Храм Святой Софии в Константинополе: история строительства, святыни и достопримечательности
Факты
27 декабря 2022 г. 19:55
Время чтения: 11 минут

Храм Святой Софии в Константинополе: история строительства, святыни и достопримечательности

Содержание

Храм Святой Софии – памятник древнего зодчества, для возведения которого византийские императоры везли материалы со всей империи. Здание просуществовало 916 лет как христианская церковь, после чего султан Мехмед II, завоевавший Константинополь в 1453-м, преобразовал его в мечеть на следующие 482 года. В 1935-м приказом первого президента Турции мечеть превратилась в музей, а с 2020 года указом действующего президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана музей снова стал использоваться как мечеть. Интересные факты о создании и архитектуре собора – в материале 24СМИ.

История строительства собора

Храм Святой Софии находится в Стамбуле. Возведен на холме, где до 360 года якобы стояло святилище Артемиды. Согласно древней легенде, в VI веке императору Юстиниану явился ангел, державший в руке модель прекрасной церкви, которую предстояло построить.

Для воплощения проекта правитель распорядился собрать лучшие ресурсы и доставить их в Византию. По его плану в отделке надлежало использовать материалы, демонстрирующие особенности каждого из имперских регионов. Прекрасный алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Роскошь храма поражала воображение посетителей. Поэтому, увидев законченный собор, представители киевского князя уверовали в истинность православной веры и убедили князя в правильности принятия христианства. По крайней мере, так гласит легенда.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии. Иллюстрация Герберта Коула / Фото: Wikipedia.org

Трижды построенный

Основание собора нельзя приписать одному человеку, поскольку отстраивали его трижды, но император Константин – первый из тех, кто построил храм Святой Софии. Два других – императоры Феодосий и Юстиниан.

При Константине I христианство стало законной верой, и в разных частях Византийской империи началось строительство больших христианских соборов. Первое здание начинают сооружать на Дворцовом мысе (Сарайбурну) в IV веке в виде деревянной базилики. Завершают строительство уже при сыне Константина. 15 февраля 360-го состоялось освящение, но простояло здание недолго. Константинопольский храм Святой Софии сгорел в пожаре 404 года. В огне погибли первые иконы и святыни.

Руины второго собора Святой Софии. Входная лестница, остатки портика и два мраморных блока, некогда украшавших фасад / Фото: Wikipedia.org

Второй храм Святой Софии построили при императоре Феодосии и вновь открыли для верующих 10 октября 415 года. Второе здание сгорит в восстании, поднятом против императора Юстиниана и его жены 14 января 532-го. На остатках второго храма начнут возведение третьего. Стройка будет вестись 5 лет и наконец 27 декабря 537-го император Юстиниан освятит новое здание.

Название

Сразу после строительства постройку называли Большой церковью, сравнивая ее размер со стоящей рядом церковью Святой Ирины. Название «Софийский» появляется только в V веке, но в народе по-прежнему сохраняется прежнее имя, и только после завоевания Константинополя османами в 1453 году собор станут называть Святой Софией – Айя-София. София – третий элемент Святой Троицы. «Софос» означает «мудрость», а «Айя» – «святой».

Храм Святой Софии в эпоху Византийской империи

Византия с ее многовековыми традициями искусства, богословия и культуры соединила в себе римские, греческие и восточные традиции. После упадка Римской империи прошли годы, но ее основные архитектурные достижения перекочевали в новые постройки. Так, внутри Айя-София создается по образу и подобию римского Пантеона.

Описание нового собора включает в себя:

  • прямоугольную базилику с массивным куполом;
  • декорирование внутренних помещений мозаикой – она покроет стены, пол, потолок;
  • колонны из мрамора;
  • двери из бронзы и мрамора;
  • крест на вершине соборного купола.

Назначение здания – коронационный собор. Для коронации подготовили специальную комнату.

