Тема любви в творчестве Михаила Булгакова
Общество
19 марта 2024 г. 14:06
Время чтения: 6 минут

Тема любви в творчестве Михаила Булгакова

Содержание

Одной из самых глубоких и актуальных тем для творчества поэтов и писателей во всем мире на протяжении столетий остается любовь. Это многогранное и удивительное чувство каждый художник слова ощущает и переосмысливает по-своему, заставляет читателя взглянуть на привычные вещи по-новому, пережить то, что испытывает лирический герой. Михаил Булгаков не стал в этом плане исключением: на страницах своих произведений он не раз обращается к образу женщины, говорит не только о чувствах людей друг к другу, но и о любви к Богу и к своему ближнему.

Анализ и художественные особенности, относящиеся к теме любви в творчестве Булгакова, – в материале 24СМИ.

Роль темы любви в творчестве Булгакова

Значимую и важную роль играет любовь в творчестве Михаила Булгакова, он не раз говорит о ней в своих повестях, романах и рассказах. Сам литератор также любил и был любим, а его третья жена Елена Шиловская считается прототипом главной героини в книге «Мастер и Маргарита», написанной в жанре романа. Именно поэтому это чувство на страницах произведения автор изображает так пронзительно и достоверно.

Михаил Булгаков. Фото: «Википедия»

Читатель понимает, что описать подобное можно, только если сам чувствовал и переживал это в жизни. В романе «Белая гвардия» Михаил Афанасьевич также говорит на эту тему, но здесь речь идет не о чувствах между мужчиной и женщиной, а о жертвенной любви к людям, материнских чувствах. В «Мастере и Маргарите» также затрагиваются такие темы, как любовь к Богу, к своим близким и окружающим.

Образ женщины в прозе Булгакова

Тема любви в прозе Булгакова неразрывно связана с образом женщины, который изображается как в светлых, так и в темных тонах. С его помощью в романах писатель говорит о важных проблемах. Представительницы прекрасного пола не всегда становятся непосредственными участницами описываемых событий, но автор отводит им другую, не менее важную роль. Одним из основных остается образ матери.

Например, в романе «Белая гвардия» дамы обеспечивают мужчин сильным тылом, остаются хранительницами домашнего очага, оплакивают своих погибших сыновей и помогают встать на ноги раненым. Михаил Афанасьевич описывает не только внешность своих героинь, в той же степени уделяя внимание их характеру и эмоциональной стороне. В «Записках юного врача» литератор позволяет посмотреть на женщину не только как на романтический объект, но и как на особенное человеческое существо: показана их хрупкость и невинность, несмотря на отсутствие любовной линии.

Также некоторые исследователи говорят о демоническом начале женских образов в творчестве писателя. Представительницы прекрасного пола могут изображаться в трех основных типажах: роковой женщины – разрушительницы, музы – мучительницы или спасительницы, вдохновляющей творческую личность, а также женщины-вамп – потребительницы, использующей собственное обаяние и чары для получения выгоды.

Читайте также:Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством»: характеристика главных и второстепенных героев

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»

В этом произведении Михаил Булгаков описывает любовь как высшее чувство, оно самоотверженно и бескорыстно, милосердно и сострадательно. Для него нет границ, оно не появляется по расписанию или в удобный момент, а социальные статусы и материальное положение не играют никакой роли. Отдельной линией выступает безвозмездная и всепрощающая любовь Иешуа Га-Ноцри ко всем людям. А чувство, возникающее между двумя главными героями, вместе с творчеством становится частью одного целого, помогает превратить роман в великое произведение искусства.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита». Фото: «Кинопоиск»

Встреча с Маргаритой оказалась для Мастера событием более ярким, эмоциональным и «восхитительным», нежели предшествующий этому денежный выигрыш. Именно после знакомства с Маргаритой жизнь героя бесповоротно изменилась и обрела полноту. Незнакомую женщину автор описывает как очень красивую, а в ее глазах наблюдает «необыкновенное, никем не виданное одиночество».

До рокового момента в ее жизни было все, кроме любви, но после встречи с Мастером существование получило новый и глубокий смысл. Главные герои изменились, стали другими, когда в их жизнь пришло это светлое и всеобъемлющее чувство. В разговоре с Иваном Бездомным Мастер признается, что первая любовь «поразила их мгновенно», словно «молния или финский нож».

