Алексей Турбин

Алексей Васильевич Турбин
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
врач (роман), полковник-артиллерист (пьеса)

История персонажа

Алексей Турбин – персонаж двух произведений Михаила Булгакова, написанных в 1923-м и 1925-м. Первым был роман «Белая гвардия», а через два года автора попросили создать пьесу для театральной постановки Константина Станиславского. Так появилось второе произведение – «Дни Турбиных». Алексей – старший из троих детей Турбиных. Биография и характеристика персонажа в романе и пьесе не тождественны.

Создание персонажа

Роман «Белая гвардия» автобиографичен. Турбины – фамилия, которую носила в девичестве бабушка автора по материнской линии. Поэтому история создания персонажей произведения проста. В образе Алексея Турбина Михаил Булгаков изобразил себя, а семья в целом – это Булгаковы, но в сокращенном формате.

Алексей Васильевич Турбин не женат, в отличие от Булгакова. Когда автор писал оба произведения, его женой была Татьяна Лаппа. Отсутствие женщины в романе биографы интерпретируют как признак охлаждения в отношениях между супругами. Оказалось, что Татьяне не суждено стать прототипом книжной героини, хотя некоторые ее черты получила Елена Турбина, сестра Алексея.

Биография Алексея Васильевича Турбина

Общее в произведениях: Алексей Турбин – дворянин по социальному происхождению. Старший сын в семье. Начальное образование получил в Александровской гимназии, а после окончил университет. С началом Первой мировой войны ушел в действующую армию. Воевал три года. В начале 1918 года демобилизовался, и в его жизни наступил новый мирный этап.

Характеристика семьи: в мае 1918-го Турбины похоронили мать, скончавшуюся от болезни. Их отец умер намного раньше, но точная дата не указывается. После смерти мамы Турбиных мучает вопрос: «Как же жить?» Действие романа строится вокруг судьбы Алексея, его сестры Елены Турбиной-Тальберг и их младшего брата Николки. Также в романе показан Сергей Тальберг, капитан, супруг Елены, и дальний родственник семьи Лариосик (Ларион Суржанский).

Андрей Мягков в образе Алексея Турбина в фильме «Дни Турбиных» / Фото: Кинориум
Андрей Мягков в образе Алексея Турбина в фильме «Дни Турбиных» / Фото: Кинориум

Остальная часть биографии Алексея Турбина не совпадает. В романе у него сугубо мирная профессия, хотя он становится военным врачом. Возраст – 28 лет. В пьесе Алексей оказывается на 2 года старше и меняется его вид деятельности. Он офицер артиллерии. Михаил Булгаков, как и его первый герой, в жизни был врачом, но земским, т. е. гражданским. Он никогда не воевал на фронте Первой мировой, и ему на момент написания «Белой гвардии» было 32 года. Роман заканчивается снами, которые видят спящие в доме Турбиных, включая Алексея, а в пьесе он погибает. Сны – это отсылка к афоризму «ночь темнее всего перед рассветом».

Действие романа происходит накануне Нового года в городе, где «встречается» несколько армий: Белая, Красная, немецкая императорская, украинская национальная под руководством гетмана и конница Петлюры. На город наступают войска последнего. Узнав об этом, немцы собираются оставить населенный пункт, и с ними уезжает Тальберг. Гетману представители немецкого штаба советуют поступить так же.

Турбины находятся в гостиной, томимые предчувствиями. Обсуждают, возьмет Петлюра город или нет. Вскоре появляется Тальберг. Офицер объявляет, что уезжает с немецким поездом, но без жены, и зашел для того, чтобы Елена собрала ему вещи.

Из-за бегства штаба защищать город от Петлюры остается только небольшой отряд юнкеров. Дальнейшие события в книге и пьесе «Дни Турбиных» разнятся. В романе бой с конницей Петлюры ведет полковник Най-Турс и погибает, а Алексей ночью пробирается домой, но его замечают петлюровцы и начинают преследовать. Алексей Турбин был ранен в левую руку, но добрался до дома. В пьесе отсутствует полковник Най-Турс. Бой ведет Турбин и гибнет.

