Предыстория сериала «Слово пацана»: появление «казанского феномена» и его последствия
Общество
25 ноября 2023 г. 8:53
Время чтения: 8 минут

Предыстория сериала «Слово пацана»: появление «казанского феномена» и его последствия

Содержание

В период 70–80-х годов в Казани и других городах Татарской АССР получил распространение так называемый «казанский феномен», связанный с незаконной деятельностью уличных банд. Проблема долгое время не признавалась официальными властями, а позже такие группировки появились на территории всего Советского Союза.

Подробнее об этом явлении – в материале 24СМИ.

Предпосылки «казанского феномена»

У исследователей нет единого мнения о том, как и когда возникли уличные группировки. Некоторые утверждают, что первые банды хулиганов появились в 60-е, другие уверены, что их история началось еще двумя десятилетиями раньше, ведь уже тогда население разных улиц выясняло отношения в потасовках.

Участники одной из банд Казани. Фото: «ВК»

Сложившаяся экономическая, политическая и социальная ситуация в СССР и Татарстане в 1970–1980-х и в стране в целом стала предпосылкой к росту подростковой преступности. При этом причины возникновения конфликтов между представителями разных групп установить не представлялось возможным, так как сами участники этих дворовых организаций во всем винили «врагов» и старались нанести «ответный удар».

«Казанский феномен»

Ситуация с возникновением дворовых группировок была характерна для всего Советского Союза. Но именно в Казани проблема впервые привлекла внимание общественности и прессы, хотя и здесь о ней длительное время умалчивалось. О «казанском феномене» распространилось немало мифов, однако большинство из них оказались далеки от реальности.

Причины роста подростковой преступности

По мнению исследователей, росту подростковой преступности способствовало множество причин и факторов. Журналист Роберт Гараев, исследовавший этот вопрос, убежден, что «казанский феномен» стал иллюстрацией противостояния «города и деревни»: прежние общественные связи были утрачены, но появлялись новые. Также была выдвинута теория, что уличная преступность начала расти не без вмешательства органов власти и стала следствием проекта КГБ, направленного на управление массами молодежи.

Сторонники этой версии указывают на слова Юрия Андропова о том, что главными врагами советской власти стоит считать диссидентов, космополитов и представителей неформальных молодежных организаций. Подразумевалось, что против них предстоит бороться «крепкой пролетарской молодежи». В 1990-х в «старших» бандах говорилось о том, что у каждой из них имеется руководитель из спецслужб, однако «младшим» рассказывать об этом не полагалось. Также печатные издания публиковали предположения о том, что к группировкам был причастен не КГБ, а ЦРУ.

По мнению ряда исследователей феномена, одной из причин его появления стал духовный кризис. Снижение уровня культуры населения было связано с рядом запретов, закрытием дискуссионных клубов, преследованием людей с активной жизненной позицией, а также отсутствием развлечений, нехваткой школ, кинотеатров и бассейнов.

Одним из факторов стал уголовный аспект: предполагалось, что в подрастающем поколении представители криминального мира увидели тех, кто придет им на смену. Якобы опытные уголовники подталкивали подростков на кражи, драки и разбой, чтобы сковать силы правоохранителей. Однако сами участники банд впоследствии опровергали эти предположения и приводили массу доказательств в пользу своих слов.

Читайте такжеЗа кадром: что известно о личной жизни звезд сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Группировки: структура и зоны влияния

Точное количество казанских банд подсчитать исследователям не представляется возможным. По информации МВД, в 80-х их число приближалось к сотне, а в каждой группировке состояло от 300 до 400 человек. Роберт Гараев, сам участвовавший в одной из банд, утверждает, что таких в Казани было не меньше 150, но действовали они не одновременно, а периодически поглощались и объединялись друг с другом.

Самыми крупными и влиятельными оказались меньше двух десятков группировок, которые также назывались «конторами». В их числе называют следующие: «Борисовские» (они же «Борисково»), «Тяп-ляп», «Грязь», «Дербышки», «Десятовские», «Жилка», «ЖБИ», «Тукаевские», «Пьяная коробка». Некоторые «конторы» создавались только для самообороны от нападок остальных банд, другие же осуществляли агрессивные набеги на чужие территории, дрались с соседями, чтобы укрепить свой авторитет и влияние.

Названия банды получали чаще по месту жительства участников. Самыми спокойными районами оказались улицы с индивидуальной застройкой и тесными дворами, а очагами преступности становились заводские и спальные районы. Город Казань оказался поделен на зоны влияния: соседние группировки враждовали, так как имели спорные интересы, а мирные союзы заключались только между теми, кто располагался друг от друга далеко. Борьбу за территорию подростки называли «асфальтными войнами», в стычках в качестве оружия использовали кирпичи, монтировки, цепи. Также применялось и огнестрельное оружие, которое хранилось у лидеров или авторитетов группировки.

Съемки сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Фото: ПАО «Ростелеком»

Внутри самих банд также была установлена иерархия: участники делились на категории по возрастам. Такие подгруппы на жаргоне назывались «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». Во главе каждого такого отряда находился «автор», который связывал его с другими подгруппами и лидерами банды. Также были «смотрящие», которые отвечали за дисциплину и связь между возрастами. Тех, кто не принадлежал ни к одной группировке, называли «ботаниками» или «чушпанами». В некоторых мужских группировках состояли девушки, их называли «бабскими конторами».

Законы и понятия

Каждая банда действовала по своим законам, носила отличительную одежду, чаще всего спортивную. Характерными также стали короткие стрижки. «Своих» и «чужих» различали при помощи специальных меток: татуировок, значков, нашивок, узнаваемых элементов одежды. Каждая группировка отмечала границы территорий и контролировала их, выставляя дежурства на детских площадках, в парках, на остановках транспорта.

