Лариосик

Суржанский Ларион Ларионович
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
родственник Турбиных

История персонажа

Лариосик или Ларион Суржанский – персонаж, встречающийся в двух произведениях Михаила Булгакова. Роман «Белая гвардия», где герой появился впервые, был написан в 1923-м, а через два года писателя попросили создать пьесу для МХАТа. Ее планировал поставить Константин Станиславский. Так появилось второе произведение – «Дни Турбиных».

Создание персонажа

Михаил Булгаков создал автобиографический роман, поэтому история создания персонажей начинается в официальных биографиях членов семьи Булгаковых, проживавших в Киеве по адресу: Андреевский спуск, 13. Квартира была густонаселенной, поэтому в роман вошли не все члены семьи, а только те, кого автор захотел увековечить.

Прототип Лариона – Николай Николаевич Судзиловский. Он приходился племянником мужу сестры Михаила Булгакова, ставшего прообразом Тальберга. Прототип родился в семье офицера, капитана Владимира Капацына в городе Нижний Новгород в начале февраля 1896 года. Мать мальчика, Александра, вскоре скончалась, и парня усыновила семья его двоюродной бабушки. Так Николай Владимирович Капацын стал Николаем Николаевичем Судзиловским. Дозволение на смену фамилии вместе с отчеством дал отец, по сути, отказавшись от сына.

Усыновившая его родственница была замужем за Судзиловским. Он состоял в чине статского советника и звали его Николаем Михайловичем. Женщина приходилась матери Карума, мужа Веры Булгаковой, родной сестрой. Перед революцией статский советник служил в Житомире, поэтому и Ларион приезжает из этого города.

Биография Судзиловского известна частично. За три года до Октябрьской революции он стал студентом Киевского университета, выбрав медицинский факультет. Для этого приехал из Житомира в Киев и поселился у родственников – Веры Булгаковой и ее мужа. Учился недолго и вскоре перевелся на юридический факультет, а затем Карум настоял на его переводе в военное училище, где преподавал сам. Выпускник училища Николай Судзиловский получил звание подпоручика, но на этом его военная карьера закончилась. Он был списан в отставку по состоянию здоровья.

Воспоминания о Судзиловском как о Лариосике оставила Татьяна Лаппа, первая жена Михаила Булгакова. После прочтения романа женщина записала в дневнике, что у Карумов «жил Судзиловский – такой потешный! У него все из рук падало, говорил невпопад <...> Лариосик на него похож». О дальнейшей биографии известно, что потешный парень вступил в Добровольческую армию, но дальнейших достоверных сведений нет.

Биограф Ярослав Тинченко называет прототипом другого Николая Судзиловского. Он совпадает с первым датой рождения. Также совпадает регион. Его отец – дворянин из Могилевской губернии и статский советник. Но он Васильевич, а не Николаевич, хотя тоже приехал из Житомира в Киев, где жил в период, описываемый писателем. Среди других расхождений – образование, Николай Васильевич не учился в Киевском университете.

Биография Лариона Ларионовича Суржанского по прозвищу Лариосик

Биографическая характеристика Лариосика повторяет сведения из жизни Судзиловского:

  • Ему около 17–20 лет и, вероятно, он возможный ровесник Николая Турбина, которому 17. Зовут героя Ларион Ларионович. Использование повторения в имени и отчестве косвенно указывает на то, что прототип – Николай Николаевич Судзиловский, а не Васильевич.
  • Герой 11 дней добирается к Турбиным из Житомира и надеется, что его встретят, так как тетя послала родственникам телеграмму на 63 слова, объясняющую ситуацию. Телеграмма не доехала и прибудет еще позже, чем сам персонаж.
  • Ларион состоит в родстве с мужем Елены, капитаном Тальбергом, и приходится ему племянником.
  • Он приехал поступать в университет, хотя по эпизоду в поезде складывается впечатление, что он окончил военное училище. Состав был гетманским, но по пути следования стал петлюровским, и захватившие его люди хотели расстрелять Лариона как офицера. Ситуацию спасла канарейка, которую парень вез с собой. У него оказались две страсти: чтение книг и птицы. Ларион представился петлюровцам ученым-орнитологом и поэтому не был убит.
Сергей Иванов в образе Лариосика в фильме «Дни Турбиных» / Фото: Кинориум
Сергей Иванов в образе Лариосика в фильме «Дни Турбиных» / Фото: Кинориум

Герой женат, но неудачно. Супруга Лариона, Милочка Рубцова, сбежала от него к любовнику, актеру театра. Лариосик благородно оставил ей их квартиру, дал денег и выбрался к тетке.

В сюжете персонаж присутствует только в доме Турбиных. Он старается быть полезным, но из-за природной неуклюжести часто попадает в неловкие ситуации. Гость заботится об удобствах выздоравливающего Алексея Турбина, и тот, размышляя, признает, что Лариосик, скорее всего, полезен семье.

Внешность и характер Лариосика из романа Булгакова «Белая гвардия»

Первое явление Лариона в доме Турбиных сопровождается красочной характеристикой. Николай Турбин принял гостя за видение. Оно смотрело на Николку «скорбными глазами» с очень большой коротко стриженной головы. Несмотря на молодость, кожа у видения была по-старчески сморщенной и серой. Кривые и желтоватые зубы не добавляли очарования внешности.

Одет Ларион оказался в штаны-галифе и френч коричневого цвета. На ногах были жокейские сапоги с отворотами желтого цвета. Это описание подчеркивает, что герой перенес болезнь и был нездоров, а одет «во что пришлось».