Появление Маргариты принесло литератору вдохновение, а сама женщина обрела счастье, так как стала единомышленницей, подругой и тайной женой литератора. Маргарита полюбила Мастера за его умение тонко чувствовать. Героиня теперь живет интересами избранника, делает все для его счастья и спокойствия, ведь в этом отныне она видит смысл своего существования. Но вместе с тем Маргарита любит и других людей, относится к ним с состраданием и милосердием.

Она думает о том, что не может причинить боль мужу своим уходом, ведь он «не сделал ей никакого зла». Внимательно и деликатно относится женщина к грешникам на балу сатаны, где появляется в роли королевы. До конца она остается чутким и милосердным человеком, и даже в порыве мести, когда героиня видит страх в глазах ребенка, любовь все равно остается на первом месте и побеждает. Желая узнать о судьбе возлюбленного, Маргарита готова стереть границы между светом и тьмой, согласна отречься от своего прошлого, ее не пугает даже смерть и пустота.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Фото: «КП»

Подводя итоги, можно сказать, что тема любви в творчестве Булгакова наиболее полно раскрыта в романе «Мастер и Маргарита». Произведение заставляет читателя понять, что именно любовь и верность способны стать спасением человеческой души, а также задуматься, на что готов пойти человек, чтобы сохранить в себе это чувство. Автор доказывает, что эта тема вечна и никогда не стареет, что настоящая любовь существует и способна победить и страх, и саму смерть.

Выбор выразительных средств

Чтобы показать читателю настоящую, верную и вечную любовь, изобразить ее силу, глубину и способность менять душу адресата и источника этого чувства, автор использует различные художественные приемы и средства выразительности.

Образ Христа становится высшим воплощением жертвенной любви к людям: к нему писатель обращается в «Мастере и Маргарите», а также в романе «Белая гвардия». В этом произведении автор хоть и не конкретно, но более точно изображает Христа, который появляется в видении Елены, молящейся об Алексее.

Описание образов Мастера и Маргариты в одноименном романе помогает читателям осмыслить чувство, которое возникает между мужчиной и женщиной, но при этом также ведет к осознанию любви к ближнему и к Богу. В «Белой гвардии» также говорится о любви к Богу как о «первой и наибольшей заповеди». Свое отражение этот образ находит в описании сна Алексея Турбина. Господа литератор показывает через призму двойного восприятия. Немаловажную роль играют и религиозные воззрения других героев произведения: отца Александра, Елены Турбиной, Русакова.

Описывая женщин в своих повестях и романах, автор использует и другие художественные особенности и средства: эпитеты, сравнения, противопоставления. Изображая сцены первого знакомства Мастера и Маргариты, автор использует описание контрастной цветовой гаммы: желтые цветы на фоне черного пальто героини.

Этот знак не нравится писателю, кажется тревожным, но он, будто загипнотизированный, все равно следует за женщиной, поднимает брошенный букет и продолжает нести его в руках. Саму главную героиню, возлюбленную Мастера, писатель называет его подругой, сравнивает с ведьмой и королевой, наделяет ее такими чертами. «Ведьминское» начало есть в каждой женщине, особенно, если задеть ее за живое.

А когда ей предлагают «продать душу дьяволу», она соглашается ради избранника. В королеву даму превращает именно осознание того, что ее любят, а Воланд, видя это, приглашает сыграть эту роль на его балу. В заключение стоит отметить, что концепция и образ любви в творчестве Булгакова включают в себя такие основные составляющие: дружбу, сотрудничество, сопереживание, верность, самоотверженность, борьбу, самопожертвование и счастье.

Читайте также

27 марта 2023 г.
Добро, зло и любовь: характеристика героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
13 марта 2024 г.
Тема любви в прозе Ивана Тургенева
2 февраля 2024 г.
Тема любви в лирике Анны Ахматовой
1 февраля 2024 г.
Тема любви в лирике Афанасия Фета
30 марта 2024 г.
Тема любви в творчестве Льва Толстого
21 марта 2024 г.
Тема природы в творчестве Константина Паустовского