Ларс фон Триер

Lars von Trier
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
63 года
Место рождения
Рост
170
Семейное положение
женат
Соцсети
    4,1 / 5 (7 голосов)

    Биография

    В интервью, данном Ксении Собчак весной 2019-го, Ларс фон Триер признался, что обожает манипулировать людьми. Каждый фильм режиссера — это не масскульт и не мейнстрим. Это парадокс, разрушение границ, шок, восторг и провокация. Если кино не вызывает эмоций, в нем нет смысла.

    «Я всю свою жизнь делал так, чтобы ближайшему окружению было сложнее меня ценить. Предметом творчества может быть что угодно. Все, что можно вообразить, может быть воплощено в искусстве. Но это во мне художник говорит. А в обычной жизни я не такой демократичный».

    Детство и юность

    Ларс Триер родился весной 1956 года в столице Дании. В Копенгагене прошли его детские и юношеские годы. Здесь же началась триумфальная карьера талантливого режиссёра, имя которого нередко сопровождается скандалами.

    Родители Ларса не были людьми искусства. Ингер и Ульф Триер трудились на государственной службе. Примечательно, что мать придерживалась коммунистических взглядов, а отец считал себя социал-демократом.

    Сын воспитывался в духе полной свободы, вследствие чего ему пришлось бросить школу: Ларс не смог «вписаться» в жесткие дисциплинарные правила учебного заведения. Зато он научился самостоятельности.

    Интерес к кинематографу возник у Триера рано. В 11 лет он снял крошечный мультфильм длительностью в несколько минут. Увлечение ребенка поддержала мама — подарила камеру. Её родной брат и дядя Ларса Бёрге Хёст — известный датский кинодокументалист. На старых плёнках, которые он приносил с работы, будущий новатор жанров и нравственных подходов учился монтажу.

    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер в молодости (слева)

    В 12 лет Ларс Триер дебютировал в качестве актёра в картине «Тайное лето». Но актёрство не увлекло подростка, куда больше интересовала техническая сторона съёмочного процесса.

    В 17-летнем возрасте Триер попытался стать студентом Копенгагенской киношколы. После неудачи он не отступил и сумел попасть в ассоциацию кинолюбителей Filmgrupp-16. Дядя помог племяннику стать редактором в кинофонде Дании. Здесь в конце 1990-х Ларсу Триеру удалось снять две короткометражные ленты. Затем он совершил первый акт провокации — придумал рекламный ролик предельно эротического содержания для желтого таблоида Ekstra Bladet. Эти работы и стали фундаментом, на котором строилась творческая биография режиссера.

    Молодость Ларс посвятил поискам себя. Юноша считал, что в его жилах течёт иудейская кровь, так как отец Ульф — наполовину еврей. Триер даже некоторое время посещал синагогу. Но за несколько лет до кончины мама призналась, что его истинным родителем является немец Фриц Хартман.

    Фильмы

    В титрах короткометражных фильмов, снятых в период работы в датском кинофонде, Ларс начал добавлять к своему имени аристократическую приставку «фон». Оправдывая псевдоним, режиссёр любит указывать на основоположника шведского театра, драматурга Августа Стриндберга, который подписывал некоторые документы не иначе как Король (Rеx). Дворянские титулы использовали и голливудские кинематографисты Штернберг и Штрогейм. А образцом самопиара стал Дэвид Боуи, который окружил собственную личность стеной мифов, равноценных музыке. Так появился Ларс фон Триер.

    Официальный дебют молодого датского режиссёра в кинематографе состоялся в конце 1970-х. Это была короткометражная лента, которая, впрочем, не оставила след в памяти зрителей. Однако дипломный проект обратил на себя внимание критиков. Он назывался «Картины освобождения» и завоевал главный приз кинофестиваля, проходившего в Мюнхене в 1984 году.

    Двери в большое кино Ларс фон Триер открыл полнометражной картиной «Элемент преступления». Этот фильм завоевал награды сразу трёх кинофестивалей — в Каннах, Чикаго и Мангейме. Примечательно, что в этом проекте фон Триер выступил не только в качестве режиссёра, но и как сценарист, оператор и даже актёр.

    Широкую известность датчанину принесли картины «Эпидемия» и «Европа». Вместе с «Элементом» они объединены в трилогию. Все три проекта сняты в разных стилях и не имеют общего сюжета, но через них прошла тема некоего бедствия, охватившего Европу и похожего на апокалипсис.

