Антуан Ватто

Жан Антуан Ватто
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
36 лет
Дата смерти
18 июля 1721 г.
Место рождения
Семейное положение
не был женат
Соцсети
    4,0 / 5 (4 голоса)

    Биография

    Художник Жан-Антуан Ватто, более известный в мире искусства как Антуан Ватто, за столь короткую биографию (он прожил 36 лет) сумел не только возродить интерес к барокко, но и модернизировал этот стиль. Его менее строгое и формальное, более натуралистическое проявление сегодня называется рококо. Антуан Ватто стоял у его истоков.

    Детство и юность

    Жан-Антуан Ватто появился на свет 10 октября 1684 года в Валансьене — городе, который едва перешел от испанских Нидерландов под крыло Франции.

    Отца Жана Филиппа Ватто отличали крутой нрав и экспрессивность. Нередко мужчина набрасывался с кулаками на одного из четверых сыновей или на мать Антуана Мишель Ларденуа. Из-за своего характера Жан Филипп чаще ночевал в тюремной камере, чем дома.

    Несмотря на существенный минус, Ватто-старший видел в сыне творческий потенциал. Благодаря отцу Антуан попал на обучение к местному художнику Жак-Альберу Жерену, чьему имени не посчастливилось прославиться. Говорят, к 11 годам юное дарование превзошло учителя. По другой версии, Ватто бросил занятия, потому что отец отказался за них платить.

    Личная жизнь

    Сведения о том, что Антуан Ватто вел бурную личную жизнь и, подобно многим творческим людям, искал вдохновение в платонических отношениях, не сохранились. Напротив, художник относился у женщинам с подчеркнутым уважением. Эта его черта послужила основой для фильма «Тайна Антуана Ватто» (2007).

    Пусть Ватто не успел создать свою семью, но до последних дней его поддерживали братья. Они были так близки, что Луи Жозеф Ватто, сын Ноэля Жозефа Ватто, по стопам дяди стал художником.

    Живопись

    Взрослая жизнь Антуана Ватто началась в 1702 году, когда он против воли отца сбежал в Париж. У юноши не было денег, поэтому в столицу пришлось идти пешком.

    Художник быстро нашел подходящую работу: в мастерской под мостом Нотр-Дам ради массового производства копировал картины, созданные в лучших традициях голландской и фламандской живописи. В этот период Ватто в совершенстве овладел эскизной техникой, ставшей характерной для его графики. В свободное от «подделок» время он рисовал с натуры.

    Творчество в самом прекрасном его проявлении Антуану Ватто продемонстрировали коллекционеры Пьер и Жан Мариэтты, отец и сын. В их магазине хранились подлинники Рембрандта, Тициана, Рубенса и других мастеров.

    Впрочем, Мариэтты дали Ватто куда больше, чем знакомство с профессиональным искусством — они сосватали молодого художника Клоду Жилло, известному граверу и декоратору. Он не сыграл особой роли в формировании стиля Ватто, зато развил его художественный вкус. Под влиянием Жилло родились такие картины, как «Сатира на врачей» (1706) и «Арлекин — император Луны» (1707).

    В 1709 году Ватто пытался выиграть Римскую премию, высшую французскую награду Королевской академии художеств в области искусства, но занял 2-е место. В 1712-м он предпринял еще одну попытку. Жюри посчитало живописца настолько талантливым, что вместо главного приза — годовой стажировки в Риме — предложило ему вступить в академию. В качестве экзамена Ватто попросили нарисовать картину. Спустя 5 лет он представил жюри шедевр «Паломничество на остров Киферу».

    Картина создана в двух вариантах. Первый, датированный 1717 годом, хранится в Лувре в Париже, второй, созданный годом позже, — во дворце Шарлоттенбург в Берлине.

    В творчестве Антуана Ватто немало шедевров: «Любовь на французской сцене» (1716), «Венецианский праздник» (1718), «Капризница» (1718) и другие картины. Самой удивительной считается «Вывеска Жерсена (лавка, в которой продаются картины)» (1720). Ее называют картиной-завещанием и, как следствие, пиком творчества Ватто.

    Полотно, написанное типичными для рококо цветами, изобилующее мелкими деталями, действительно служило вывеской. Недолго оно красовалось на мосту Норт-Дам, а ныне хранится в Шарлоттенбурге.

    Смерть

    Антуан Ватто тревожил друзей небрежным отношением к своему финансовому положению. Художник словно знал, что проживет недолго, а потому не откладывал «на черный день».

    С детства Ватто часто болел. В 1720 году за советом по очередному недугу живописец направился в Лондон. Задымленный воздух Англии плохо отразился на здоровье Ватто — спровоцировал «уснувший» туберкулез. Ему пришлось немедленно вернуться домой.

    До последних дней жизни Ватто сильно кашлял. Друзьям он говорил, что виной тому лондонский смог, застрявший в легких. На самом деле причиной смерти стал туберкулезный ларингит. Ватто умер 18 июля 1721 года, в 36 лет.

    Картины

    • 1712 – «Актеры Французской комедии»
    • 1713 – «Четверо»
    • 1715 – «Вид между деревьями в парке Пьера Кроза»
    • 1716 – «Любовь на французской сцене»
    • 1716 – «Любовь на итальянской сцене»
    • 1716 – «Затруднительное предложение»
    • 1716 – «Урок любви»
    • 1717 – «Любовная песня»
    • 1717 – «Равнодушный»
    • 1718 – «Капризница»
    • 1719 – «Общество в парке»
    • 1720 – «Итальянские комедианты»