Вид на Софийский собор / Фото: Wikipedia.org

Первый храм стоял недалеко от места нынешнего здания. В XIII веке он считался римско-католическим собором, но долгие годы оказывался в эпицентре конфликтов между западной католической и восточной православной церквями. Конфликты были настолько частыми и глобальными, что прихожане стали избегать визитов в храм Святой Софии. Люди начали считать его прибежищем демонов, сеющих войны и вражду.

Существует легенда о том, что накануне падения Константинополя во время османской осады 1453 года из храма вылетел и унесся ввысь Святой Дух. Увидев это явление, верующие поняли, что христианский этап в жизни собора закончился.

Под властью Османской империи

После падения Константинополя город стал называться Стамбул, а его главный собор преобразовали в мечеть. Первая пятничная молитва в ней состоялась 1 июня 1453 года. Сокровища собора были разграблены. Фрески заделаны штукатуркой, и по их поверхности нанесли надписи из Корана. На одной из стен туристам покажут отпечаток окровавленной ладони. Считается, что отпечаток оставлен ладонью Мехмеда II. Султан въехал в храм на коне после битвы и случайно оперся о стену.

Капитель византийской колонны. Сбоку расположен неизвестный отпечаток руки / Фото: Wikipedia.org

При Мехмеде к зданию добавили минарет на юго-западной стороне. Преемник султана Баязид II построил еще один минарет с северо-востока. После землетрясения 1509 года, когда один из минаретов рухнул, их восстановили так, чтобы стояли ровно по диагонали. При сыне Сулеймана Великолепного Селиме II тысячелетний храм начинает проседать, и тогда для его укрепления строят два дополнительных минарета. Добавляют мавзолей Селима и устанавливают золотой полумесяц на куполе. Вокруг здания убирают постройки, чтобы не «беспокоить почву» у стен.

Из храма в музей

В 1922 году Османская империя пала. Первый президент Турецкой Республики Кемаль Ататюрк преобразует мечеть в музей и начинает комплексную реставрацию. Меняет напольные ковры. Добавляет новые элементы дизайна помещений. Со стен убирают штукатурку, открыв для обозрения древние фрески.

Конец XX века здание встретило со множеством проблем. Из-за поднятия грунтовых вод внутри повысилась влажность. Крыша тоже треснула в нескольких местах, пропуская внутрь дождевую воду. Чтобы обратить внимание людей на бедственное положение древнего собора, Всемирный фонд памятников включил его в список наблюдения за состоянием в 1996 и 1998 годах.

Современное состояние собора

После 2020 года собору Святой Софии вернули статус действующей мечети, но здание по-прежнему доступно для посетителей. Вход бесплатный. Таким же образом работают другие старинные церкви, как, например, Собор Парижской Богоматери. Он открыт для туристов, но одновременно там проводятся богослужения.

Интерьер собора внутри / Фото: Flickr.com

Архитектура храма

Объем Софийского собора в Константинополе создает огромный купол высотой 51 м. Он расположен над «перекрестком», где пересекаются главный и второстепенный залы. По углам центрального нефа возвышаются мощные мраморные колонны, на которые опираются сводчатые арки. Диаметр нефа и, соответственно, купола – 31 м.

Купол

Первоначальный купол спроектировали архитекторы Анфемиос из Траллеса и Исидор из Милета. Но в 558 году он рухнул в результате землетрясения. Его перестроили в 562-м, добавив высоту и дополнительно укрепив опорные стены. Вес современного купола перераспределяется при помощи серии меньших куполов, аркад и четырех больших арок.

Императорские ворота

Вход, через который в собор входил император, называется Императорскими вратами. Он создает проход из внутреннего притвора в основное пространство здания. Высота ворот – 7 м. Их створки, датируемые VI веком, декорированы бронзовыми пластинами. По легенде, Императорские врата созданы из древесины Ноева ковчега.

Императорские ворота / Фото: Flickr.com
Читайте такжеХрам Василия Блаженного на Красной площади: история, святыни и архитектура

Минареты

Стройные белые минареты стали османским дополнением к храму. Юго-восточный минарет построен из красного кирпича. Остальные три – из белого известняка и песчаника. Их датирование приблизительно. Так, юго-восточный минарет датируется периодом Мехмеда II потому, что его форма напоминает минареты мечети Эдирне, относящейся к этому времени. Декорирование менялось после многочисленных ремонтов XV, XVI, XIX веков и сейчас просто соответствует стилю эпохи, к которой относится конкретный минарет.

