашей редакции.

На грани

Отношения между преимущественно шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией долгие годы были на грани прямого противостояния. Конфликты между Тегераном и Эр-Риядом возникали на почве разногласий толкования ислама, политики в сфере экспорта нефти и сотрудничества с Западом.

Иран и Саудовская Аравия являются неформальными лидерами в своем сословии исламского мира (Иран - в шиитском, Саудовская Аравия - в суннитском). Обе стороны многие годы борются за лидерство во всем мусульманском мире.

После революции 1979 года Иран фактически превратился в теократическое государство, которое поставило себе в противники Соединенные Штаты. На фоне антиамериканских процессов в Тегеране Саудовская Аравия сближалась с Западом, став ключевым партнером Вашингтона в ближневосточном регионе. Пропасть между Саудовской Аравией и Ираном росла.

Десятилетиями страны не могли найти консенсус по спорным вопросам. Конфликт разгорелся с новой силой после подписания Ираном и шестью странами ядерного соглашения, согласно которому Запад снял часть санкций с Тегерана.

На поле сирийской войны Иран и Саудовская Аравия также стоят по разные стороны: Эр-Рияд поддерживает сирийскую оппозицию, которая выступает против правительства, а Иран в союзе с Россией и Ираком выступают на стороне действующего президента Башара Асада.

Точкой кипения для ирано-саудовских отношений стала казнь шиитского проповедника Нимра аль-Нимра 2 января. Его обвинили в призывах к вмешательству иностранных государств в дела Саудовской Аравии, применению оружия против сил правопорядка и неповиновении властям. Ответом на казнь шиитского проповедника стали акции протестов и нападение на посольство Эр-Рияда в Тегеране. После нападений на дипмиссию Саудовская Аравия решила разорвать отношения с вечным противником на дипломатическом уровне. Вслед за Саудовской Аравией своих послов из Тегерана отозвали Судан, Бахрейн и Кувейт.

Последствия конфликта

После разрыва дипломатических отношений международные комментаторы событий на Ближнем Востоке стали с завидной регулярностью употреблять формулировки о возможном военном конфликте между Ираном и Саудовской Аравией.

«Ситуация, сложившаяся в результате противостояния двух наиболее влиятельных стран региона, непредсказуема. Гибридная война [в Йемене] уже идет. В ближайшие недели или месяцы она может выйти из-под контроля», - заявил CNN специалист по Ближнему Востоку Лондонской школы экономики Фаваз Джердес.

Эксперты отмечают одну отличительную особенность многолетнего противостояния Ирана и Саудовской Аравии: Тегеран и Эр-Рияд очень часто оказываются на грани прямого военного противостояния, однако в такие моменты они начинают решать проблемы в локальных конфликтах, используя в качестве поля боя территории других стран.

Ближневосточный эксперт Фонда Карнеги Карим Саджапур заявляет, что решать новый конфликт непримиримые соперники будут в Йемене или Бахрейне, где страны поддерживают различные стороны внутренних конфликтов.

Негативное влияние ирано-саудовский конфликт может оказать и на политическое урегулирование войны в Сирии. По заявлению одого из западных дипломатов изданию Foreign Policy, намеченные на 25 января переговоры между сирийской оппозицией и правительством Башара Асада могут оказаться сорванными.

В свете открытого противостояния двух сторон сирийского конфликта сирийская оппозиция может выдвигать более жесткие требования, с которыми вряд ли согласится Асад. Исход этих переговоров будет зависеть от Вашингтона и Москвы, которым предстоит не только усадить переговорщиков за один стол, но и заставить их идти на компромиссы.

«Разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном делает невозможным решение никаких других проблем в регионе — ни в Йемене, ни в Сирии, ни в Ираке. Все локальные конфликты в регионе продолжат нарастать. Это скажется не только на стабильности на Ближнем Востоке, но и на проблеме беженцев», - цитирует агентство Bloomberg президента консалтинговой компании Eurasia Group Иана Бреммера.

Действия России

В общем заявлении с американским коллегой после телефонного разговора 13 января Владимир Путин призвал Тегеран и Эр-Рияд к деэскалации напряженности. Осуждение действиям иранских протестантов, напавших на саудовское посольство, выразил МИД России. Во внешнеполитическом ведомстве подчеркивают, что нападения на иностранные диппредставительства не могут ни при каких условиях рассматриваться, как законное средство протеста и выражения политических взглядов.

На данный момент Россия выдерживает нейтралитет, призывая стороны снизить градус напряженности. Но эксперты задаются вопросом: как поступит Москва, если конфликт выйдет из-под контроля и начнется открытое противостояние?

Если рассматривать теоретический сценарий, при котором Россия станет поддерживать одну из сторон, что поясняет консультант программы «Внешняя политика и безопасность» Московского центра Карнеги Николай Кожанов в колонке для РБК, то российские симпатии окажутся на стороне Тегерана. Кожанов уверен, что Иран является одной из немногих стран региона, которую, хоть и с натяжкой, но можно отнести к пророссийски настроенным. Иранские политики нередко используют формулировку «партнеры» в отношении России, а некоторые даже сообщают о своего рода «российско-иранском блоке».

Но есть и другой сценарий, который может стать более привлекательным для России - роль нейтрального посредника для разрешения конфликта мирным путем.

«Для такой роли у Москвы достаточно хорошие связи с Тегераном, а также есть канал для общения с Эр-Риядом. Россию арабские монархии Персидского залива не слишком любят, но после того, как она продемонстрировала способность жестко отстаивать свои интересы в Сирии, ее мнение учитывают», - заявляет Кожанов.

Эксперт уверен, что руководство РФ склонится именно к этому варианту. Посредничество в ирано-саудовском конфликте может прибавить баллов Москве на международной арене и в очередной раз продемонстрирует ее роль не только в постсоветских странах, но и на Ближнем Востоке.

Читайте также