Замок Нойшванштайн: история, архитектура и другие факты о немецкой достопримечательности
Факты
18 февраля 2023 г. 11:55
Время чтения: 15 минут

Замок Нойшванштайн: история, архитектура и другие факты о немецкой достопримечательности

Содержание

Людвиг II Баварский говорил: «Я строю замки для того, чтобы в них могли жить мечты и идеал красоты». Сегодня его замок Нойшванштайн – самая известная достопримечательность Баварии. Подробнее о резиденции и королевских идеалах – в материале 24СМИ.

История немецкого замка Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн построил Людвиг II, король Баварии. Время создания – XIX век. Строительство велось с 1869 по 1886 год.

Краткие факты:

  • стиль – неоромантизм, историзм;
  • тип – частная резиденция;
  • текущее применение – музей;
  • общее количество комнат – 200;
  • высота – 65 м;
  • площадь комнат – 6000 кв. м;
  • архитектор – Кристиан Янк.

Летом 1884 года Людвиг переехал в замок, но закончить строительство до его смерти не успели. Из 200 помещений завершили только 20. Король прожил в Нойшванштайне 172 дня, прежде чем умереть при загадочных обстоятельствах.

Цель строительства

Цель Людвиг II обозначил в письме к композитору Рихарду Вагнеру: «Я намерен восстановить старые руины Замка Хоэншвангау возле ущелья Пёллат в аутентичном стиле старых немецких замков».

Людвиг Баварский не единственный правитель XIX века, решивший продемонстрировать величие предков. В 1840 году король Португалии Фердинанд II строит замок Пена в Синтре. После этого среди европейских монархов начинается негласное строительное состязание на тему «чьи предки круче». Правитель Пруссии Вильгельм IV в 1850–1867 годах реконструирует замок Гогенцоллернов. Британская королева Виктория принимается за реконструкцию Балморала и Осборн-Хауса в 1845-м.

Хоэншвангау: королевское детство

Замок Хоэншвангау, в котором родился король Баварии, построен на частично сохранившейся стене замка Шванштайн. Строительство велось между 1537 и 1547 годами. Замок представляет собой четырехэтажное здание с тремя круглыми башнями, выполненное в неоготическом стиле. В нем расположен музей. Интерьер внутри остался без изменений, поэтому туристы легко представят обстановку, в которой рос Людвиг Баварский.

Швантайн был двойным замком. Часть его руин скрылась под фундаментом Хоэншвангау, а вторая часть возвышалась напротив. В детстве Людвиг, как и большинство мальчишек, любил играть в развалинах. Представлял себя рыцарем и пытался понять, как жили те, кто эти стены возвел. Взрослый Людвиг решил отстроить рыцарский замок из руин. При жизни его творение носило название Neue Burg Hohenschwangau, что означает «новый замок Хоэншвангау», в противоположность старому Хоэншвангау, в котором он родился и провел детство.

Руины на скале до строительства Нойшванштайна. Рисунок Доменико Квальо (ок. 1835) / Фото: Wikipedia.org

Название замка Нойшванштайн (Neuschwanstein) означает «новый лебединый камень». Вероятно, так назвали его местные жители, совместив старинное название места «Лебяжий камень» с названием, предложенным правителем. Замок Нойшванштайн находится в Альпах, на Лебедином утесе, возвышающемся над окружающим лесом.

Castrum Swanowe: от фактов реальности к легендам

Двойной замок, в руинах которого играл наследник престола, на самом деле называется Castrum Swanowe. Построен он в 1090 году у Лебединого озера (Schwansee). В те давние годы здесь жили рыцари из рода Швангау, вассалы Вельфа IV. Наряду с Капетингами Вельфы – одна из старейших коронованных династий Европы.

Семья Людвига II – это род Виттельсбахов, происходящий из рода Луитпольдингов, а те, в свою очередь, считают, что происходят из Капетингов. Факт родства с Капетингами не подтвержден. Есть только традиционные для таких случаев семейные легенды.