В романе «Белая гвардия» автор часто делает неодушевленные предметы самостоятельным субъектом действия, характеризующим персонажа и отношение к нему Булгакова. Петлюровцы представлены как «серые, обшарпанные полки», а Ларион – это «знаменитый Лариосик», персонаж с «мутно-голубыми глазами», который «беспомощно огляделся» и говорит «трагическим голосом». Когда его спрашивают, пишет ли он стихи, Ларион смущается и краснеет, но отвечает утвердительно.

Образ Лариона Суржанского в пьесе «Дни Турбиных»

Несмотря на внешность и неуклюжесть, Ларион добр, и у него «нежная душа». Это выражается в его отношении к людям. Он никому не желает зла и никого ни в чем не винит. Восхищается Еленой и старается быть полезным для окружающих. Возможно, автор видоизменил некоторые черты характера настоящего Судзиловского для того, чтобы усилить трагикомичность образа.

Отношения Лариосика с окружающими

Все Турбины при знакомстве с Ларионом не понимают, что с ним делать и как взаимодействовать. Елена считает, что парень, возможно, балбес, но так как за его проживание обещают платить, а деньги нужны, то женщина соглашается и селит его в библиотеке. Позже она анализирует и понимает, что Ларион чудаковат, но он вежливый и очень добросовестный.

Алексей Турбин тоже осознает, что Ларион оказался полезен семье. Он может поддержать Елену и не дать впасть в отчаяние от того, что Тальберг ее бросил как ненужный балласт. Ларион перевязывает раненного Алексея и помогает Елене ухаживать за братом. Таким образом, взаимоотношения Лариосика и Турбиных складываются самые теплые.

Он честен и самокритичен. Разбив сервиз, порывается сразу же бежать в магазин, чтобы купить новый. «Я ужасный неудачник», – говорит Ларион Николаю Турбину.

Символизм персонажа

Момент краха прежних устоев и период неопределенности с будущим люди воспринимают по-разному. Ларион символизирует ту часть растерянной интеллигенции, которая не способна к насилию в принципе и пытается укрыться от мира. Оказавшись посреди агрессивно настроенных к людям воюющих сторон, интеллигенция в лице Лариона теряется, совершает нелепые поступки. И только такое чудо, как канарейка, спасает человека от смерти. Его единственное убежище – внутри уютного дома, за тяжелыми кремовыми шторами, которые отгораживают интеллигентного Лариона Суржанского от творящегося за стенами беспредела.

Лариосик на экране

Премьера пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе прошла в 1926 году. Роль Лариосика в постановке сыграл Михаил Яншин. В дальнейшем в СССР ее сняли с показа и вернули только по личному распоряжению Сталина.

Пьесу экранизировал в 1976-м Владимир Басов, выступив сразу в двух амплуа. Он стал режиссером картины «Дни Турбиных» и сыграл роль штабс-капитана Виктора Мышлаевского. Роль Лариона Суржанского в фильме исполнил Сергей Иванов, запомнившийся зрителям по образу лейтенанта Кузнечика из фильма «В бой идут одни «старики»», снятого в 1973 году. В этой картине актер отыграл почти идентичный типаж. Его герои похожи визуально, по манерам, вежливости и воспитанию.

Сергей Брюн в роли Лариосика в фильме «Белая гвардия» / Фото: Кинориум
Сергей Брюн в роли Лариосика в фильме «Белая гвардия» / Фото: Кинориум

В 2012-м телесериал «Белая гвардия» по мотивам романа снял режиссер Сергей Снежкин. В его постановке роль Лариона исполнил Сергей Брюн. Он окончил актерский факультет, но почти не снимается в кино, поэтому малоизвестен зрителю, хотя сыграл в 13 фильмах.

Интересные факты

  • Булгаков называл себя писателем-сатириком. Поэтому он использовал в романе комические приемы. В произведении есть сцена, где подвыпивший Шервинский рассказывает присутствующим легенду о том, что император жив, описывает прием офицеров у императора Вильгельма и то, как из-за портьеры к ним вышел Его Величество. Но на этом моменте из-за шторы появляется Лариосик.
  • Эпизоды романа сразу создавались с учетом театральных эффектов. Поэтому так часто в описании фигурирует штора. Она висит на окне, из-за нее появляется герой, за ней плачет Елена. Форма построения произведения в дальнейшем облегчила Булгакову процесс его трансформации в пьесу.
  • Пока Булгаковы жили в Киеве в 1918 году, он около 14 раз переходил из рук в руки. События романа отражают только один из таких эпизодов. При этом автор ни разу не упоминает название населенного пункта, обозначая его просто «Город». Это сделано для того, чтобы показать, что в одинаковой ситуации находились разные города и люди, а не только Турбины.

Цитаты Лариосика из романа «Белая гвардия»

Базовая характеристика речи Лариона в романе – вежливость:

«Располагайте мной, как вам угодно».
«Спасибо, больше спасибо».

Подчеркивая мирный характер героя посреди агрессивного мира, главной цитатой автор делает фразу о канарейках:

«...птица уж во всяком случае никому не делает зла».

Автор также описывает мысли Лариона о том, что мир за окном «грязен, кровав и бессмыслен».

Цитаты Лариона Суржанского из пьесы «Дни Турбиных»

Формат пьесы позволил Булгакову использовать новый элемент выразительности – противопоставления. Писатель предлагает читателю или зрителю разные точки зрения на один и тот же предмет через диалоги персонажей.

О доме Турбиных Ларион говорит:

«Как у вас хорошо в квартире».

Но Тальберг противоположного мнения. Узнав о приезде кузена, он возмущается: «Не дом, а постоялый двор».

Во время ужина с Мышлаевским и Шервинским Ларион произносит оду шторам:

«Кремовые шторы... за ними отдыхаешь душой <...> А ведь наши израненные души так жаждут покоя».

В ответ Мышлаевский отмечает, что Ларион, конечно, хороший парень, «но речи произносишь, как глубокоуважаемый сапог».