Большой драматический театр в Санкт-Петербурге: история, архитектура и другие факты
Факты
17 февраля 2023 г. 5:55
Время чтения: 9 минут

Большой драматический театр в Санкт-Петербурге: история, архитектура и другие факты

Содержание

Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова – жемчужина Санкт-Петербурга. Это величественное здание с элегантными колоннами и прекрасными потолочными фрескам, похожее на дворец. Начиная с 1956 года его возглавлял талантливый режиссер Георгий Товстоногов. В 1960–1970-х годах труппа пополнилась такими талантливыми актерами, как Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Иннокентий Смоктуновский. Подробнее о театре, его репертуаре и архитектуре – в материале 24СМИ.

История театра у Фонтанки

Большой драматический театр имени Товстоногова находится в доме с зелено-белым фасадом под номером 65 на набережной Фонтанки. До революции это здание называлось Малым или Суворинским театром.

Строил его архитектор швейцарского происхождения Людвиг Фонтана по заказу графа Антона Апраксина. Часть собственных средств граф пожертвовал на благотворительность. По его запросу построили богадельню для вдов и ремесленную школу для сирот. Так как Апраксин любил театр, то заказал и такое здание. В конце лета 1901 года на набережной Фонтанки случился пожар, но здание отстроили заново по требованию вдовы графа Марии Апраксиной. Сегодня в нем расположены главная и малая театральная сцены.

Собственной театральной труппы у Антона Апраксина не было. Он сдавал здание в аренду. Арендатором стал литературно-артистический кружок, основанный издателем и театральным критиком Алексеем Сувориным на паевых условиях с драматургом Петром Гнедичем и Павлом Ленским. Со временем Суворин выкупил паи у друзей, став единственным собственником театра, который после его смерти начали называет по его фамилии.

Официальное открытие театра состоялось в сентябре 1895 года. На должность режиссера Суворин пригласил драматурга Евтихия Карпова. Тот собрал труппу из 45 актеров. Среди них Лидия Яворская, Зинаида Холмская. В день открытия на сцене поставили «Грозу» Александра Островского. Основу театрального репертуара составили социальные темы. Здесь давали «Бедность не порок» и «Трудовой хлеб» Островского, «Тайну души» Мориса Метерлинка и другие произведения. На его сцене выступали Айседора Дункан, Сара Бернар. Так театр жил до 1917 года.

После Октябрьской революции

В зарождающейся стране Советов здания театров, в том числе Суворинского, национализировали. По предложению писателя Максима Горького и его официальной любовницы Марии Андреевой, получившей должность «театрального комиссара», в здании решили организовать театр драмы. Он получил известность под сокращением БДТ, что расшифровывалось как Большой драматический театр.

Одним из его соучредителей стал сценограф и искусствовед Александр Бенуа. Первым руководителем худсовета – Александр Блок. Первую театральную труппу собирал актер Николай Монахов. Кроме Монахова, в труппу вошли актеры Юрий Юрьев, Владимир Максимов. Музыкальным сопровождением занимался Юрий Шапорин.

Открытие состоялось на Сретение 1919 года. На сцене поставили пьесу «Дон Карлос», написанную немецким драматургом Фридрихом Шиллером. Спектакль длился 5 часов в неотапливаемом зале, но зрители не расходились.

30-е годы – сложный период в работе большинства театров. Многие актеры покинули Россию, а вместе с ними исчезла часть тех, кто посещал театральные постановки. Изменился репертуар. Сталин считал, что дореволюционная тематика чужда советскому человеку. Поэтому требовал ставить спектакли, отвечающие духу эпохи. Получалось что-то среднее между спектаклем и агитацией, не пользовавшейся популярностью у зрителя.

Отдельно стоит выделить театральную деятельность в Петрограде 1920-х. На сцене Большого драматического театра ставят романы Виктора Гюго, некоторые пьесы Уильяма Шекспира и Фридриха Шиллера. Театральный реквизит этого периода собирают из мебели и одежды, переданной театру из богатых домов. Так, актриса Нина Лежен в пьесе «Заговор императрицы» играла Анну Вырубову в настоящем платье Вырубовой Но в 1930-х меняется руководящий и актерский состав. Кто-то из представителей дореволюционной эпохи выехал, как Бенуа, Горький и Андреева, а кто-то умер.

В 1932–1992 годах театр назывался Ленинградским академическим и носил имя Горького. От момента получения нового названия и до 1955-го в коллективе сменилось больше 6 режиссеров, что сказывалось на качестве игры и на театральной среде в целом.

Большой драматический театр / Фото: Flickr.com

Под руководством Георгия Товстоногова

До БДТ Георгий Товстоногов руководил другим театром на протяжении 6 лет. Партийное руководство предложило ему возглавить увядающий драмтеатр на Фонтанке с тем, чтобы повысить его престижность. Режиссеру дали широкие полномочия в отношении коллектива и репертуара. Товстоногов согласился и с февраля 1956 года стал 11-м по счету режиссером Большого.

