Руслан

Ruslan
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
литературный персонаж, витязь

История персонажа

Руслан — главный герой поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Витязь, воплощающий в себе идеальные качества доблестного мужа — физическую силу, душевное благородство, доблесть воина.

История создания персонажа

Пушкин написал поэму в жанре сказки после выпуска из Лицея, это первая его законченная поэма. Автор работал над этим сюжетом, главным образом, во время вынужденного бездействия из-за болезней, а в остальное время вел в Петербурге «самую рассеянную» жизнь.

В этом тексте слились воедино рыцарские поэмы, которые Пушкин знал во французском переводе, сатирические поэмы Вольтера. А также образы, навеянные древнерусскими былинами и литературными сказками российских авторов, среди которых на «богатырскую» тему уже успели создать произведения Радищев, Карамзин и Херасков.

Имена конкурентов Руслана и подробности их биографий были взяты Пушкиным из «Истории государства российского». В поэмы прослеживается также пародия на романтическую балладу Жуковского под названием «Двенадцать спящих дев».

У Пушкина иллюстрации возвышенных образов снижены и разбавлены фривольными шутками, гротеском и просторечными выражениями, мастерски выписаны характеры героев. Поэма входит в школьную программу и изучается в пятом классе.

Образ и биография Руслана

Руслан женится на Людмиле, младшей дочери князя Владимира. На пиру присутствуют трое мужчин, которые не радуются вместе с остальными. Это соперники витязя — хвастливый Фарлаф, хазарский хан по имени Ратмир и некий витязь Рогдай.

Пир подходит к концу, гости разъезжаются. Однако любовным грезам жениха не суждено стать явью — в опочивальне внезапно меркнет свет, гремит гром, раздается загадочный голос, что-то взвивается и исчезает во мраке. Когда мужчина приходит в себя, выясняется, что Людмилы больше нет рядом — девица похищена «безвестной силой».

Гневный князь призывает молодых витязей отправиться на поиски и обещает девицу в жены тому, кто найдет ее, а вместе с девицей еще и полцарства. На розыски отправляется не только новоявленный супруг, но и тройка конкурентов — Ратмир, Рогдай и Фарлаф.

Руслан едет один и выезжает к пещере, внутри которой горит огонь. В пещере герой находит седобородого старика, который читает книгу перед лампадой.

Старик заявляет, что давно ждал гостя. Выясняется, что «безвестная сила», которая утащила девицу, — злой колдун Черномор, известный похититель красавиц. Злодей этот живет в неприступных северных горах, куда никто еще не добирался, но Руслан непременно преодолеет препятствия и победит Черномора в битве.

Старик делится воспоминаниями о своей жизни. Он рассказывает богатырю историю о том, как в молодости влюбился в красотку Наину. Девушка его отвергла, поэтому пастух решил стать воином. Многочисленные победы и заслуги не смягчили сердце возлюбленной, и тогда он стал изучать магию.

К тому моменту, когда колдовские чары подействовали, Наине уже было 70 лет. К тому же она стала злой волшебницей. Старик в ужасе сбежал от нее и поселился в пещере отшельником.

Утром воспарявший духом мужчина отправляется в путь на поиски. По его следу тем временем скачет витязь Рогдай, который едва не убивает хвастуна Фарлафа, спутав его с женихом Людмилы. Характер Рогдая, таким образом, можно назвать вероломным — персонаж жесток и гневлив, не брезгует поступать подло.

Отстав от перепуганного Фарлафа, Рогдай едет дальше и встречает некую старуху. Та указывает, куда тому следует ехать, чтобы найти врага. А когда Рогдай исчезает из виду, старуха подходит к валяющемуся в грязи трусу Фарлафу и велит тому отправляться прямиком домой, потому что невеста, мол, и так будет принадлежать ему, нет смысла дальше рисковать собой.

И трусливый герой делает, как говорит старуха. Рогдай тем временем нагоняет Руслана и нападает на того со спины. В схватке Рогдай гибнет — витязь выдергивает подлеца из седла и бросает в воды Днепра, где тот тонет.

Людмила тем временем приходит в себя в палатах Черномора, обставленных в виде дворца из «Тысячи и одной ночи». Внезапно в опочивальню вторгаются незваные гости — бритоголовый карлик, чью длинную седую бороду несут на подушках арапы.

Девушка нападает на карлика, тот пугается, путается в бороде и убирается прочь под визг героини. Тут читатель видит характер Людмилы — эта юная дева полна решимости отстаивать свою честь и свободу и, не купившись на показную роскошь, хранит верность возлюбленному.

Позже девушка находит шапку-невидимку Черномора и прячется от колдуна под ней. Руслан тем временем попадает на заваленное человеческими костями и доспехами поле. Среди брошенного оружия он находит стальное копье. Ночью герой подъезжает к громадной живой голове в шлеме.