Султанская ассамблея

Построена в 1728 году при правлении Ахмед-хана. Состоит из шестиугольной секции, опирающейся на 5 колонн, и коридора. Нижняя часть представлена в виде мраморной ажурной балюстрады, а верхняя – позолоченная деревянная решетка.

Алтарь

Алтарь представляет собой многоугольную нишу. По обеим сторонам от нее стоят подсвечники, привезенные Сулейманом Великолепным из венгерского похода. Ранее они украшали дворцовую церковь короля Матьяша I. Расположен алтарь на юго-востоке. Его периодически ремонтировали и дорабатывали османские султаны. Последняя реставрация проведена в XIX веке.

Двор

Во дворе при султане Махмуде I построен фонтан для омовения. Слева от него дверь, ведущая к гробницам султанов. Они открыты для посетителей. При реставрации одной из гробниц нашли купель для крещения, датированную раннехристианским периодом – до VI века.

Кроме фонтана во дворе построено кирпичное здание. В османский период оно использовалось для обучения детей Корану. Другие здания, окружающие двор, относятся к музейному комплексу и используются сотрудниками музея.

Святыни и другие достопримечательности

Эволюцию византийского искусства можно изучать по мозаикам в интерьере. Они создавались на протяжении восьми столетий.

Мозаики апсиды

Считается, что в период иконоборчества в здании были сняты все фигурные мозаики, т. е. изображающие святых, архангелов и т. д. После окончания этого периода в 843 году первыми создали мозаики апсиды. Центральная мозаика представляет собой Деву Марию с младенцем Иисусом на руках. На своде по бокам от нее созданы два архангела. Справа – Гавриил, а слева – Михаил. Гавриил сохранился полностью, в то время как от Михаила остались только фрагменты. Они датированы 2-й половиной IX века.

Мозаичное изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом в апсиде / Фото: Wikipedia.org

Мозаики на вратах

Мозаики на Императорских вратах датируются X веком. Это изображение сидящего Иисуса с открытой Библией в левой руке. Справа от него – преклоненный император. По обе стороны от трона в круглых медальонах нарисованы изображения архангела Гавриила и Богоматери.

Над Красивыми вратами к югу от внутреннего притвора расположена мозаика с Девой Марией и младенцем Иисусом. Слева – император Константин. Справа – император Юстиниан. Композиция повествует о том, как императоры создали город и храм Святой Софии во славу Богородицы.

Граффити

Граффити или надписи на стенах люди пишут на протяжении всей истории. Старейшие надписи собора покрыты для сохранности прозрачным пластиком. Это самые редкие и ценные достопримечательности. Среди них есть даже руническая надпись. Считается, что ее написал воин-скандинав из императорской гвардии.

Колонна желаний или Плачущая колонна

Расположена в северо-западной части храма. Покрыта бронзой. На высоте роста человека в колонне образовалась дыра. С ней связано несколько мифов: Император Юстиниан страдал от головной боли. Прислонился к этой колонне, и боль внезапно ушла. Теперь к ней приходят за исцелением. Для этого нужно сунуть в дырку палец и повернуть его на один полный оборот по часовой стрелке, загадав желание.

Отверстие в колонне объясняет и другая легенда. Перед арестом и казнью Иисус рассказал о предстоящих событиях матери Марии. Святая Дева заплакала, и ее слезы прожгли в колонне дыру.

Колонна желаний / Фото: Wikipedia.org

Два мраморных кувшина

Найдены в древнем городе Пергаме. Созданы из монолитного куска мрамора. Первоначальное предназначение неизвестно, но их привез в Софийский собор султан Мурад. Мраморные емкости доукомплектовали кранами и разливали из них щербет во время праздничных молитв. Объем кувшинов – 1250 л.

