Тема природы в лирике Сергея Есенина
Общество
17 января 2024 г. 12:46
Время чтения: 6 минут

Тема природы в лирике Сергея Есенина

Содержание

Творчество Сергея Есенина считается одним из самых лиричных в русской литературе. Лейтмотивом произведений оказалась тема природы и человека. Живописные образы, созданные мастером олицетворения, наделяли стихотворные строки атмосферностью и врезались в память, затрагивая самые глубокие струны внутреннего мира.

Природа в стихах Есенина – в материале 24СМИ.

Роль описаний природы в стихах Сергея Есенина

У Сергея Есенина первые стихи оказались наполнены любовью к природе, поскольку с детства поэта окружали родные просторы Рязанского уезда. Произведения автора полны звуков, запахов и красок.

Образ природы у Есенина пах медом и яблоками, звучал перезвоном берез, покрывался синим мраком. В каждой строчке с поразительным мастерством раскрывалась необычная палитра и неожиданные сравнения. Благодаря эпитетам в воображении рисовались картинки, передающие красоту окружающего мира.

Сергей Есенин. Фото: «Википедия»

Русская природа в стихах Есенина – это автобиографичная и исповедальная история. Автор выплескивал душу в слова и с фантастической искренностью обнажал чувства. Терзания часто перекликались с пейзажами. Цветение, увядание, возрождение и другие явления природы подчеркивали переживания поэта. Внутренний мир Есенин сравнивал с полем безбрежным. А лирический герой у автора находил гармонию рядом с древесными образами, такими как клен или береза.

Между тем природа в творчестве Сергея Есенина жила самостоятельно и реагировала на человеческие судьбы и исторические конфликты. Анализ произведений показывал, что природа вдохновляла, помогала поэту обрести душевное равновесие и выразить эмоции через яркие образы.

Природа и любовь к родине в стихах Есенина

Чисто пейзажные стихи найти у автора трудно. Сергей Есенин верил, что является певцом «природной» России. Поэтому тема любви к родине перекликалась с воспеванием русских красот. Произведения поэта пронизаны фольклорными мотивами, запоминающимися эпитетами и образами.

В мотивах поэзии Есенина присутствуют только те образы, которые близки автору по мироощущению. Главным в творчестве стали деревья, считающиеся символами Руси: береза, клен, тополь.

Поэт в стихотворных строчках раскрывал звенящую красоту русских полей и лесов. Любимые олицетворения автора оказались связаны с родиной. Ярче всего это представлено образом старого клена на одной ноге, который стережет голубую Русь.

Тема родины и природы началась с воспевания деревни. Поэт изображал народные обычаи и традиции, раскрывал атмосферу праздников и гуляний. Верно передана и деревенская жизнь, судьба которой вызывала тревогу. Наиболее яркими оказались стихи «В хате», «Иорданская голубица», «Сорокоуст».

Читайте такжеПовесть Пушкина «Гробовщик»: характеристика главных и второстепенных героев

Отличительной чертой есенинский поэзии считается раскрытие русской образной картины мира, которая построена, в том числе и на славянской мифологии. Стихи Сергея Александровича содержат сюжеты с деталями крестьянского быта, либо строки произведения переплетается с религиозными мотивами («закадили дымом», «благовест ветра»).

Пейзаж и духовное начало оказались близки друг другу. Часто образ родины, неразрывно связанной с природой, поэт сравнивал с матерью, дарящей нежность, заботу и тепло.

Природа в стихах Есенина показывала, как менялось отношение автора к родине с годами. По эмоциональной окраске в поэзии присутствовали вначале радость и грусть, а затем горе и ностальгия. В ранних произведениях восхвалялась «полевая Русь», а позднее поэт хотел видеть родину «стальной».

Это можно проследить на примере двух стихотворений: «Гой ты, Русь, моя родная», написанное в 1914-м, и «Русь советская», которое появилось спустя 10 лет. В первом произведении родина называлась «моя», а во втором – про родной край говорилось в прошедшем времени «был».

Анализ творчества поэта показал, что родину и природу автор принимал неразрывно. Есенин передал чувства от естественной привязанности и до осознанной любви к родному краю, на долю которого выпали испытания. Это сделало лирику поэта проникновенной и актуальной даже в наши дни.

Образы животных в лирике Есенина

О животных поэт писал с нежностью, а в строчках признавался, что каждый стих «душу зверя лечит». Братья наши меньшие не только наделены человеческими чувствами, но и испытывают материнскую привязанность.

Самым заметным стало стихотворение «Корова», где на долю животного выпала непродолжительная радость – рождение теленка, которого практически сразу забрали. Однако старую корову волнует не собственная судьба, а разлука с сыном. Материнскими чувствами наделена и собака, переживавшая гибель щенков, которых утопил «хозяин хмурый».

