Томас Торквемада — исторический портрет первого испанского инквизитора
Факты
29 марта 2023 г. 12:35
Время чтения: 9 минут

Томас Торквемада — исторический портрет первого испанского инквизитора

Содержание

Томас Торквемада – символ испанской инквизиции и часть черной легенды Испании. За 600 лет легенда выросла до таких больших размеров, что погребла под собой личности всех участников, оставив только архетипы. Их с успехом эксплуатировали богословы, писатели, а теперь используют психологи и кинорежиссеры. Подробнее о человеке, который стал символом самой мрачной легенды в Европе, – в материале 24СМИ.

Биография великого инквизитора

Подробности жизни Торквемады крайне скудны. Нет уверенности даже в месте и дате рождения. Предположительно – 1420 год. День и месяц остались неизвестны.

Место рождения:

  • Вальядолид, город на северо-западе Испании;
  • или Торквемада – город в Кастилии на юго-востоке Испании.

Первое предположение происходит из факта обучения Томаззо Торквемады. Он вырос в Вальядолиде и там получил образование. В этом же городе Томас стал монахом в монастыре Сан-Пабло. Второе предположение связано с традицией называть людей неаристократического происхождения не по фамилии, а по месту, из которого они происходят: Иисус из Назарета, Эрнандо дель Пульгар, т. е. Эрнандо из муниципалитета Пульгар.

Учебным заведением, где Торквемада изучал богословие, называют Университет Саламанки. Это один из старейших в Испании университетов.

О родителях и их биографии тоже ничего не слышно. Дядя – епископ и кардинал Хуан де Торквемада. О нем известно, что он был доктором богословия. Изучал право и богословие в Париже. Там же получил докторскую степень. Кардинал Торквемада всю жизнь перемещался между епархиями, выполняя распоряжения Ватикана. Например, мирил французского короля Карла VII с английским королем Генрихом VI. Поэтому перечень учебных заведений, где мог учиться его племянник, довольно широк.

Дата смерти Томаса Торквемады известна лучше. Он умер в монастыре Санто-Томас де-Авила в 1498 году в пожилом возрасте. Считается, что к этому времени ему исполнилось 77–78 лет.

Двор монастыря Санто-Томас де-Авила / Фото: Wikipedia.org

Портрет Торквемады

Карьере Томаса Торквемады помогали три добродетели:

  • ученость;
  • благочестие;
  • аскетизм.

Благодаря этим качествам его избрали в 1452 году настоятелем монастыря Санта-Креус в Сеговии. Молодому настоятелю исполнилось около 30 лет. Здесь Томас познакомился с юной принцессой Изабеллой Кастильской. Дата знакомства неизвестна.

Монастырь будет действовать до середины XIX века. Во времена Торквемады он был королевским аббатством. Поэтому его настоятель мог стать исповедником члена королевской семьи. Здание монастыря не ассоциируется с ужасами инквизиции. Построенный из золотистого песчаника, он сияет в лучах средиземноморского солнца. Ажурные постройки вызывают ассоциацию с Хогвартсом и Гарри Поттером.

Построен монастырь Домиником де Гусманом, основателем ордена доминиканцев, в 1218 году. Его главная достопримечательность – крест, вырезанный из того же дерева, что и крест, на котором распяли Иисуса Христа. Реликвию подарил монастырю последний эмир Гранады Абу Абдаллах Мухаммад ибн Аби иль Хасан Али.

Коронация Изабеллы состоялась в Сеговии в 1474 году. С этого момента деятельность Томаса Торквемады направлена исключительно на укрепление ее власти. В 1483-м он станет первым великим инквизитором Испании.

Внешность и характер

Внешность Томаса Торквемады точно неизвестна. Он носил власяницу, не ел мясо, не спал в мягких постелях. Его сопровождала вооруженная стража из 250 человек (конных и пеших), дабы предотвратить покушения на жизнь.

Торквемада не без причин опасался подосланных убийц. По легенде, он пил напитки только из рога единорога. Рог этого мифического создания нейтрализует яды. Также считается, что за всю жизнь он собрал огромное состояние из имущества, конфискованного у казненных.

Но большинство биографических легенд и описания борьбы с еретиками оставлены предвзятыми источниками. Нельзя доказать или опровергнуть сообщаемые ими сведения. А это значит, что достоверных данных о личной жизни, характере и привычках главы инквизиции у историков нет.