Мотивацией для вступления в банду выступали потребность в защите, мести за себя или товарища. Также описаны случаи, когда в «контору» вступали по принуждению. Внутри группировки придерживались строгих правил и дисциплины, также действовал «кодекс чести», основанный на патриотизме, занятиях спортом и здоровом образе жизни и включающий в себя элементы «блатной романтики» и уголовных понятий.

Драки для дворовых банд стали обычным делом, но в Казани и Набережных Челнах они превратились в идеологию и развивались по отдельному сценарию. В уличных столкновениях также действовал ряд правил: не бить лежачего, запрет использовать в драке ноги, запрет на убийство и серьезные увечья.

Отмечается, что членам группировок были близки примитивные и потребительские ценности, их не интересовало то, что не относилось к деятельности группы. Принципа «слова чести», обязывающего выполнять данное обещание, придерживались участники большинства «контор». Также немаловажными аспектами считались верность идее, взаимная поддержка и месть за любого из товарищей. Запрещалось просить что-либо, воровать у своих.

Читайте такжеСериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»: описание серий

Деятельность банд

В 80-е начался период, когда «казанский феномен» широко дал о себе знать. Во время демонстраций участники нескольких банд испытывали силы милиции, нападая на конвой. По некоторым утверждениям, в 1984-м или в 1987-м произошло самое масштабное столкновение двух группировок, «Жилки» и «Грязи», которые давно враждовали между собой. Драку, получившую название «ледовое побоище», разогнали милиционеры, несколько десятков человек получили травмы и были задержаны. Лидера одной группировки осудили на тюремный срок, но вскоре он вышел на свободу.

Радик Галиакберов «Хади Такташ», лидер группировки . Фото: «ВК»

Также регулярно устраивались столкновения на дискотеках, в скверах и на площадях. Зачинщикам чаще всего удавалось убежать до приезда правоохранителей, а вину тех, кто попадал на скамью подсудимых, не представлялось возможности доказать. Тем не менее избежать тюремного наказания удалось не всем: в числе тех, кто получил пожизненное лишение свободы, оказались Радик Галиакберов и Ринат Фахрутдинов, возглавлявшие группировку «Хади Такташ».

Реакция общества и правоохранительных органов

В 1984-м о росте преступности среди учащихся ПТУ сообщил преподаватель учебного заведения. Однако ему был дан категоричный ответ, что проблемы подобных группировок в Казани нет, и только через год власти вынужденно согласились с ее наличием. Бандиты и их действия привлекли внимание прессы и общества, в Казань приезжали журналисты не только из СССР, но и из ФРГ, Австрии, Швейцарии. После резонансных преступлений проводились студенческие демонстрации, а правоохранители усиливали патрулирование города и вели воспитательную работу среди молодежи.

Освещение в СМИ

Проблемы воспитания и профессиональной ориентации молодого поколения стали освещаться в местных СМИ. В 80-х в газетах появились первые публикации о драках и хулиганских выходках, беспокойство журналистов постепенно росло, несмотря на относительно спокойную обстановку в городе. Когда ситуация обострилась и из Москвы в Казань стали приезжать комиссии, на публикации в прессе на эти темы наложили запрет.

Подростки и взрослые слали в редакции письма, в которых говорили о желании быть услышанными, прекратить насилие в городе и давали оценку происходящему. Сложность и серьезность возникшей проблемы власти Казани осознали, когда статьи стали появляться в других советских и иностранных изданиях. Точнее всего описать «казанский феномен» удалось авторам «Литературной газеты» и журнала «Новое время», остальные СМИ опирались на мифы и сведения, не соответствующие действительности.

Закат эпохи «казанского феномена» и его последствия

Наступление эпохи перестройки совпало с закатом «казанского феномена». Агрессивные настроения стали утихать, парни не опасались знакомиться с девушками из других районов, а сотрудникам милиции удавалось выявить группу риска среди учеников младших классов и работать над их поведением. Распад Советского Союза и смена ценностей в обществе также повлияли на снижение активности уличных группировок.

Спустя годы их повзрослевшие, избежавшие тюрьмы и оставшиеся в живых участники либо занялись предпринимательством, либо стали создавать организованные преступные банды, которые в 90-е получили распространение по городам России. По утверждению исследователей и очевидцев, «казанский феномен» до конца не был побежден и в «нулевых», и в последующие годы. Группировки исчезли из вида, стали вести себя тише и сдержаннее, но не прекратили существования и продолжили заниматься криминалом.

«Казанский феномен» в искусстве

В 1991-м о «казанском феномене» была написана книга, автором которой стала журналистка Любовь Агеева. В произведении, получившем название «Казанский феномен: миф и реальность», рассказывалось не только об уличных бандах, но и уделялось внимание другим проблемам молодежи.

Книга Любови Агеевой. Фото: «ВК»

Еще один литературный труд, «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», в котором описывается проблема, представил Роберт Гараев, сам в прошлом участник группировки.

О «казанском феномене» также рассказывается в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», который вышел на экраны в 2023 году и снят Жорой Крыжовниковым по мотивам книги Гараева.

Читайте также

14 декабря 2023 г.
8 реальных людей, судьбы которых могли отразиться в сериале «Слово пацана»
27 ноября 2023 г.
«Слово пацана. Кровь на асфальте»: как снимали сериал и почему его хотели запретить
22 мая 2013 г.
Универсиада-2013. Достопримечательности Казани
23 мая 2016 г.
Достопримечательности Казани: куда сходить в выходные?
19 июля 2013 г.
Казань после Универсиады
6 июня 2013 г.
Универсиада 2013. Что ждет Казань после игр?