Голова рассказывает, откуда взялась, и выясняется, что раньше та покоилась на плечах у витязя-великана. У того был злой и завистливый младший брат-карлик — Черномор. Он уговорил великана отправиться на поиски меча, которым можно было убить любого из них двоих, а когда меч обнаружился — Черномор снес старшему брату голову.

С тех пор голова поставлена здесь, чтобы охранять меч. Однако голова отдает волшебное оружие и призывает героя совершить месть.

Начинается схватка, во время которой волшебник становится невидимым. Герой хватает колдуна за бороду, и они двое суток носятся под небесами, пока Черномор не начинает просить пощады. Руслан требует отнести его к Людмиле, а на земле отрезает злодею бороду и привязывает ту на собственный шлем.

Возлюбленная спит беспробудным сном, и герой отправляется с нею в Киев, где Людмила должна проснуться. По дороге витязь встречает бедного рыбака, в котором узнает хана Ратмира. Тот нашел счастье с молодой женой и больше не грезит о княжеской дочери.

Тем временем ведьма Наина учит трусливого Фарлафа, как одолеть противника. Негодяй закалывает мужчину спящим и увозит Людмилу в Киев. Девица меж тем не приходит в сознание, даже оказавшись в собственном тереме. Разбудить ее не получается, а город тем временем окружают восставшие печенеги.

Руслана оживляет старик-финн и дарит герою волшебное кольцо, которое должно пробудить возлюбленную. Герой врывается в ряды печенегов и разит налево и направо, повергая врага в бегство. Затем въезжает в Киев, находит спящую супругу в тереме и касается той кольцом. Девица просыпается, князь Владимир и его зять прощают труса Фарлафа, а Черномора, который вместе с бородой лишился волшебной силы, принимают во дворец.

Образ доблестного рыцаря раскрывается на каждой странице произведения. Это храбрый мужчина, любящий свою невесту и без страха бросающий вызов врагам. Он готов жертвовать своей жизнью ради спасения возлюбленной.

Ему не чужды сострадание и прощение. Так, например, Руслан не таит зла на Фарлафа. В сердце героя нет места жестокости или мести. Поэтому Черномор, даже лишившись по вине витязя своей силы, остается в живых.

Руслан в фильмах

Первой художественной экранизацией поэмы стал немой художественный фильм режиссеров Владислава Старевича и Петра Чардынина. Главные роли сыграли Иван Мозжухин и Софья Гославская. К сожалению, кинолента 1913 года не сохранилась.

К столетию со дня смерти русского классика советский кинематограф выпустил красивую сказку с музыкальным сопровождением из одноименной оперы Глинки. Здесь влюбленных сыграли актеры Сергей Столяров и Людмила Глазова.

В 1972 году вышел двухсерийный фильм по мотивам пушкинской поэмы. Роли Руслана и Людмилы там исполняют актеры Валерий Козинец и Наталья Петрова. Эта работа стала последней у режиссера Александра Птушко и считается вершиной его творчества.

В 2019 году был представлен дебютный проект Олега Маламужа «Руслан и Людмила: Перезагрузка». Украинский мультфильм снят по мотивам сказки Пушкина, переложенной на современный манер. Вместо храброго витязя — бродячий артист, который встречает в беспокойном районе города красавицу Людмилу.

Княжна жаждет приключений и сбегает из замка в поисках приключений. История любви этих героев приводит к тому, что артист жертвует своей жизнью ради спасения девушки. Однако настоящие чувства способны победить даже смерть.

Руслан в культуре

В 1942 году в Большом театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Автор работал над драматическим произведением в течение 5 лет, включив в него стихи и цитаты из подлинника. Яркие картинки и образы легендарных фигур богатырей перенесли слушателей в обстановку Киевской Руси.

В поэме воспевается сила любви, героизм, верность. А главная идея — торжество добра над злом, которая стала лейтмотивом произведения, прозвучала еще в увертюре. Премьера была воспринята достаточно холодно, однако к третьему представлению мнение публики изменилось.

Московский Театр-мастерская имени Петра Фоменко поставил спектакль по поэме. Премьера состоялась в 2014 году. А Татьяна Навка к Новому 2018 году поставила по этому произведению мюзикл на льду. Ледовое шоу показывали с 23 декабря 2017 года по 7 января 2018 года в ДС «Мегаспорт» в Москве.

Цитаты

Еще при мне мой верный меч,
Еще глава не пала с плеч.
Слыхал я истину, бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало!
А девушке в семнадцать лет
Какая шапка не пристанет!

Библиография

  • 1820 — «Руслан и Людмила»

Фильмография

  • 1913 — «Руслан и Людмила» (СССР)
  • 1938 — «Руслан и Людмила» (СССР)
  • 1972 — «Руслан и Людмила» (СССР)
  • 2019 — «Руслан и Людмила» (Украина)