Что же до Вельфа IV, то его родословная не менее древняя, чем у Капетингов. Согласно семейным преданиям, Вельфы происходят от Эдекона, гуннского или скифского правителя времен Атиллы (450). Подтвердить эту информацию тоже невозможно. Сказывается недостаток письменных источников. Первый подтвержденный правитель из династии Вельфов (или Вельф I) – это Рутард, граф Аргенгау, правивший в VIII веке. Старшая линия Вельфов прервалась в XI веке, но по младшим ветвям они родня большинству правивших в XIX веке домов.

Ответить на вопрос, кому принадлежал замок Нойшванштайн, а точнее, Castrum Swanowe, сложно. Вассалы жили в замках, выделенных им сюзереном (часто подаренных). В XI веке «замок Шван» принадлежал кому-то из рода Швангау, а в XIX веке развалины стали владением их предположительных потомков Виттельсбахов. При жизни Людвига II замок Нойшванштайн принадлежал ему, а после смерти стал муниципальной собственностью. Наследников у короля не было.

Скрытые причины строительства

Некоторые историки считают, что желание погрузиться в прошлое и обращение к образам полумифических персонажей означает одно – унизительную реальность, от которой люди пытаются закрываться образами славных предков. История Людвига II может быть подтверждением этой концепции.

В 1866-м Бавария вступает в войну против Пруссии на стороне Австрии. Пруссия выигрывает. 22 августа 1866 года подписывается «мирный договор». По его условиям Бавария:

  • выплачивает Пруссии репарации в сумме 30 млн гульденов;
  • передает армию под командование прусских военачальников;
  • отдает два города (Бад-Орб, Герсфельд).

Людвиг не командовал войсками лично, но от этого военное поражение не становится менее трагичным. К военным провалам добавились неудачи в личной жизни. Влюбленный (по слухам) в Елизавету Австрийскую, первую красавицу Европы, он вынужден делать предложение ее сестре, Софии Баварской. Однако София якобы изменила ему накануне, и помолвка была расторгнута в октябре 1867 года.

Столкнувшись с двумя крупными неудачами, король погрузился в мир легенд. Достоверных сведений о временах рыцарей у Людвига не было, поэтому он решил строить идеал замка, опираясь на предания. Король все свободное время посвятил строительству.

Людвиг II перед Нойшванштайном, мотив открытки XIX века / Фото: Wikipedia.org

Место расположения

Географически район стройки представляет собой горное плато. Внизу расположено ущелье Пёллат. Его прорезали горные реки, стекавшие с ледников последнего ледникового периода. Ущелье сегодня – природная достопримечательность. Здесь проходят туристических походы разной степени сложности.

Интересные факты:

  1. От подножия к вершине плато ведет горный серпантин. Чтобы поднимать строительные материалы, король использовал строительный кран на паровой тяге.
  2. Людвиг II – «первый активист движения зеленых». Он разрешал рубить местный лес только так, чтобы на освобожденном участке высаживали новые деревья.
  3. Туристы поднимаются по дороге либо пешком, либо в повозке на лошадях. Но повозки не простые, а с электродвигателем. Это требование современных зеленых. Они посчитали что, принуждать непарнокопытное везти туристов в гору – это издевательство над животными, и требовали отказа от поездок до тех пор, пока муниципальные власти не решили усовершенствовать транспорт.
  4. Строительные работы начались с выравнивания плато и удаления руин. Первый камень заложили 5 сентября 1868 года.

Особенности планировки и архитектуры

Если облететь замок вокруг, то заметно, что он похож на лебедя. Подъездной путь заканчивается у «надвратного здания». Раньше это было бы стеной. Но Людвиг строит по-своему. Более того, он жил в этих комнатах, чтобы наблюдать за строительством лично. Стены надвратного здания отделывают красным кирпичом, что напоминает красный лебединый клюв.