Внешность и характер Алексея Турбина из романа Булгакова «Белая гвардия»

Турбин – блондин, гладко выбритый. Ему 28 лет, но автор называет его мрачным и выглядящим старше своего возраста. В домашней обстановке одет во френч, штаны синего цвета и домашние туфли. У телезрителей его внешность ассоциируется с Андреем Мягковым, сыгравшим эту роль в одноименной картине, снятой Владимиром Басовым.

Образ Алексея Турбина в пьесе «Дни Турбиных»

Характер героя в пьесе и романе отличается. Он как будто взрослеет, и его образ переосмысливается автором. Об Алексее в романе «Белая гвардия» Булгаков пишет «человек-тряпка». Он не способен на физическое насилие, хотя понимает его неизбежность. В пьесе «Дни Турбиных» герой становится более решительным.

Вероятно, это связано с надеждами автора. Во время написания первого произведения они были, но через два года угасли. Поэтому автор окончательно убивает героя в последнем эпическом бою, тем самым подчеркивая, что роль Белой гвардии на исторической сцене полностью сыграна и восстановлению не подлежит.

Отношения Алексея Турбина с окружающими

Отношения людей друг с другом в этих произведениях Михаила Булгакова двухплановые. В простом варианте: Алексей Турбин никого особенно не любит и никого не ненавидит. Он ровный, спокойный и уравновешенный. Один из персонажей говорит о Николае Турбине, что тот добрый, потом переключается на Алексея и сообщает, что он тоже добрый, но как бы больше ненавидит.

Отношения между людьми автора не слишком волновали. Это подтверждает текст. Первая фраза произведения начинается со слов «велик был год и страшен». В последних абзацах писатель приводит описание креста Владимира, верхняя перекладина которого теряется в темнеющем небе. Кажется, будто это меч, воткнутый в землю. Пройдут века, все исчезнет: меч, страдания, кровь, тела и дела. Останутся только звезды. Булгаков задается риторическим вопросом о том, почему люди не хотят увидеть звезды.

Технику эпических описаний автор перенимает у Алексея Толстого. С их помощью пытается показать, что главные в романе отношения человека с вечностью. Поэтому его Алексей в «Белой гвардии» – «тряпка», по описанию автора. Он не готов к окончательным ответам, и ему нужно продолжать жить, чтобы понять. В пьесе герой нашел ответ, принял его и свою роль в сюжете.

Символизм персонажа

Михаил Булгаков писал о романе, что хотел изобразить интеллигенцию, которую считал лучшей частью общества. Проблемы и надежды, что испытывали люди в момент краха их прежней жизни и государства. Судьба Алексея – это то, что пережил мужчина, глава семьи и интеллигент / офицер в первый год после революции.

Алексей Турбин на экране

В 1925-м Булгаков переделал роман в пьесу для Константина Станиславского. Ее премьера состоялась 5 октября 1926 года во МХАТе. На восприятие работы повлияла политическая ситуация в государстве. Людям пьеса понравилась, но газеты разразились критикой в адрес автора. Произведение сняли с показа, возобновив только в 1932-м по личному распоряжению Иосифа Сталина. Алексея Турбина играл актер Николай Хмелев.

Говорят, причиной запрета стал гимн «Боже, Царя храни!». Якобы когда актеры его начали исполнять, то зал встал. Многие плакали. Партийные функционеры сочли это неприемлемым, и произведение сняли с показа.

Константин Хабенский в роли Алексея Турбина в фильме «Белая гвардия» / Фото: Кинориум
Константин Хабенский в роли Алексея Турбина в фильме «Белая гвардия» / Фото: Кинориум

В 1976 году экранизировать «Дни Турбиных» решил Владимир Басов, выступив в двух ролях: режиссера и персонажа, сыграв Виктора Мышлаевского. В 2012-м уже роман перенес на экран режиссер Сергей Снежкин. Алексея Турбина в новом фильме «Белая гвардия» сыграл Константин Хабенский.

