Вий

Viy
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Фольклор
Деятельность
фольклорный, мифический персонаж, нечисть, убивающая взглядом

История персонажа

Вий — существо из восточнославянского фольклора, а также персонаж одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, автора сочинений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница» и других. В мифологии считалось, что демон убивает своим взглядом любое живое существо. В традиционных представлениях глаза чудовища закрыты огромными веками и ресницами, которые оно не может поднять без посторонней помощи. У Гоголя персонаж претерпевает некоторые изменения, отличные от мифологических.

История создания персонажа

В примечании к книге Николай Гоголь пишет об истории создания повести, что основой произведения стали народные предания, записанные им со слов очевидцев и тех, кто был близок к ним. Литературоведение предлагает оценивать персонажа Гоголя как потомка существа, способного убивать взглядом. Исследователи отмечают, что значение слова «вий» связано с украинским «вiя», означающим «ресница».

В качестве этимологической основы рассматривается и слово «виться», так как ноги существа изображаются в виде переплетающихся корней. Украинская легенда гласила: чтобы поднять Вию веки, требовалась помощь нескольких человек, вилами раздвигавших ресницы демона. Взор чудовища способен не только погубить жизнь, но и испепелить город. Некоторые историки упоминают о схожести образа Вия с Кощеем, так как в одной из сказок бессмертному герою тоже приходилось раздвигать веки посредством вил.

Исследователи творчества Гоголя считают образ языческого бога Велеса прототипом Вия. Его преследовала православная церковь. Описание смертоносного взора персонажа обращает к легенде о Святом Касьяне и шелудивом Буняке. Оба могли умерщвлять, используя взгляд. В простонародье озвучивается менее страшное изображение Вия. Под ним украинцы часто понимают верховного гнома с веками, опускающимися до земли.

Любопытно, что аналогия Вия встречаются в фольклоре разных народов. У литовцев Виелона является покровителем скота. В балтийском пантеоне существовало божество по имени Велс, антипод Пруна. В Киевской Руси статуя Перуна располагалась на возвышенности, а деревянное изображение Велеса — в нижней части города.

Образ Вия и сюжет

По сюжету гоголевского «Вия» бурсаки Киевской семинарии отправляются по домам. Трое героев — Хома Брут, Халява и Тиберий Городец — теряют верный путь и принимают решение попроситься на ночлег на ближайшем хуторе. Их привечает старуха-хозяйка, которая ставит странное условие: приятели лягут в разных местах. Хома Брут, оставшийся на ночлег в овечьем хлеву, готов сразу уснуть. Внезапно здесь появляется старуха, вскакивает на плечи семинариста и седлает парня как жеребца.

Вместе с нежданной ношей юноша взмывает под небеса, понимая, что хозяйка оказалась ведьмой. Хома возносит Богу молитвы, чувствуя, что сила старухи слабеет. Улучшив момент, парень сам вскакивает той на спину и начинает бить поленом. Ведьма кричит, падает на землю, и внезапно Брут видит перед собой юную красавицу. В страхе герой бежит обратно в Киев.

Позднее ректор сообщает о визите казаков, присланных, чтобы отвезти парня к богатому сотнику для прощания с его умершей от побоев дочерью. Оказалось, панночка перед смертью пожелала, чтобы ее отпевал Хома. Удивленный сотник пытается узнать, как дочь и Брут свели знакомство, но семинарист и сам не понимает, откуда девушка могла знать его. Только взглянув на усопшую, парень узнает в ней ту ведьму, которую сам недавно избил.

До темноты герой ужинает с казаками, которые рассказывают о том, какой была панночка-ведьма. На ночь семинариста оставляют наедине с гробом в церкви. Парень, очертив вокруг себя круг, начинает молиться у клироса. В полночь усопшая восстает, чтобы убить его. Защитный круг оказался магическим оберегом, позволившим бурсаку спастись. С первым криком петуха девушка вновь ложится в гроб, крышка которого захлопывается.