Замок Нойшванштайн включает ряд отдельных строений. Они растянуты на 150 м в длину по вершине скалы. Завершающее – пятиэтажный замок. Его последняя стена (противоположная «носу лебедя») заканчивается балконом. В сочетании со стеной получается «хвост». Ближе к воротам стоит высокая белая башня, напоминающая длинную лебединую шею. Оставшиеся башенки расположены так, чтобы казаться концами крыльев.

Замок Нойшванштайн / Фото: Wikipedia.org

Замок построен из кирпича и обшит местным известняком. Его добывали в близлежащем карьере. Считается, что использовали на строительстве 400 тысяч кирпичей, 465 тонн плит из мрамора, 3600 кубометров цемента и 600 тонн песка.

Двор делится на два уровня. Первый – сам двор. Второй уровень сформирован подъемом и галереей, с которой можно наблюдать окружающие горы. В задней части планировался средневековый донжон (круглая башня), но он так и не был построен. Создали только искусственную насыпь для него.

Особенностью проекта является то, что конечный результат отличается от предварительного плана. Первоначальное описание было похоже на горный замок барона-разбойника, который грабит окрестности, а в свободное время пирует в своем убежище. Проект постоянно меняли. Так, надвратное здание должно было быть мощной крепостью с часовней, но часовню не построили.

Первоначальную стоимость в 3 млн марок быстро превысили. Король влез в долги. Хотя он и оплачивал строительство из собственных средств, это вызывало недовольство народа и министров. Его донимали кредиторы. Однако все затраты на строительство муниципалитет города вернул благодаря доходам от туризма уже через 18 месяцев после открытия замка для публики.

Интересные факты:

  1. Считается, что Людвиг Баварский любил работать по ночам. За что получил прозвище Лунный король.
  2. Также он часто наслаждался видом освещенного замка, выделявшегося на фоне ночного неба. Для этого распоряжался зажечь огни в комнатах и уходил из дому, чтобы полюбоваться зрелищем со стороны леса.
  3. Из-за особенностей ориентации по солнцу замок отлично смотрится в закатных лучах. Благодаря белому известняку и высоте он кажется розовым дворцом принцессы, который возвышается над лесом на фоне заснеженных гор.
  4. Проекты помещений создавал архитектор Кристиан Янк. За основу он брал эстетику театральных залов XIX столетия: колонны, лепнина на стенах и потолке, позолота, роспись поверхностей картинами на мифологические темы.
  5. Самая высокая часть замка – северная башня. Ее высота – 65 м. Внутри под куполом сверкает стилизованное звездное небо. В центре комнаты расположена колонна, выполненная в виде пальмы.

Внутреннее убранство

Особенность внутренних помещений в том, что они имеют практическое назначение (спальня, тронный зал), но подчинены мифологической теме.

Например, между гостиной и кабинетом создан искусственный грот. Он представляет собой сталактитовую пещеру. Для его создания сталактиты брали в местных горах. Провели электричество, чтобы подсветить воду (здесь работал комнатный водопад).

Грот символизирует легенду о Тангейзере (средневековом поэте). В горах Баварии есть непотухший вулкан Герзельберг (Hörselberge). На его склоне расположен грот. Если постоять там, то можно услышать звуки. Для средневековых жителей это были звуки с того света. В дохристианскую эпоху – голоса горных духов, а после принятия христианства – стоны грешников в аду.

С Герзельбергом связано множество легенд. По одной из версий, в гроте живет богиня Венера. Тангейзер шел мимо него на состязание певцов, но увидел богиню, звавшую музыканта с собой. Пара отлично провела время, певец вышел из горы, и оказалось, что его не было не одну ночь, а 7 лет.

Опасаясь, что это грозит бессмертной душе наказанием, Тангейзер отправляется в Рим просить папу отпустить грехи. Тот с негодованием говорит, что скорее зацветет его посох, чем Бог простит такого грешника. Грустный поэт побрел обратно к Венере, а у папы римского расцвел посох. Однако Тангейзер уже не выйдет из грота до дня Страшного суда, когда Господь будет судить всех людей.

