Ларс фон Триер

Lars von Trier
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
67 лет
Место рождения
Рост
170
Семейное положение
женат
Соцсети
    4,5 / 5 (11 голосов)

    Биография

    В интервью, данном Ксении Собчак весной 2019-го, Ларс фон Триер признался, что обожает манипулировать людьми. Каждый фильм режиссера — это не масскульт и не мейнстрим. Это парадокс, разрушение границ, шок, восторг и провокация. Если кино не вызывает эмоций, в нем нет смысла.

    Детство и юность

    Ларс Триер родился весной 1956 года в столице Дании. В Копенгагене прошли его детские и юношеские годы. Здесь же началась триумфальная карьера талантливого режиссера, имя которого нередко сопровождается скандалами.

    Родители Ларса не были людьми искусства. Ингер и Ульф Триер трудились на государственной службе. Примечательно, что мать придерживалась коммунистических взглядов, а отец считал себя социал-демократом.

    Их сын воспитывался в духе полной свободы, вследствие чего ему пришлось бросить школу: Ларс не смог вписаться в жесткие дисциплинарные правила учебного заведения. Зато он научился самостоятельности.

    Интерес к кинематографу возник у Триера рано. В 11 лет он снял крошечный мультфильм длительностью в несколько минут. Увлечение ребенка поддержала мама — подарила камеру. Ее родной брат и дядя Ларса Бёрге Хёст — известный датский кинодокументалист. На старых пленках, которые он приносил с работы, будущий новатор жанров и нравственных подходов учился монтажу.

    В 12 лет Ларс Триер дебютировал в качестве актера в картине «Тайное лето». Но актерство не увлекло подростка, куда больше интересовала техническая сторона съемочного процесса.

    В 17-летнем возрасте Триер попытался стать студентом Копенгагенской киношколы. После неудачи он не отступил и сумел попасть в ассоциацию кинолюбителей Filmgrupp-16. Дядя помог племяннику стать редактором в кинофонде Дании. Здесь в конце 1990-х Ларсу Триеру удалось снять две короткометражные ленты. Затем он совершил первый акт провокации — придумал рекламный ролик предельно эротического содержания для желтого таблоида Ekstra Bladet. Эти работы и стали фундаментом, на котором строилась творческая биография режиссера.

    В молодости Ларс начал задумываться о своем происхождении. Юноша считал, что в его жилах течет иудейская кровь, так как отец, Ульф, наполовину еврей. Триер даже некоторое время посещал синагогу. Но за несколько лет до кончины мама призналась, что его истинным родителем является Фриц Хартман, ее бывший работодатель. Мужчина принадлежал к знаменитой музыкальной династии, а Ингер хотела, чтобы ребенок унаследовал творческие гены. Позднее Ларс пытался наладить отношения с пожилым родителем, но Фриц на контакт не пошел.

    Творчество

    В титрах короткометражных фильмов, снятых в период работы в датском кинофонде, Ларс начал добавлять к своему имени аристократическую приставку «фон». Оправдывая псевдоним, режиссер любит указывать на основоположника шведского театра драматурга Августа Стриндберга, который подписывал некоторые документы не иначе как Король (Rеx).

    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер в молодости

    Официальный дебют молодого датского режиссера в кинематографе состоялся в конце 1970-х. Это была короткометражная лента, которая, впрочем, не оставила след в памяти зрителей. Однако дипломный проект обратил на себя внимание критиков. Он назывался «Картины освобождения» и завоевал главный приз кинофестиваля, проходившего в Мюнхене в 1984 году.

    Двери в большое кино Ларс фон Триер открыл полнометражной картиной «Элемент преступления». Этот фильм завоевал награды сразу трех кинофестивалей — в Каннах, Чикаго и Мангейме. Примечательно, что в этом проекте фон Триер выступил не только в качестве режиссера, но и как сценарист, оператор и даже актер.

    Широкую известность датчанину принесли картины «Эпидемия» и «Европа». Вместе с «Элементом» они объединены в трилогию. Все три проекта сняты в разных стилях и не имеют общего сюжета, но через них прошла тема некоего бедствия, охватившего Европу и похожего на апокалипсис.

    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер на съемках с камерой

    С «Европой» Ларс приехал в Канны в полной уверенности, что главный приз принадлежит ему. Но «Ветвь» забрали братья Коэн. Обиженный фон Триер оскорбил председателя жюри Романа Поланского и пообещал впредь не появляться на Лазурном Берегу.

