Биография
Актерская судьба Михаила Яншина, без преувеличения, успешна. Были в его творческой биографии роли в театре и кино, режиссерские работы. Его голосом говорят персонажи десятков советских мультфильмов. А вот в личной жизни актера все сложилось не так просто и далеко не сразу.
Детство и юность
Родился Михаил Михайлович Яншин 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнове Смоленской губернии. Отец был банковским служащим, мать — домохозяйкой. Со временем семья переехала в Москву.
Яншины часто покупали абонемент в театр и вместе с сыном ходили на спектакли. Ярчайшим впечатлением детства, как признавался артист, была игра Ивана Москвина в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Мальчика поразили его мягкость и внутренняя чистота.
«Весь он был как иконописный», — делился воспоминаниями артист.
В семь лет Миша поступил в Ольховское реальное училище, затем учился в Комиссаровском техническом училище, а в 1919-м поступил в Высшее техническое училище, откуда, не окончив первого курса, ушел добровольцем в РККА.
Вместе с Яншиным в вузе учился Владимир Баталов (отец знаменитого советского актера Алексея Баталова), сыгравший важную роль в его жизни. Именно Баталов, следуя за своей мечтой, уговорил товарища подать документы в школу Второй студии МХАТ. В 1922 году конкурс в студию был 100 человек на место. Яншин поступил, а уже через два года попал в труппу МХАТа.
Худощавый молодой человек со смеющимся лицом притягивал внимание собеседников пронзительным взглядом умных глаз. В 1924 году Михаил Михайлович впервые вышел на прославленную сцену во второстепенной роли в спектакле «Царь Федор Иоаннович».
Театр
Известность пришла к Яншину в 1926 году после спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Актер играл 19-летнего Лариосика, который приехал из Житомира к Турбиным. 5 октября 1926 года состоялась премьера. В молодости все имеет значение. Успех молодому артисту предсказал его кумир Иван Михайлович Москвин, который заметил:
«Ты сыграешь премьеру, а наутро станешь знаменитым, как никто».
Слова оказались пророческими. Лариосика с первого появления полюбили как другие исполнители героев булгаковской пьесы, так и зрительный зал. Спектакль шел на сцене МХАТа 998 раз, и только восемь раз Яншин не выходил на сцену в связи с болезнью. Остальные показы были с его участием и всегда имели успех.
Во МХАТе Михаил Михайлович сыграл более 50 разноплановых ролей. Артист от Бога, он умел перевоплощаться и целиком отдаваться образу. Менялся весь его облик и внутреннее состояние. Если нужно было сыграть старика, он тут же становился стариком.
Пять лет актер репетировал спектакль по Михаилу Булгакову «Мольер», который ставил Константин Станиславский, а выпускал Владимир Немирович-Данченко. Сыграли семь раз. В газете «Правда» появилась статья, уничтожавшая Булгакова и постановку. Как стало известно позднее, она была напечатана по личному указанию Иосифа Сталина.
Оставаясь верным МХАТу, Яншин сотрудничал и с другими театрами, ставил спектакли в Московском мюзик-холле, Центральном театре Красной армии, Театре сатиры. Пять лет он был худруком Московского театра Центрального комитета профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР.
В 1937-м Михаила Михайловича назначили главным режиссером театра «Ромэн». Он четыре года работал в цыганском театре с артистами, которые приходили прямиком из табора. Зачастую это были малограмотные или неграмотные люди. Они приносили песни и танцы. Яншин вспоминал, что в них было много искреннего и целомудренного, настоящего, которое теряется в сценических вариантах.
В 1969-м актер сыграл в спектакле «Нахлебник» Василия Семеновича Кузовкина. Роль была сложная, но ему удалось представить ее триумфально.
В 1950 году Яншин стал главным режиссером Театра имени К. С. Станиславского и трудился на этом посту 13 лет, при этом никуда не уходя из МХАТа. Здесь он поставил «Грибоедова», «Чайку», «Бесприданницу» и другие спектакли. Работая в Театре Станиславского, Михаил Михайлович открыл актера Евгения Леонова. Он разглядел в стеснительном юноше будущего любимца публики. Леонов, как и его учитель, дебютировал в роли Лариосика.
Яншин, один из немногих корифеев МХАТа, принял и поддержал прогрессивные изменения, которые принес в театр новый руководитель Олег Ефремов.
Вместе с коллегами по труппе, такими как Владимир Белокуров, Павел Массальский, Михаил Михайлович не раз играл в популярных в те годы телеспектаклях — «Школе злословия», «Мертвых душах» и других.
Один из последних фильмов-спектаклей с участием Яншина — «Соло для часов с боем» — поставил Ефремов специально для «стариков» театра. Прочтя пьесу впервые, актер увидел в ней потенциал. Спектакль и фильм имели успех: за эту работу Михаила Михайловича удостоили Государственной премии СССР.
Фильмы с Михаилом Яншиным
Фильмография актера почти такая же обширная, как и количество ролей в театре, а если отнести сюда и мультфильмы, в которых он озвучивал персонажей, то гораздо больше.