Читайте такжеБалморал — старинный шотландский замок и его достопримечательности

Зал певцов тоже посвящен Тангейзеру, точнее, тому соревнованию, на которое спешил поэт. Он спроектирован по подобию зала Ватбурга. Там состоялось «Состязание певцов» во времена правления ландграфа Германа I Людовинга. На старинной картине зритель видит 6 певцов перед сиятельными правителями. Они соревнуются в том, кто лучше умеет хвалить принца.

В интерьере замка смешиваются романские, готические и византийские традиции. Особенно ярко это заметно в тронном зале. Зал двухэтажный. Первый этаж – пространство зала. Второй – обводная галерея, идущая по периметру комнаты. Подняться на галерею можно по ступенькам. Зал символизирует земное и небесное. Ступени лестницы – переход от одного состояния к другому. Фрески на стенах зала изображают Иисуса Христа, апостолов. В отличие от тронных залов других королей, здесь нет ни портрета Людвига II Баварского, ни его королевского трона. Считается, что Людвиг не считал себя достойным сидеть в присутствии Бога.

Настенные росписи выполняли художники:

  • Вильгельм Хаушильд;
  • Август Шпис;
  • Фердинанд фон Пилоти;
  • Йозеф Айгнер;
  • Эдуард Иль.

Помимо религиозных сюжетов, на стенах много персонажей и иллюстраций из опер Вагнера. Изюминка заключается в том, что за основу для изображения художники брали не оперу, а то, что было достоверно известно о легенде или об исторической сцене к XIX веку. Дополняют интерьер технические изобретения XIX столетия: освещение, отопление, телефон и т. д. Телефон проведен в каждой комнате, чтобы королю было удобно отдавать распоряжения слугам.

Тронный зал / Фото: Wikipedia.org

Главные достопримечательности

Главная достопримечательность сказочного замка – мифология. Кроме Тангейзера, короля интересовали два мифа, связанных с геральдическим животным рода Швангау – лебедем. В XIX веке были известны две легенды:

  • рыцарь-лебедь;
  • дети-лебеди.

Легенда о рыцаре-лебеде возникла на пересечении земель кельтов и германских племен. Поэтому миф оказывается связан с рыцарями Круглого стола и королем Артуром.

Лоэнгрин – рыцарь Круглого стола. Он спешил на зов к Эльзе Брабантской. Умирающий отец поручил девушку опеке Фредерика фон Терамунда, победителя дракона и храбреца. Терамунд потребовал, чтобы Эльза вышла за него замуж. Девушка отказалась и обратилась к императору за защитой. Император согласился, но желающих вступить в бой с Терамундом не нашлось.

В это время в храме Святого Грааля (в замке Монсальват) прозвонил колокол, призвавший волшебного защитника – Лоэнгрина, сына Персиваля. Он появился в землях Эльзы в лодке, которую тащил по воде лебедь. Рыцарь Грааля убил Терамунда. Эльза стала его женой. Но у рыцаря было условие – никогда не интересоваться, кто он. Прошли годы. Однажды ситуация сложилась так, что Эльза задала мужу запретный вопрос. Рыцарь ответил, но потом за ним приплыла лодка с лебедем, и Лоэнгрин навсегда исчез из Германии.

По другой версии легенды, Лоэнгрина звали Гелиас или Гелий, что похоже на искаженное кельтское слово eala, ealadh, означавшее лебедя. Приведенный текст – легенда о происхождении Брабантского дома, но не единственный вариант повествования о рыцаре-лебеде, бытовавший среди правящих семей германских королевств.

Сказка о детях-лебедях в некоторых вариантах перекликается с легендой о рыцаре. У счастливого союза короля Орианта и королевы Беатрис была антагонистка – мать правителя – королева Матабруна. Он ненавидела невестку, и когда Беатрис родила семерых детей с серебряными ожерельями на шеях, Матабруна отдала их служанке, чтобы утопить, а королеве подложила новорождённых щенков.