    Следующий крупный успех пришел к датскому режиссеру с выходом на экраны фильма «Рассекая волны». В сюжетной линии драмы рассказывается о самопожертвовании женщины, обрекшей себя на позор и изгнание из-за любви к парализованному мужу. В этом фильме состоялся дебют юной актрисы Эмили Уотсон. Картина получила вторую по значимости награду Каннского фестиваля — Гран-при жюри. Сам Ларс сдержал слово и киносмотр проигнорировал, прислав вместо себя фото, на котором он облачен в шотландский килт.

    Если трилогия сделала имя режиссера узнаваемым, то популярным Ларс фон Триер стал после выхода в середине 1990-х сериала «Королевство», прозванного «европейским ответом» на американский «Твин Пикс». Многосерийная лента настолько полюбилась по обе стороны Атлантики, что фон Триер был вынужден выпустить 280-минутную киноверсию ленты.

    Трейлер фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера

    Середина 1990-х ознаменовалась тем, что Ларс фон Триер и его соотечественник Томас Винтерберг написали нашумевший манифест, названный «Догма 95». Идея документа — разрыв входящих в моду традиций нового кинематографа, среди которых растущие до заоблачных высот бюджеты фильмов, яркие спецэффекты, заменяющие или затмевающие смысловую нагрузку сюжета, и опора на именитых звезд с миллионными гонорарами.

    В рамках манифеста режиссер снял картину «Идиоты», вызвавшую громкий скандал. Это фильм о группе молодых людей, которые симулируют умственную отсталость с целью преодоления общественного табу. Особый резонанс вызвала крайне натуральная сцена группового секса. Артисты не сумели по-настоящему раскрепоститься в кадре. Не помогло даже то, что сам фон Триер полностью разделся во время работы. Пришлось вызывать дублеров. Фильм, показанный на Каннском фестивале, остался без наград.

    Фон Триер к такому повороту отнесся спокойно. Поговаривают, что, вернувшись в Данию, он сделал собственную студию Zentropa первой европейской кинокомпанией, занявшейся съемками порно класса hardcore, чем еще больше упрочил репутацию провокатора. Лента «Розовая тюрьма» — это якобы часть фильмографии Ларса, хотя в титрах перечислены только исполнители ролей, а о режиссере ни слова. Zentropa выкупила и права на комедию «Кафе "Донс Плам"» с Леонардо Ди Каприо, о которой звезда Голливуда рада была бы забыть, но не вышло.

    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер и Стейси Мартин

    2000-й ознаменовался для Ларса фон Триера очередной волной успеха. Картина «Танцующая в темноте», где в главных ролях снялись Катрин Денёв и Бьорк, удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. При этом фон Триер снова объединил три проекта («Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте») в один, назвав его «Золотое сердце».

    Певица, получившая приз за лучшую женскую роль, заявила, что работала с фон Триером в первый и последний раз, поскольку не намерена терпеть шовинистические выпады и бездушное отношение. Позднее, на фоне развернувшейся кампании по борьбе с харассментом, Бьорк скажет, что «некий датский режиссер» домогался ее. О ком шла речь, догадаться не составило труда. Ларс отверг обвинения, а продюсер «Танцующей...» отметил, что самой невыносимой и капризной на съемочной площадке была как раз Бьорк.

    В начале 2000-х датчанин начал снимать новую трилогию под названием «США — страна возможностей». В первом фильме, «Догвилль», задействована Николь Кидман. Она же должна была сняться и во втором — «Мандерлей», но отказалась, и ее заменила Брайс Даллас Ховард. Третья, заключительная лента американской трилогии должна была выйти под названием «Вашингтон», но фон Триер забросил работу, потеряв к ней интерес.

    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер и Шайа Лабаф со cъёмочной группой фильма «Нимфоманка»

    Очередной громкий проект режиссер представил в 2009-м. Он получил название «Антихрист» и также был показан в Каннах. И снова скандал. Творение Ларса фон Триера обвинили в садизме, демонстрации слишком откровенных сексуальных сцен и использовании антихристианской символики. Фильм даже получил антинаграду за женоненавистничество, однако на официальной премьере зал взорвался аплодисментами. Но эпатаж — любимый стиль поведения датчанина.

    «Мне все равно. Лично я, наоборот, считаю себя феминистом. Этому меня научила мама, которая была председательницей феминистского движения в Дании. Я считаю, что религию придумали мужчины. Потому и сделал антихристом женщину. Просто потому, что она противостоит религиозному мужскому началу».