Торквемада как Великий Инквизитор вместе с папой Сикстом IV. Жан-Поль Лоуренс / Фото: Wikipedia.org

Происхождение

Чаще других цитируются сведения о Торквемаде от испанского историка Эрнандо дель Пульгара. Он пишет, что великий инквизитор был из евреев, которые обратились в католическую веру. Сменил веру дед Томаса. Но сегодня историки не верят в точность сведений из этого источника.

Рождение инквизиции

Томас Торквемада стал символом инквизиции, но ее создатель другой доминиканец – Алонсо де Охеда, настоятель монастыря Сан-Пабло. В 1477–1478-м (точная дата неизвестна) он пишет королю и королеве, что возникла проблема с евреями, обращенными в католичество. Несмотря на обращение, они продолжают совершать иудейские обряды. Этому нужно положить конец, иначе христианство падет.

Томас Торквемада и архиепископ Севильи подтвердили информацию, изложенную настоятелем. Фердинанд и Изабелла обратились к папе римскому за разрешением создать суд инквизиции Святой канцелярии, но под управлением короля и королевы, а не папы. Сикст IV согласился.

Первое сожжение еретиков состоялось 6 февраля 1481 года. На костер отправили 6 человек, которых обвиняли в том, что они тайно исповедуют иудаизм. 17 октября 1483-го новый папа Иннокентий VIII назначил Томаса Торквемаду генеральным инквизитором Каталонии.

«Молот еретиков и свет Испании»

Первоначально инквизиция создавалась как орган, который должен подавить выявленный в Севилье очаг иудаизма. Но за 15 лет единственный трибунал в Севилье превратился в сеть из двух десятков священных канцелярий, охвативших весь полуостров. Никто, каким бы важным он ни был, не мог оказаться освобожденным от судебного преследования. Придворный историк королей Гонсало Гарсия де Санта-Мария, происходивший из знатной семьи, трижды представал перед судом инквизиции и в конце концов умер в тюрьме. На кострах горели монахи и священники.

По одной из легенд, влиятельный еврей и, по сути, личный банкир короля Фердинанда Арагонского, узнав, что Торквемада «взял его на карандаш», запросил аудиенцию у короля. Он предложил взятку за то, чтобы правитель задержал инквизиторов, а он успел выехать из Испании. После этого разозлённый Торквемада пришел к Фердинанду. Бросил монарху под ноги распятие и сказал: «Иуда продал Господа за 30 сребреников, но вы собирались продать его за 30 тысяч».

Королева Елизавета I писала о Торквемаде: «Он настолько авторитарен в отношениях с князьями и дерзок в собственной святости, что они бы хотели отозвать его прочь, но уже не могут». Испанский летописец Себастьян де Ольмедо называл инквизитора «молотом еретиков, светом Испании и спасителем страны».

Читайте такжеЖан Кальвин — «женевский папа» протестантизма и основы кальвинизма

Торквемада и Ватикан

В XX веке, изучая истоки образования черной легенды Испании, стало модным подсчитывать, сколько людей сжег Торквемада, и рассуждать о том, что «не всех». Однако это не отменяет факта массовых убийств.

В 1482 году инквизиция составила дело на епископа Калаорры и президента совета Кастилии Педро де Аранду. Обвиняемый узнал об этом раньше, чем его схватили, и отправился в Ватикан. Папа направил де Аранду личным послом в Венецию. Томас Торквемада написал письмо папе, в котором изложил суть обвинения: де Аранда считал, что закон Моисея не есть ересь, в молитве «Отче наш» опускал слова «Сына и Святого Духа», ел мясо в Страстную пятницу и сомневался в пользе индульгенций. Он верил в рай, но сомневался в существовании ада и чистилища.

Папа проигнорировал аргументы и написал королю и королеве (Фердинанду и Изабелле), что их инквизиция больше озабочена отъемом имущества, чем спасением душ. Для Торквемады и его методов это ничего не изменило. Хотя исследователи уже никогда не узнают, в скольких случаях после письма папы инквизиция передумала выдвигать обвинение. В последующие годы папа напишет испанским королям еще несколько писем подобного характера.

Черная легенда инквизиции

Черной легендой в литературе называют преувеличенный или выдуманный образ. Он призван очернить того, на кого направлена легенда, и выставить противника в лучшем свете, чем было на самом деле. Факт гонений на еретиков и мавров в средневековой Европе не вызывает сомнения. Но остальные элементы легенды корректировались. В каждом веке они подгонялись под новые идеи и потребности.

Физически на территории Испании несколько веков смешивались разные народы: испанцы, евреи, мавры. После того, как Торквемада начинает формировать из Испании образ лидера католического мира и самой «правильно верующей нации», она становится угрозой не только для власти Ватикана, но и для правителей других государств, тем более что они видят, как инквизиция борется за право диктовать волю монарху.