Служанка оставила детей в хижине отшельника. Их воспитал святой старец. Однажды люди Матабруны охотились в лесу и заметили необычных детей с ожерельями. Злая королева поняла, кто это, и послала слуг убить. Но слуги всего лишь сняли с детей ожерелья, которые отдали королеве как доказательство. Без ожерелий шестеро детей превратились в лебедей и улетели. Седьмого, Гелиаса, в этот момент с ними не было.

Дальше святому отшельнику явился ангел, поведавший о кознях Матабруны. Он отправился ко двору короля, где выдвинул обвинение против злой старухи. В доказательство отшельник с Гелиасом попросили принести ожерелья. Их надели на лебедей, и те снова стали людьми. Матабруну казнили. Но из одного ожерелья для нее уже изготовили кубок. Поэтому один из принцев так и остался заколдованным лебедем. Так пятеро детей вернулись к счастливым родителям, а шестой в виде лебедя уплыл вместе с Гелиасом. Господь послал им знак о том, что рыцарь должен отправиться в другие страны совершать подвиги во славу Божью.

Легенда о Лоэнгрине отражена на стенах королевского кабинета. Тронный зал стал воплощением зала, где хранится Святой Грааль. Стены спальни декорированы резными деревянными панелями и картинами, иллюстрирующими легенду «Тристан и Изольда». Убранство остальных помещений также вращается вокруг «лебединых» легенд.

Соответственно, главный элемент декора – лебедь. По замку расставлены статуи лебедей. В спальне умывальник выполнен в форме лебедя. В него заливали воду, которую лили на руки королю. Людвиг даже заказал посуду в форме лебедей.

Резные деревянные панели не менее эффектное украшение замка, чем настенные росписи. В спальне каждый предмет – отдельный шедевр деревянного зодчества: резная кровать с балдахином, письменное бюро, стулья, пуфики. Над изготовлением кровати трудилось 4 года 15 резчиков по дереву.

Нойшванштайн в новом столетии

Нойшванштайн отражает не только любовь правителя к комфорту, но и высокохудожественный вкус. Замковая эстетика нравится туристам. Сравнивая процентное соотношение посетителей, Немецкий национальный совет по туризму пришел к выводу, что из всех посетивших немецкие дворцы и правительственные резиденции 31% туристов приходятся на баварский Нойшванштайн.

Замок – единственный объект в Баварии, содержание которого обходится дешевле, чем доходы, которые он приносит. Такую точку зрения высказывает Баварская дворцовая администрация. В 2004 году выручка от посетителей Нойшванштайна составила 6,5 млн евро. С июля по август его посещает 6000 человек в день, а в дни пиковой нагрузки – до 10 000.

Билеты на экскурсии продаются на месте и покупаются онлайн. Но нужно учитывать несколько моментов:

  1. Если прийти к замку, то купить билет «сегодня на сегодня» не получится из-за большого потока людей. Заказывать через интернет удобнее.
  2. Экскурсии проводятся только с гидом. Самостоятельно бродить запрещается. Замок стоит на скале, поэтому из соображений безопасности туристов ограничивают.
  3. Время одной экскурсии – 35 минут. Этого мало, но, кроме обзорной экскурсии, предусмотрены тематические туры.
  4. Туристам недоступно большинство комнат. Нет доступа в личные королевские покои и т. д. По факту экскурсия проходит только по комнатам, которые были готовы при жизни Людвига.
  5. Делать фото и видео в замке запрещено. Но можно фотографировать снаружи.

Историческая ценность объекта

Нойшванштайн символизирует романтический период в архитектуре и искусстве. Соответственно, в этом качестве он становится элементом фильмов-сказок и книг. Главный его образ – сказочный замок принцессы.