В первую очередь новый руководитель обратил внимание на труппу. Как случается с периферийными театрами, она утратила пластичность. Кто-то играет десяток ролей в давно заученной манере и ничего менять не желает. Кто-то считает, что звездное положение и сыгранные роли дают право играть так, как видится актеру, а не режиссеру. Поэтому часть труппы Товстоногов уволил, а затем приступил к изменению репертуара. Необходимость перемен сегодня легко поймет даже школьник, если почитает репертуар, предшествовавший Товстоногову.

В 1947 году на сцене Большого театра ставят «Верность» Леонида Жежеленко, «Закон зимовки» Бориса Горбатова, «Русский вопрос» Константина Симонова, «Мещан» Максима Горького. В 1950-м – пьесы «Тайная война» Владимира Михайлова и Льва Самойлова, «Флаг адмирала» Александра Штейна, «Темной осенней ночью» Юрия Германа, «Разлом» Бориса Лавренева. В 1953-м – «Пролог» Александра Штейна, «Слуга двух господ» Карло Гольдони, «Строгая девушка» Самуила Алешина, «Кандидат партии» Александра Крона.

Возможно, все это отличные пьесы, в которых играют талантливые актеры. Но даже если представить, что в них режиссер не планирует поучать зрителя, то названия не дают узнать, для какой аудитории это предназначено. Послевоенный зритель, который видит репертуар впервые, не скажет, о чем это и будет ли интересно. Получается, что при наличии выбора из пьес трех театров зритель может и не прийти.

Георгий Товстоногов изменил репертуар. После его прихода в 1956 году на сцене появляются «Ученик дьявола» Джорджа Бернарда Шоу, «Обрыв» Ивана Гончарова, «Преступление Энтони Грэхема» Джеральда Гордона, «Когда цветет акация» Николая Винникова. В 1957-м дают «Идиота» Федора Достоевского, «Кремлевские куранты» Николая Погодина, «Достигаев и другие» Горького, «Лису и виноград» Гильерми Фигейреду. Режиссер достигает цели и завершает 1957 год аншлагами. Спектакли проходят с заполненным залом.

Успех Товстоногова вызвал разные отзывы, как восторженные, так и не слишком. Советский театральный критик Павел Марков по этому поводу написал, что какие бы суждения ни выносились о Товстоногове, ясно одно – этого человека невозможно игнорировать. Его успех свидетельствует, что театр нашел то, что нужно зрителю.

Большой драматический театр в Санкт-Петербурге после СССР

Георгий Товстоногов руководил коллективом до конца весны 1989 года. 23 мая он внезапно умер, когда возвращался со спектакля. Для коллектива театра опять наступили сложные времена.

Товстоногов не готовил себе замену, справедливо полагая, что у следующего режиссера будет собственное видение мира и тот будет перестраивать репертуар труппы под себя. Но подходящего режиссера все не появлялось. Поэтому сначала руководителем стал Кирилл Лавров, затем его сменил Темур Чхеидзе. Он возглавлял государственный драмтеатр до февраля 2013 года. Сегодня его труппой руководит Андрей Могучий.

Первой постановкой нового режиссера стала пьеса, написанная по сюжету «Алисы в Стране чудес» английского писателя Льюиса Кэрролла. Главную роль исполнила знаменитая актриса кино и театра Алиса Фрейндлих. Работа труппы удостоена премии «Золотая маска» за декорации Марии Трегубовой, а также за лучшую второстепенную роль, в которой выступил Геннадий Богачев.

В 2005-м театральные площади пополнились еще одной сценой. Драматический театр объединили с Каменноостровским, здание которого передали под управление БДТ. Там открыли вторую сцену, на которой шли спектакли, пока главную площадку реставрировали.

Читайте такжеМариинский театр в Санкт-Петербурге: история строительства, архитектура и другие факты

На протяжении трех лет (2011–2014) главное здание театра находилось на реставрации. Торжественное открытие состоялось в начале осени 2014-го. В честь открытия на сцене поставили пьесу «Что делать?» по произведению Николая Чернышевского.

Кроме театральной деятельности БДТ с Могучим озаботился популяризацией вида искусства среди молодежи и открыл обучающий проект «Эпоха просвещения». Он охватывает все категории зрителей. Для воспитателей садиков и школ актеры проводят занятия по основам сценического мастерства с дальнейшим использованием знаний в детских спектаклях. Для молодежной аудитории проводятся экскурсии в театре, встречи с людьми искусства. В театральном музее посетители знакомятся с костюмами, элементами декораций и другими достопримечательностями.