Римский папа Александр VI прямо говорил о том, что в Испании преследуют евреев только для того, чтобы отобрать их деньги. Когда инквизиция с евреев переключилась на лютеран, то последовал новый комментарий, что испанцы в принципе склонны к убийствам.

В XVI веке испанскую инквизицию будут изображать как главную угрозу европейским свободам. Проповедники Реформации напишут о том, что страны, принявшие католицизм, из-за инквизиции могут потерять свои религиозные свободы и право на инакомыслие. Так в истории постепенно слой за слоем формировался образ испанцев, склонных к бессмысленным убийствам и жестокости. Реальность и вымысел переплелись в нем настолько прочно, что отделить одно от другого не всегда возможно.

В XVI веке религиозные войны ясно показали, что государств с единообразным мышлением не существует и попытка их создать провальна. Интеллектуалы начали писать о том, что государство должно заботиться о благополучии всех граждан и проявлять терпимость в обмен на социальный мир.

Французский философ Монтескье рассматривал Испанию и период инквизиции как пример плохого управления государством под влиянием священнослужителей. Он обвинял инквизицию в экономическом разорении Европы и демографическом кризисе. Монтескье описывал инквизиторов как безжалостных людей, полностью оторванных от общества и поглощенных собственными иррациональными идеями.

Изгнание евреев из Испании (1492), Эмилио Сала-и-Франсес, 1889 г.: Торквемада предлагает католическим королям подписать указ об изгнании евреев из Испании / Фото: Wikipedia.org

Письменные свидетельства об инквизиции

Считается, что черную легенду в том виде, в котором она существует в XXI веке, окончательно сформировали философы эпохи Просвещения. В основном потому, что французам требовалось придумать легитимное оправдание вторжению Наполеона в Испанию. Они решили, что «несут свет просвещения» одичавшим от убийств испанцам. Сегодня считается, что при инквизиции уничтожено меньше людей, чем им приписали в эпоху Просвещения, но все равно время правления Торквемады осталось самым жестоким. При нем на кострах сожгли от 2 до 10 тысяч человек.

Образ в искусстве

Образ Торквемады в искусстве статичен. Он символ жестокости и религиозного фанатизма. Например, в фильме «Колодец и маятник» режиссера Стюарта Гордона инквизитор – садист и убийца. Его играет актер Лэнс Хенриксен. В фантастическом боевике «Кредо убийцы» режиссера Джастина Курзеля Томас Торквемада – один из второстепенных персонажей, не маньяк, но все равно убийца.

Больше менялся образ инквизиторов. В середине XVIII века в моде оказались готические романы. В них описывались руины, катакомбы и монахи-фанатики. В начале XIX столетия возникает образ «развратного инквизитора». К концу XIX века весь комплект образов потерял привлекательность и стал забываться. Но Федор Достоевский пишет «Братьев Карамазовых», и интерес к великому инквизитору вспыхивает вновь. В XX веке он становится символом репрессий.

Результат деятельности

Считается, что труды Торквемады помогли объединению Испании и превращению ее в могущественное европейское государство. Косвенно инквизиция способствовала колонизации Нового Света. Корабли мореплавателей шли к берегам Америки под флагами Испании и Португалии.

Читайте такжеМартин Лютер и истоки протестантизма: факты о немецком богослове

Смерть инквизитора

В сентябре 1498 года старый и уставший Томас Торквемада мирно умер в монастыре. Он раздал инквизиторам последние указания и отошел в вечность. По легенде, в 1572-м часовня, в которой он был захоронен, перестраивалась. Останки извлекли, чтобы перенести в другую часовню. Люди, присутствовавшие при вскрытии гробницы, якобы чувствовали благоухание цветов, сопровождающее мощи святых. После этого местные жители начали поклоняться его могиле. Но к настоящему времени она утеряна, и точное место захоронения великого инквизитора неизвестно.

Читайте также

31 марта 2023 г.
Джироламо Савонарола и костры тщеславия: история жизни религиозного фанатика
2 декабря 2022 г.
Эрнан Кортес — конкистадор, завоевавший Мексику
27 сентября 2023 г.
Людовик XIV — Великий король-солнце Франции: факты о жизни и политике
16 декабря 2022 г.
Кардинал Мазарини — жизнь и правление французского министра
19 сентября 2022 г.
Чезаре Борджиа — человек-скандал эпохи Возрождения или жертва злой молвы: факты и мифы о персоне
15 мая 2023 г.
Людовик XV — Возлюбленный король Франции и его правление: факты о монархе