Второе амплуа замка – фон для фильмов о жизни Людвига II. Его интерьеры показаны в картинах:

  • «Людвиг II» от режиссера Гельмута Койтнера (1955);
  • «Людвиг II» Лукино Висконти (1973);
  • «Людвиг II» Питера Сера и Мари Ноэль (2012).

Третье амплуа замка – фон, изображающий королевский замок. Используется в сказках, исторических и фантастических фильмах. Среди них экранизация сказок братьев Гримм Эриха Коблера, фантастическая комедия Кена Хьюза «Читти-читти-бах-бах», пародия Мела Брукса на «Звездные войны» «Космические яйца» 1987 года.

Четвертый и самый новый способ использования замка – компьютерное моделирование киношных декораций. В ленте «Шерлок Холмс: Игра теней» режиссера Гая Ричи Нойшванштайн не снимался напрямую. Из элементов его интерьера и видов крепости Хоэнверфен создавались совершенно новые интерьеры. Такой способ создания декора вместо полной отрисовки объектов на компьютере позволяет режиссеру сделать изображение в кадре более естественным.

Читайте такжеАнна Иоанновна и особенности русской политики в XVIII веке: факты об императрице

Интересные факты

Первые посетители смогли побывать в дворце через 1,5 месяца после смерти монарха. Только за первые две недели дворец посетило 18 000 человек. В год Нойшванштайн принимает до 1,5 млн туристов.

Факты о замке:

  1. Первую копию Нойшванштайна создали в Диснейленде в Анахайме, Калифорния. Постройка стала олицетворением замка спящей красавицы из диснеевского мультфильма, а также фигурирует в мультфильме «Золушка». В 2014 году знаменитым замком вдохновлялись архитекторы китайского города Далянь для оформления местного отеля.
  2. Начиная с 2007 года замок Нойшванштайн можно видеть в 3D-модели на виртуальном глобусе Google Earth.
  3. С именем Адольфа Гитлера связывают историю о золоте Рейха, якобы хранившегося в подвалах замка. По другой версии, здесь хранили предметы искусства, которые фюрер планировал использовать в личной резиденции. Документальных подтверждений у легенды нет. В апреле 1945 года группа американских солдат из группы по поиску произведений искусства нашла в замке только фотоальбомы, сделанные группой рейхсляйтера Розенберга, но не ценности. Гитлер делал акварельные рисунки замка. Акварель с изображением Нойшванштайна его кисти была продана на аукционе в Германии в июне 2015 года за сумму 400 000 евро покупателю из Китая.

Факты о лебеде:

  1. Лебедь – геральдическое животное рода Швангау. Также это геральдическое животное рыцаря Лоэнгрина из одноименной оперы Вагнера, которой восхищался король Людвиг.
  2. Нойншванштайн и рыцарь Лоэнгрин вдохновили Чайковского на создание балета «Лебединое озеро».

Замок Нойшванштайн считается данью уважения творчеству Рихарда Вагнера. По замыслу, он должен был стать замком рыцаря-лебедя Лоэнгрина, любимого персонажа Людвига II. С этой легендой король был знаком с детства, но заново открыл для себя в опере Вагнера, которой восхищался. Из-за финансовых трудностей монарху удалось реализовать не все идеи. Но даже то, что получилось, делает Нойшванштайн одним из самых интересных для посещения мест в Баварии.

Читайте также

22 февраля 2023 г.
Шамбор — замок времен Ренессанса во Франции: история, архитектура, достопримечательности
9 февраля 2023 г.
Виндзорский замок — главная загородная резиденции британских монархов: история и архитектура
12 июня 2015 г.
Самые красивые замки в мире: от Европы до России и Японии
26 декабря 2022 г.
Эдинбург — история и достопримечательности древней столицы Шотландии
14 февраля 2023 г.
Балморал — старинный шотландский замок и его достопримечательности
6 февраля 2023 г.
Букингемский дворец — факты о лондонской резиденции британских монархов