    С «Европой» Ларс приехал в Канны в полной уверенности, что главный приз принадлежит ему. Но «Ветвь» забрали братья Коэн. Обиженный фон Триер оскорбил председателя жюри Романа Полански и пообещал впредь не появляться на Лазурном берегу.

    Следующий крупный успех пришел к датскому режиссёру с выходом на экраны фильма «Рассекая волны». В сюжетной линии драмы рассказывается о самопожертвовании женщины, обрёкшей себя на позор и изгнание из-за любви к парализованному мужу. В этом фильме состоялся дебют юной актрисы Эмили Уотсон. Картина получила вторую по значимости награду Каннского фестиваля — Гран-при жюри. Сам Ларс сдержал слово и киносмотр проигнорировал, прислав вместо себя фотографию, на которой он облачен в шотландский килт.

    Если трилогия сделала имя режиссёра узнаваемым, то популярным Ларс фон Триер стал после выхода в середине 1990-х сериала «Королевство», прозванного «европейским ответом» на американский «Твин Пикс». Многосерийная лента настолько полюбилась по обе стороны Атлантики, что фон Триер был вынужден выпустить 280-минутную киноверсию ленты.

    Середина 1990-х ознаменовалась тем, что Ларс фон Триер и его соотечественник Томас Винтерберг написали нашумевший манифест, названный «Догма 95». Идея документа — разрыв входящих в моду традиций нового кинематографа, среди которых растущие до заоблачных высот бюджеты фильмов, яркие спецэффекты, заменяющие или затмевающие смысловую нагрузку сюжета, и опора на именитых звёзд с миллионными гонорарами.

    Интервью Ларса у Ксении Собчак

    В рамках манифеста режиссёр снял картину «Идиоты», вызвавшую громкий скандал. Это фильм о группе молодых людей, которые симулируют умственную отсталость с целью преодоления общественного табу. Особый резонанс вызвала крайне натуральная сцена группового секса. Фильм, показанный на Каннском фестивале, остался без наград.

    Фон Триер к такому повороту отнесся спокойно. Поговаривают, что, вернувшись в Данию, он сделал собственную студию Zentropa первой европейской кинокомпанией, занявшейся съемками порно класса hardcore, чем еще больше упрочил репутацию провокатора. Лента «Розовая тюрьма» — якобы часть фильмографии Ларса, хотя в титрах перечислены только исполнители ролей, а о режиссере ни слова. Zentropa выкупила и права на комедию «Кафе Донс Плам» с Леонардо Ди Каприо, о которой звезда Голливуда рад был бы забыть, но не вышло.

    2000-й ознаменовался для Ларса фон Триера очередной волной успеха. Картина «Танцующая в темноте», где в главных ролях снялись Катрин Денёв и Бьорк, удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. При этом фон Триер снова объединил три проекта («Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте») в один, назвав его «Золотое сердце».

    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер и Бьорк

    Певица, получившая приз за лучшую женскую роль, заявила, что работала с фон Триером в первый и последний раз, поскольку не намерена терпеть шовинистические выпады и бездушное отношение. Позднее на фоне развернувшейся кампании по борьбе с харассментом Бьорк скажет, что «некий датский режиссер» домогался ее. О ком шла речь, догадаться не составило труда. Ларс отверг обвинения, а продюсер «Танцующей» отметил, что самой невыносимой и капризной на съемочной площадке была как раз Бьорк.

    В начале 2000-х датчанин начал снимать новую трилогию под названием «США — страна возможностей». В первом фильме «Догвилль» задействована Николь Кидман. Она же должна была сняться и во втором — «Мандерлей», но отказалась, и её заменила Брайс Даллас Ховард. Третья, заключительная, лента трилогии должна была выйти под названием «Вашингтон», но фон Триер забросил работу, потеряв к ней интерес.

    Очередной громкий проект режиссёр представил в 2009-м. Он получил название «Антихрист» и также был показан в Каннах. И снова скандал. Творение Ларса фон Триера обвинили в садизме, демонстрации слишком откровенных сексуальных сцен и использовании антихристианской символики. Фильм даже получил антинаграду за женоненавистничество, однако на официальной премьере зал взорвался аплодисментами. Но эпатаж — любимый стиль поведения датчанина.