Фойе театра / Фото: Wikipedia.org

Архитектура и убранство

Здание выполнено в неоклассическом стиле. По форме это двухэтажное симметричное строение с портиком над входом, украшенное декоративными колоннами в районе второго этажа и барельефами. Театр рассчитан на небольшое количество зрителей. Здесь два зала. Главный – на 750 человек и малый камерный зал – на 70.

После реконструкции театральная сцена укомплектована новой системой освещения и сценическим оборудованием. Но изюминка здания – потолочные росписи. Над театральной лестницей изображен Аполлон, летящий на колеснице, запряженной белыми скакунами. Потолок над главной сценой украшен музами и ангелами. Росписи датируются началом XX века (1902). Автор – Анджело Гуджиари. Фреска с божеством называется «Торжество Аполлона». У других картин собственных названий нет. Занавес украшен эмблемой театра.

Театральная лестница ведет к фойе. Его зал разделяют пять арок с лепной балюстрадой. Оттуда можно пройти к кабинету Товстоногова, превращенному в музей, и гримерке Кирилла Лаврова. Все предметы в кабинетах (мебель, книги, фото) оставлены так, как и при жизни знаменитых руководителей театра. Театральный холл украшает бюст Александра Блока, а наверху лестницы стоит в нише памятник Горькому.

Знаменитости и постановки

Идея Максима Горького заключалась в том, что театр – это сцена для героических постановок, а также «великих социальных страстей» – слез и смеха. Поэтому его послереволюционный репертуар включал пьесы по мотивам произведений Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Виктора Гюго, Валерия Брюсова. Над декорациями к ним работали художники Владимир Щуко, Мстислав Добужинский. Музыку писали Юрий Шапорин, Борис Асафьев.

В 1930-х годах драмтеатр испытывал творческий кризис. Ситуация усугубилась после войны и так продолжалось до прихода Товстоногова во 2-й половине 1950-х. В 1960-х и 1970-х театральную труппу пополнили Светлана Крючкова, Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Олег Басилашвили.

Одной из самых знаменитых постановок этого периода стал «Идиот» Федора Достоевского. Роль князя Мышкина в ней сыграл Иннокентий Смоктуновский. После премьеры Смоктуновский стал знаменитостью, а пресса долго писала восторженные статьи, анализируя каждый момент пребывания героя на сцене.

В сегодняшнем театре ставят спектакли Андрея Могучего, а также его учеников в рамках проекта «Курсовая». В 2022 году на сцене ставили «Бесчестье» Сергея Ильина, «Привидения» Генрика Ибсена, «Три толстяка. Эпизод 7» (авторский спектакль Могучего).

Читайте такжеПетергоф — факты о «русском Версале»: история создания, достопримечательности, мифы и легенды

Интересные факты

Поскольку у Большого драматического театра Санкт-Петербурга нет такой длинной истории, как у шекспировского «Глобуса» в Лондоне, то он не обзавелся мистическими легендами, но придерживается тех же традиций, которые присущи театрам с римских времен.

Интересные факты:

  1. В театре запрещено свистеть. Эта традиция возникла в давние времена, когда для перемещения театральных декораций нанимали портовых грузчиков. Они подавали сигналы друг другу свистом. Чтобы случайный свист не стал причиной неправильно понятой команды, зрителям свистеть запрещалось.
  2. Круговой принцип размещения мест вокруг арены восходит к римскому Колизею. Те места, что ниже, – самые дешевые, те, что выше, – дороже. Цену определяла безопасность зрителя. Если из-за ограждений арены внезапно выскакивал хищник, то зрителей в первом ряду ничто не могло спасти, но зато они смотрели представление почти бесплатно.
  3. В театральном зале свет никогда не гаснет полностью. Зал подсвечивают хотя бы самой тусклой лампочкой. Это тоже древняя традиция, направленная против привидений. Если театральный призрак увидит плохую игру и ему не понравится, то может проклясть актеров. Но эта опция у призрака якобы включается только в полной темноте. Поэтому призраков отпугивали, подсвечивая зал.

Большой драматический театр создал одну собственную традицию. Известные люди, которые его посещают, оставляют собственные автографы на потолочных сводах. У театра есть подписи Лоуренса Оливье, Георгия Жукова, Александра Солженицына, Андрея Миронова, Вячеслава Тихонова и других знаменитостей.

Читайте также

9 июня 2017 г.
Интересные факты о театре
18 января 2023 г.
Большой театр России: история создания, знаменитости и другие факты
13 февраля 2023 г.
Мариинский театр в Санкт-Петербурге: история строительства, архитектура и другие факты
15 декабря 2014 г.
От Петровского до Большого: истоки Большого театра
20 мая 2015 г.
Первый театр в России и мире: от оперы и балета до кукол
15 мая 2023 г.
Владимир Немирович-Данченко — творческий путь знаменитого театрального деятеля