Фаворитами произведений оказались кони, коровы и собаки. Любопытно прослеживать судьбу коня в поэзии Есенина. В ранних стихах это были табуны, которые позже превратились в «лошаденку».

Иллюстрация к стихотворению «В хате». Изображение: Е. Капустин / aria-art.ru

В творчестве поэта присутствовали также кошки и другие жители крестьянской избы. Не обделены вниманием куры, петухи и даже тараканы. Кроме бытового значения, животные наделялись символическим посылом.

Конь предстал в виде образа «тихой судьбы» («Голубень») и прошлого («Сорокоуст»). В других произведениях конь мог символизировать прошедшую юность. В знаменитом «Не жалею, не зову, не плачу...» невозвратность молодости передается строкой «проскакал на розовом коне».

Образами животных часто дополнялись мотивы природы в стихах Есенина. Автор использовал метафоры: луна сравнивалась с желтым медведем, синий сумрак выглядел как стадо овец, а осень была рыжей кобылой.

Образы животных использовались в творчестве Сергея Есенина для описания предметов. Для этого поэт создавал ассоциативные сопоставления: о мельнице автор говорил «бревенчатая птица», о печи – «верблюд кирпичный». А добавление цвета позволяло символично изобразить жизненные события.

Анализ произведений Сергея Есенина показал, что образы животных раскрывали исторические события («красный конь» – символ революции) или душевные переживания («черный конь» – предвестник смерти), а также глубже передавали природную красоту.

Выбор цвета для описания природы

Мир глазами Есенина полон красок. Каждый цвет введен в стихотворение неслучайно и несет определенный смысл. Колористика помогала изобразить душевное состояние лирического героя, думы и переживания. В поздних произведениях мрачными оттенками показывались обреченность и усталость.

Цветовые эпитеты в творчестве Есенина служили для усиления или уточнения характеристик, а также на контрасте позволяли глубже понять посыл поэта.

Любимыми цветами автора оказались голубой и синий. Есенин был уверен, что в названии России спрятано «что-то синее». В поэзии автора синим также мог быть вечер и май, а голубой – Русь.

Небесный символизировал простор, свободу, божественность. Синий напоминал доброту, верность, постоянство.

Еще одним цветом, который часто упоминался в образах природы, стал золотой. Этот цвет указывал на увядание и часто был связан с осенью.

Символичным оттенком оказался малиновый. В контексте поэзии Есенина прилагательное подчеркивало любовь к родине и было связано с ягодным образом, взятым из народного творчества. Малиновыми могли быть не только поле и ширь, но и трава: «За перепаханною нивой // Малиновая лебеда».

Розовый также не был связан с определением цвета и использовался для эмоционального посыла, который указывал на нежность и юность.

Есенин также вводил в стихи зеленый и его оттенки, чтобы показать слияние с природой; белый, символизирующий чистоту, грусть, страх; желтый, подчеркивающий неизбежность перемен; черный для окраски негативных событий.

Читайте такжеСказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: характеристика героев

Олицетворение природных явлений в творчестве Есенина

Природные явления в стихах Сергея Есенина, такие как заря, закат, снег, дождь, ветер, неотрывно связаны с эмоциями. Пейзажные мотивы очеловечивались, наделялись чувствами, умели спать, разговаривать и выполнять иные действия. В произведениях поэта деревья улыбались, звезды дремали, крапива шептала, а образ березы часто был связан с девушкой, у которой «зеленая прическа».

Иллюстрация к стихотворению «Отговорила роща золотая». Изображение: Е. Капустин / aria-art.ru

Природа в стихах Есенина живет богатой жизнью и находится в вечном движении. Это ощущение поддерживалось приемом олицетворения природы: зима пела и аукала, луна стелила тени, а роща золотая отговорила.

Олицетворения, эпитеты, метафоры о русской природе в лирике поэта существовали не ради красоты. Эти литературные приемы помогали глубже показать отношение к миру. «Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», – признался как-то автор.

Природа в стихах Есенина не фон, а любимый образ, который неотделимо связан с человеком, его настроением, мыслями, а в целом творчество поэта русской души пронизано «чувством родины».

Читайте также

24 января 2024 г.
Тема природы в лирике Афанасия Фета
26 января 2024 г.
Тема природы в лирике Федора Тютчева
1 февраля 2024 г.
Тема любви в лирике Сергея Есенина
29 января 2024 г.
Тема природы в лирике Александра Сергеевича Пушкина
5 февраля 2024 г.
Тема любви в лирике Владимира Маяковского
30 января 2024 г.
Тема любви в лирике Александра Сергеевича Пушкина