Тугра султана Абдулмецида

Тугра (печать) представляет собой мозаику из зерен золотистого кварца, выложенную на пластине. Расположена справа от Императорских врат. Ее ценность в том, что это единственная тугра в мире, выполненная мозаикой.

Создана итальянским художником Ланцони по заказу султана. Абдулмецид начал реставрационные работы в храме. Возможно, султану понравилась мозаика, и он решил заказать печать в той же технике. Разместить готовый результат было негде. Поэтому султан передал тугру на склад дворца Топкапы, где она и была обнаружена. Находку разместили у главного входа.

Интересные факты и мифы

Легенды Софийского собора удобно делятся на три группы: те, что связаны с византийским периодом, османские и те, что связаны с переходным периодом между ними.

Легенды византийского периода:

  1. Когда строительство собора закончилось, император Юстиниан вошел в здание и крикнул: «Соломон, я превзошел тебя!» Если верить мифам, то Соломон потратил на строительство своего храма 16 лет. Юстиниану понадобилось чуть больше 5. Это одна из первых дошедших до наших дней легенд, связанных со строительством здания.
  2. У императора при постройке собора закончились деньги. Тогда к нему пришел ангел в человеческом обличье и принес недостающую сумму.

Большая группа поверий связана с чудотворной колонной желаний. Считается, что больше других она помогает тем, кто пришел вылечить зрение или бесплодие. В некоторых легендах, с ней связанных, даже упоминается собственное название отверстия в колонне – «глаз Марии». Вот только это плохо коррелирует с тем, как глазом рекомендуется пользоваться.

Момент захвата Константинополя турками сопровождается стандартным набором легенд, возникающих в подобной ситуации. О том, что патриарх спрятал сокровища храма и они ждут своего часа. Или о том, что константинопольский патриарх молился, когда ворвались турки. Он не закончил молитву, поэтому пообещал вернуться и завершить ее, когда собор снова станет христианским храмом. Другая версия мифа связывает возвращение не с патриархом, а с императором Константином.

Фонтан во дворе / Фото: Wikipedia.org

Особый интерес представляют легенды османского периода. Они необычны по объяснениям и проблемам, которые с их помощью пытаются разрешить.

Читайте такжеХрам Христа Спасителя — факты о главном соборе России: история, архитектура, святыни

Легенды османского периода:

  1. Слава собора Святой Софии распространилась во всех землях. Когда один из куполов рухнул, уничтоженный землетрясением, починить его не брался никто. Тогда император отправил послов к пророку Мухаммеду. Пророк написал подробную инструкцию по восстановлению и вместе с центральными указаниями послал императору караван верблюдов. Они везли специальный раствор, созданный из песка, взятого в Мекке. Так купол удалось восстановить. Интересно, что легенда объясняет наличие у пророка Мухаммеда таких знаний тем, что он видел собор Святой Софии на небесах, где побывал в сопровождении архангела Гавриила.
  2. Отдельная группа мифов пытается объяснить название храма. Обычным жителям Стамбула связка «софия = мудрость» оказалась неизвестной или непонятной. Они пытались связать название с женским именем какой-то царицы или мученицы. По одной легенде, название храм получает по имени дочери султана Сафие Бану, которая завещала потратить деньги на строительство здания, а по другой – по имени жены императора.

Храм Святой Софии – необычное сооружение. 1500 лет его истории отразились в архитектуре, декоре и легендах. Все это делает здание одной из самых популярных туристических достопримечательностей Стамбула. За год его посещает более 3 млн туристов.

Читайте также

20 июля 2023 г.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история храма и достопримечательности
31 октября 2022 г.
Софийский собор Великого Новгорода — памятник Древней Руси: история и легенды
22 сентября 2022 г.
Храм Христа Спасителя — факты о главном соборе России: история, архитектура, святыни
15 июня 2017 г.
ТОП 7 самых больших по площади церквей
21 ноября 2022 г.
Храм Василия Блаженного на Красной площади: история, святыни и архитектура
8 октября 2022 г.
Главный храм Вооружённых сил России в Кубинке: история строительства и достопримечательности