Интересные факты

  • Сталин любил «Белую гвардию», хотя на людях преуменьшал это увлечение. Считается, что после того, как пьесу вернули к показу, вождь посмотрел ее более 15 раз. В письме Владимиру Биллю-Белоцерковскому от 2 февраля 1929 года он писал: «Пьеса приносит больше пользы, чем вреда. <...> Общее впечатление, с которым зритель покидает театр, – это впечатление победы большевиков». Психологи трактуют этот факт не так, как Иосиф Виссарионович описывает в письме. В Грузии, откуда он родом, ценится родовитость, а человек из низов, даже ставший главой государства, остается выскочкой, которому не доверяют. Отец Иосифа пил и избивал семью. Мать много работала и для поддержания порядка в семье била детей. Вождь в душе мечтал об интеллигентной семье, как у Турбиных, где люди заботятся друг о друге, вместе готовятся к праздникам и не бьют, а любят друг друга. Поэтому он якобы так уважал пьесу – за образ идеальной семьи, а не за подтверждение победы большевизма.
  • Автор описывает Киев, но ни разу не упоминает название города в романе. Это связано с тем, что Булгаков старался показать типичность ситуации для всех городов и семей.
  • «Белая гвардия» – единственный роман, где автор много и часто использует разговорный язык. Так он старается подчеркнуть присутствие разных слоев общества и людей в романе, выделяя разницу по национальному признаку, социальному положению, образованию.
  • Единственный героический персонаж «Белой гвардии» – полковник Най-Турс. Булгаков характеризовал его как идеал русского офицерства. В пьесе этот образ сливается с образом Алексея Трубина, и персонаж убирается из сюжета.
  • Прототипом Най-Турса называют графа Федора Келлера. Среди других совпадений исследователи отмечают тождественность даты и времени смерти прототипа и героя – 14 декабря 1918 года, 4 часа дня. По другой версии, прототип – генерал Николай Шинкаренко. В феврале 1918 года он был тяжело ранен в бою у Новочеркасска, когда заменил пулеметчика, т. е. в ситуации, похожей на описанную в романе.

Цитаты Алексея Турбина из романа «Белая гвардия»

После похорон матери семью волнует вопрос «Как жить?».

«Может, кончится все это когда-нибудь? Дальше-то лучше будет?»,

– задает риторический вопрос Алексей Турбин.

«Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете»,

– отвечает автор дальше по тексту.

Последняя сцена с Турбиным – сон. Автор пишет: «...сон висел над ним, как размытая картина». Ему снился Александр I, сжигавший списки солдат и офицеров дивизиона, Юлия, проскакавшие конники. Он внезапно проснулся, посмотрел на часы, улыбнулся снам и сказал:

«Наверно, ушли... Пэтурра... Больше не будет никогда».

Цитаты Алексея Турбина из пьесы «Дни Турбиных»

Большинство реплик Алексея Турбина в пьесе ситуационные:

«Нет, не одобряю!»
«Спасибо, капитан. А салату?»

Т. е. фразы не превращаются в цитаты, даже когда звучат более развернуто. Например, в диалоге, где Николка говорит, что Тальберг похож на крысу, Алексей отвечает «машинально»:

«Совершенно верно, Никол. А дом наш – на корабль».

Это не афоризм, а использование пословицы для того, чтобы подчеркнуть отношение братьев Турбиных к Тальбергу и ситуации.

«А теперь поздно, наше офицерство превратилось в завсегдатаев кафе. Кафейная армия!»

– реплика, подчеркивающая мнение Алексея об оставшихся в городе представителях Белой армии.

«Ах! Если бы мы все это могли предвидеть раньше»,

– сожаление о том, как развивается ситуация.

Несмотря на сожаления и оценки, герой остается субъективным. Алексей Турбин делает определенные выводы из пережитого, утверждая, что в стране всего две грозные силы: Белая гвардия и большевики. Когда придет время, они обязательно схлестнутся в последней решающей битве, хотя людям следовало бы озаботиться выстраиванием мирной жизни, а не кровопролитием.