На следующий день Хома спит, пьет горилку, а с наступлением темноты становится молчаливым и задумчивым. Когда семинариста закрывают в церкви, он вновь рисует вокруг клироса спасительный круг, что не позволяет панночке достать его. В эту ночь в церковь является и другая нечисть, но герой продолжает читать молитвы, пока не прокричит петух. После второй службы Брута выводят из церкви седым.

Персонаж молит сотника отпустить его, но тот грозит наказать Хому. В третью ночь панночка, понимая, что сама не справится с защитными силами семинариста, взывает к помощи Вия. Николай Васильевич Гоголь описывает фантастическое существо косолапым демоном с крепкими конечностями. Весь он осыпан землей, а лицо обрамляют огромные веки, ниспадающие до земли. В момент появления чудовища раздается волчий вой. Оно способно не убить взглядом, а устранить защиту, которую поддерживают славянские обереги.

Вий требует поднять ему веки, что и делают демоны. Хома, заставляя себя не смотреть на монстра, все же кидает взгляд на чудовище. Вий указывает на местонахождения героя, и демоны расправляются с семинаристом, не слыша первого крика петуха. Хома погибает, а с рассветом вся нечисть исчезает.

Место действия, которое автор выбрал для повествования, необычно. Церковь — проводник между миром живых и мертвых, пространство, становящееся посредником для существующих под солнцем и под землей. Описание церкви внушает трепет и ужас. Гоголь говорит о храме не как о святилище, а как о темном ветхом помещении, предназначенном для борьбы добра и зла.

Вий в фильмах

Отечественный кинематограф предлагает аудитории много экранизаций, снятых по сюжету произведения Николая Гоголя. Жанр картин — мистика, фантастика. Киноверсии повести относятся к разным эпохам и позволяют проанализировать становление искусства спецэффектов в советском и российском кинопроизводстве. В 1909 году вышла первая лента. Проект Василия Гончарова оказался первым фильмом ужасов, снятым в России. Это был немой короткометражный фильм. В 1916 году картину по «Вию» снял Владислав Старевич.

Трейлер фильма «Вий», 1967 год

Самым успешным и популярным киновоплощением сюжета, сочиненного Гоголем, стала картина 1967 года. Ее создали Константин Ершов и Георгий Кропачев, а в главных ролях выступили актеры Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Постановщики сделали проект незабываемым и позволили прочувствовать слияние романтического и реалистичного начала, характерного для литературного произведения. Лента считается классикой кинопостановки «Вия». Картину увидели в прокате 30 млн советских зрителей, навсегда запомнивших летающий гроб панночки. Гроб этот изготовили специально для съемок в трех экземплярах.

В 2014 году презентован 3D-фильм Олега Степченко «Вий», в котором участвовал Валерий Золотухин, а также молодые актеры Алексей Чадов и Агния Дитковските. Режиссер создал оригинальное «прочтение» гоголевской повести, расставив в ней новые акценты, введя новые сюжетные линии и характеристику героев. В фильм вошли цитаты из текста Николая Гоголя.

В 2017 году к героям гоголевских произведений обратился Егор Баранов. В 2018 году режиссер предложил вниманию публики ленту под названием «Гоголь. Вий». Роль писателя в фильме сыграл Александр Петров. Картина получилась мистической и захватывающей.

Интересные факты

Произведение Гоголя имеет множество загадок, а съемки фильмов по сюжету повести накопили интересные факты.

  • Известно, что во время сцены в картине 1967 года техника дала сбой, и актриса Наталья Варлей выпала из гроба. По счастливой случайности исполнительницу роли панночки подхватил Леонид Куравлев.
  • Съемки фильма проходили сразу в трех украинских церквях.
  • Для роли Вия был приглашен артист цирка Николай Степанов. Остальных демонов также исполняли артисты цирка и спортсмены.

Цитаты

Подымите мне веки: не вижу!

Библиография

  • 1833 — «Вий»

Фильмография

  • 1967 — «Вий»
  • 1990 — «Святое место»
  • 2006 — «Ведьма»
  • 2014 — «Вий»
  • 2018 — «Гоголь. Вий»