    Резонанс и неоднозначное восприятие вызывают и следующие работы Ларса. Правда, фильм «Меланхолия» с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях сам по себе не такой уж скандальный. Хотя первый звонок, после которого уже стоило бы напрячься, прозвенел, когда отказалась сниматься Ева Грин: ее агенты пришли в ужас от сценария. А соответствующий фон картине сделал сам автор, рассказав на пресс-конференции в Каннах о немецких корнях и приверженности эстетике нацизма.

    Ларс договорился до того, что заявил о понимании и сочувствии к Адольфу Гитлеру. Совет директоров кинофестиваля объявил фон Триера персоной нон грата, и этим фактом он очень гордился — подобного в истории еще не было. Правда, в той же беседе с Собчак режиссер признался, что с Гитлером перегнул палку.

    Эротическая драма «Нимфоманка», премьера которой состоялась в 2013 году, вызвал много шума из-за обилия сцен несимулированных половых актов, снятых с помощью профессиональных порноактеров. Отдельные критики рекомендовали к просмотру не купированную продюсерскую версию фильма о нимфомании, а полную режиссерскую.

    Для исполнительницы главной героини в юности, Стейси Мартин, это была первая крупная работа в кино. Актриса гордится возможностью прикоснуться к высокому искусству и в интервью вспоминала, что режиссер был деликатен с ней на площадке, оставляя ей много свободы для проявления себя в кадре. В проект были также приглашены Шайа Лабаф и Ума Турман.

    Embed from Getty Images
    Ларс фон Триер и Ума Турман

    «Дом, который построил Джек» — отнюдь не строчка из английского стихотворения в переводе Самуила Маршака. Это фильм, исполненный в узнаваемом стиле Ларса, одновременно шокирующем и, видимо, гениальном, если на премьере вновь раздавались аплодисменты. Правда, организаторы Каннского фестиваля не рискнули включать его в конкурсную программу: фон Триер перешагнул через очередное табу — демонстрирует жестокое убийство детей и издевательства над телами.

    Мысли режиссера одно время были заняты необычным арт-перформансом, в котором задействованы названия его картин и драгоценные камни — алмазы. Первая выставка Melancholia: The Diamond прошла в феврале 2019 года в Антверпене. Работать над полным метром постановщик больше не стал: слишком вымотала его предыдущая картина.

    Личная жизнь

    Первой супругой знаменитого датчанина стала коллега — постановщик детских фильмов Сесилия Хольбек. В браке с ней у Ларса родились две дочери — Агнес и Сельма. Пара прожила восемь лет и рассталась в 1995 году.

    Примечательно, что личная жизнь фон Триера наладилась сразу после развода с женой, можно даже сказать в процессе, потому как вторая супруга Бенте Фрёге — воспитательница старшей дочери. Предложение выйти замуж она получила, когда младшей едва исполнилось три недели. В 1997 году в новой семье родились сыновья — близнецы Людвиг и Беньямин.

    Ларс живет отшельником в пригороде Копенгагена, посещает группу анонимных алкоголиков. Выросшие дети бывают у отца наездами. Режиссер откровенно говорил, что боится летать на самолетах и находиться в закрытом пространстве, принимает кучу антидепрессантов. Всевозможные фобии передались ему от матери, «но делать что-то необычное с камерой — точно не одна их них».

    Ларс фон Триер сейчас

    О том, что у Ларса фон Триера была диагностирована болезнь Паркинсона, стало известно летом 2022 года. Соответствующее заявление появилось на сайте кинокомпании режиссера Zentropa. Сейчас постановщик сообщает о стабильном состоянии.

    Ранее режиссер много лет жил с мыслью о том, что у него рак. Длительная депрессия привела к тому, что Ларс стал чувствовать себя сумасшедшим человеком. Но публика уверена, что фон Триер обладает нестандартным чувством юмора, поэтому многие его заявления выдуманы им самим.

    В ноябре 2022-го в широкий прокат вышел 3-й сезон сериала «Королевство» по заголовком «Исход». В роли режиссера по-прежнему выступил фон Триер.

    Фильмография

    Интересные факты

    1. Родители режиссера были нудистами, и сам Ларс часто посещал нудистские пляжи.
    2. Жизни режиссера посвящена книга «Ларс фон Триер: Меланхолия гения» автора Нильса Торсена. В ней писатель раскрыл причины одиозного поведения мастера, подробно описал его детство и юность.
    3. В юности фон Триер пробовал себя в разных направлениях. В писательском ремесле он называл своим кумиром Маркиза де Сада, а в музыке считал себя подражателем Дэвида Боуи.