    «Мне все равно. Лично я, наоборот, считаю себя феминистом. Этому меня научила мама, которая была председательницей феминистского движения в Дании. Я считаю, что религию придумали мужчины. Потому и сделал антихристом женщину. Просто потому, что она противостоит религиозному мужскому началу».
    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер вместе с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур

    Резонанс и неоднозначное восприятие вызывают и следующие работы Ларса. Правда, фильм «Меланхолия» с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях сам по себе не такой уж скандальный. Хотя первый звонок, после которого уже стоило бы напрячься, прозвенел, когда отказалась сниматься Ева Грин — ее агенты пришли в ужас от сценария. А соответствующий фон картине сделал сам автор, рассказав на пресс-конференции в Каннах о своих немецких корнях и приверженности к эстетике нацизма.

    Ларс договорился до того, что заявил о понимании и сочувствии к Адольфу Гитлеру. Совет директоров кинофестиваля объявил фон Триера персоной нон грата, и этим фактом он очень гордился — подобного в истории еще не было. Правда, в той же беседе с Собчак режиссер признался, что с Гитлером перегнул палку.

    Эротическая драма «Нимфоманка», премьера которой состоялась в 2013 году, вызвал много шума из-за обилия сцен несимулированных половых актов, снятых с помощью профессиональных порноактёров. Отдельные критики рекомендуют к просмотру не купированную продюсерскую версию, а полную режиссерскую. То, что так пугает во втором случае, и есть эмоциональное зерно фильма, триеровский метод «никого не жалеть», наглядно продемонстрированный в диалоге хаоса и порядка, подсознательного и чистого разума, женского и мужского.

    Личная жизнь

    Первой супругой знаменитого датчанина стала коллега — постановщик детских фильмов Сесилия Хольбек. В браке с ней у Ларса родились две дочери — Агнес и Сельма. Пара прожила 8 лет и рассталась в 1995 году. Примечательно, что личная жизнь фон Триера наладилась сразу после развода с женой, можно даже сказать — в процессе, потому как вторая супруга Бенте Фрёге — воспитательница старшей дочери. Предложение выйти замуж она получила, когда младшей едва исполнилось 3 недели. В 1997 году в новой семье родились сыновья — близнецы Людвиг и Беньямин.

    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер с женой Бенте Фрёге

    Ларс живет отшельником в пригороде Копенгагена, посещает группу анонимных алкоголиков. Выросшие дети бывают у отца наездами. Режиссер откровенно говорил, что боится летать на самолетах и находиться в закрытом пространстве, принимает кучу антидепрессантов. Всевозможные фобии передались ему от матери, «но делать что-то необычное с камерой — точно не одна их них».

    Ларс фон Триер сейчас

    «Дом, который построил Джек» — отнюдь не строчка из английского стихотворения в переводе Самуила Маршака. Это фильм, исполненный в узнаваемом стиле Ларса, одновременно шокирующем и, видимо, гениальном, если на премьере вновь раздавались аплодисменты. Правда, организаторы Каннского фестиваля не рискнули включать его в конкурсную программу: фон Триер перешагнул через очередное табу – демонстрирует жестокое убийство детей и издевательства над телами.

    Сейчас мысли режиссера заняты необычным арт-перформансом, в котором задействованы названия его картин и драгоценные камни — алмазы. Первая выставка Melancholia: The Diamond прошла в феврале 2019 года в Антверпене.

    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер в 2018 году

    Кинозрителей Триер планирует порадовать (или вновь шокировать) проектом «Этюды», состоящим из 10 короткометражек. Снимать в полном метре он больше не хочет — настолько вымотал процесс создания «Дома», после которого Ларс начал пить.

    Фильмография

    • 1984 - «Элемент преступления»
    • 1987 - «Эпидемия»
    • 1991 - «Европа»
    • 1994 - «Королевство»
    • 1996 - «Рассекая волны»
    • 1998 - «Идиоты»
    • 2000 - «Танцующая в темноте»
    • 2003 - «Догвилль»
    • 2005 - «Мандерлей»
    • 2006 - «Самый главный босс»
    • 2007 - «У каждого своё кино»
    • 2009 - «Антихрист»
    • 2011 - «Меланхолия»
    • 2013 - «Нимфоманка»
    • 2018 - «Дом, который построил Джек»