В 1928 году Михаил Михайлович дебютировал в фильме «Каторга» в роли телеграфиста. Несмотря на занятость артиста в театре, его фильмография пополнилась, а яркие реплики персонажей уходили в народ. Так, фраза героя Яншина из экранизации чеховских рассказов «Свадьба» стала крылатой:
«Генерал-то ведь какой! Не генерал, а малина!»
Картина вышла к 40-летию со дня смерти Антона Чехова и получила положительные отзывы критиков об игре актерского состава.
Во время войны артист снялся в двух фильмах: «Первой конной» и «Боевом киносборнике № 7». После войны он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1960 году на экраны вышел цветной музыкальный фильм-сказка «Морозко». Михаила Яншина пригласили озвучить Старичка-боровичка, которого играла Галина Борисова. Картина имела огромный успех — после премьеры Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом СССР и вел новогодние елки в Кремле.
Последней работой в фильмографии Яншина стала роль профессора в телефильме «Большая перемена» (1973).
Отдельной страницей в творчестве артиста стала работа с «Союзмультфильмом». Михаил Михайлович приложил руку к озвучиванию мультфильмов, счет которых идет на десятки. Советским детям хорошо знаком его голос, ведь он подарил его таким персонажам, как Крот в «Дюймовочке», Царь в «Вовке в Тридевятом царстве», Бык в «Козленке, который считал до десяти».
В мультипликационном фильме «Ночь перед Рождеством» Михаил Михайлович выступил не только актером озвучивания, но и сценаристом.
Личная жизнь
Личная жизнь актера напрямую связана с театром. В момент первого успеха Михаилу Яншину было 24 года. Вместе со славой пришла любовь. Его избранницей стала однокурсница, самая красивая студентка МХАТа, дочь актера немого кино Витольда Полонского Вероника. По сохранившимся фото того времени и сегодня понятно, чем привлекла девушка внимание молодого артиста.
На тот момент ей было 17 лет. Молодые люди венчались в церкви, шафером на их свадьбе был Михаил Булгаков. А спустя три года Полонская влюбилась во Владимира Маяковского. Любовники скрывали свою связь, и, даже забеременев от поэта, Вероника предпочла сделать аборт, но не уходить от мужа.
О романе своей супруги артист узнал из газеты. Именно Полонская была с Маяковским в то утро, когда он выпустил себе пулю в сердце: перед этим любовники бурно выясняли отношения. Конечно, брак как союз любящих людей перестал существовать. Официальный развод оформили в 1933 году.
Спустя год Яншин женился во второй раз на Надежде Киселевой, звезде театра «Ромэн». Актриса, выступавшая под псевдонимом Ляля Чёрная, была известна не только поклонникам цыганского театра — фильм «Последний табор» принес ей всенародную славу.
Этот брак тоже распался. Артистка влюбилась во МХАТовского актера Николая Хмелева. В 1942 году Яншин и Киселева развелись. Что примечательно, Михаил Михайлович сохранил с бывшей женой дружеские отношения и даже стал крестным ее сына, рожденного в браке с Хмелевым.
Яншин по-настоящему любил Лялю. После смерти Хмелева он помогал ей в работе и даже вернул в репертуар спектакли с ее участием. Спустя какое-то время бывшие супруги попытались восстановить отношения, но ничего не вышло.
Работая в Театре им К. С. Станиславского, Яншин поставил спектакль «Чайка», в котором Машу сыграла его будущая третья жена Нонна Мейер. Этот брак дал артисту покой и необходимую заботу. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, супруги были по-настоящему счастливы.
Смерть Михаила Яншина
Яншин играл в кино и на сцене до последних дней. Помимо этого, в 1975 году на радио вышла его звуковая книга «Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает».
Последним спектаклем для актера стала постановка «Три сестры». В роли Чебутыкина Яншин в последний раз вышел на сцену МХАТа.
Вскоре он тяжело заболел, но даже в больнице читал новые пьесы и сценарии, которые приносили из театра. Артист умер 17 июля 1976 года, причиной смерти стала сердечная недостаточность. Михаил Михайлович был похоронен с почестями на Новодевичьем кладбище, его могила расположена на участке № 7.
Фильмография
- 1930 — «Комета»
- 1933 — «Окраина»
- 1934 — «Поручик Киже»
- 1935 — «Последний табор»
- 1944 — «Свадьба»
- 1946 — «Каменный цветок»
- 1950 — «Секретная миссия»
- 1952 — «Ревизор»
- 1954 — «Шведская спичка»
- 1954 — «Мы с вами где-то встречались…»
- 1955 — «Двенадцатая ночь»
- 1959 — «Накануне»
- 1960 — «Месть»
- 1971 — «Телеграмма»
- 1973 — «Большая перемена»
- 1974 — «Соло для часов с боем»
Интересные факты
- Артист хорошо пел романсы и сам аккомпанировал себе на гитаре. Сохранились записи его музыкальных номеров в передаче «В гостях у Михаила Жарова».
- Яншин был страстным футбольным болельщиком и прекрасно играл в шахматы.