Валаамский монастырь — обитель на 50 островах Ладожского озера: история, памятники архитектуры и святыни
Факты
16 сентября 2022 г. 15:53
Время чтения: 11 минут

Валаамский монастырь — обитель на 50 островах Ладожского озера: история, памятники архитектуры и святыни

Содержание

История островных монастырей России похожа. Они были центрами духовности при царе, а при новой власти становились тюрьмами, домами инвалидов, военными училищами. Валаамский монастырь – один из таких. Подробнее об истории и легендах древней обители – в материале 24СМИ.

История возникновения монастыря на Ладоге

Валаамский монастырь находится на самом большом острове Ладожского озера, занимает его западную и центральную части. Форма острова напоминает колокол, падающий из крайней западной точки к нижней южной. Максимальная протяженность – 9,6 км. Изрезанная ледниками береговая линия выглядит так же, как норвежские фьорды. Всего в одноименном архипелаге больше 50 островов.

Валаам – слово финно-угорского происхождения. Самый известный его перевод – «высокая» или «горная земля». Менее популярные варианты – «земля света» или «земля клятвы». Одни лингвисты связывают его с именем славянского бога Велеса, другие – с именем сына скандинавского бога Одина – Валы.

Капища языческих богов действительно находят на Валааме. Легенда гласит, что апостол Андрей, проповедовавший народам Севера, прибыл на остров, разрушил языческие капища и воздвиг на том месте каменный крест в знак принятия христианской веры местными жителями. Апостол предсказал, что в будущем на острове возникнет обитель, в которой будут проповедовать слово Божье.

Более реальными основателями Валаамского мужского ставропигиального монастыря считаются преподобные Сергий и Герман. Но дата основания неизвестна. Об отцах-основателях тоже мало что можно сказать достоверно. Даже годы жизни не определены. Если собрать все источники вместе, то получается разброс дат протяженностью более 500 лет. По одной из версий, преподобный Сергий – прямой ученик апостола Андрея (I век н. э.), а первые постройки на острове датируют X веком.

В 1996 году Наталья Охотина-Линд опубликовала исследование рукописи XVI века «Сказание о создании обители Преображения Господа Бога Иисуса Христа на Валааме». В рукописи упоминается о том, что на остров из Великого Новгорода прибыли двое священноиноков. Звали их Ефрем и Сергий. Сначала иноки поселились на небольшом острове на востоке от Валаама. Позже его назовут Святым островом. Установили там крест и построили церковь.

Остров Валаам / Фото: Flickr.com

На Валааме в то время жила чудь, которая «творила колдовство, мешала возносить молитвы и устраивала многия пакости» прибывшим инокам. Вскоре Ефрем покинул остров и перебрался на Ильмень-озеро, где заложил Перекомский монастырь. А Сергий отправился в Великий Новгород. Заручился поддержкой архиепископа, который передал ему в ведение остров Валаам и повелел изгнать чудь. Преподобный справился с задачей, а затем выбрал на отвоеванной территории «гору камену да пристань тихую» у ее подножия, чтобы заложить Валаамский монастырь.

Дальнейшее развитие монастыря

Если верить сказанию, то дальнейшие события развивались так. Сергий, став первым игуменом, составил монастырский устав и правила, по которым жила братия. Со временем между монахами и настоятелем случился конфликт. В результате Сергий отказался от сана, но монахи продолжали протестовать, и он покинул остров. Вернулся в Великий Новгород, где поселился в монастыре Иоанна Богослова.

Историки не установили, какой монастырь имел в виду летописец. Там Сергий провел дни до конца жизни. В изножье его могилы вырос огромный тополь. Вторым настоятелем монастыря стал священноинок Герман. Подробностей о его жизни летописец не указал, ограничившись общими фразами о благочестии и праведности.

Постоянное шведско-русское соперничество вокруг Валаама обусловлено географией. С XII века земли архипелага входили в Новгородскую республику, а территориально были близки к Швеции, откуда на острова осуществлялись военные экспедиции с целью присоединения. В начале XVII века Швеции удалось присвоить территорию, хотя монастырь уже был крупным поселением, влиявшим на прилегающие земли. Выходцы из Валаама стали основателями целого ряда северных монастырей. Среди них Зосима Соловецкий, Александр Свирский.

Впервые шведское войско разорило монастырь в 1611 году. Затем в России началось Смутное время – эпоха, закончившаяся заключением мира, по которому земли Карельского уезда отошли шведской короне. Шведы снова разорили обитель, а монахи переехали в Васильевский монастырь на Ладожском озере.

Восстановление обители началось только после победы России в Северной войне. По указу императора Петра I на острове приступили к возведению каменного храма. Материалы для строительства добывали тут же – из окружающих скал.

Проектированием большинства зданий занимался архитектор-самоучка и по совместительству игумен монастыря – Назарий. Он спроектировал Спасо-Преображенский собор и другие каменные постройки: надвратную церковь Петра и Павла, храм при монастырском лазарете и колокольню.

Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря / Фото: Flickr.com

В 1839-м игумен Дамаскин продолжил строительство. К этому времени монастырь разросся. Здесь открыли 30 мануфактур, на которых работали сезонные рабочие, монахи и поселенцы. В самом монастыре проживало около 1000 человек, не считая сезонников. Часть монашествующих перебрались в скиты, построенные по всему острову. Продукцию мануфактур отвозили в Санкт-Петербург, а оттуда на остров приезжали паломники.

Во времена расцвета владения монастыря насчитывали:

  • 21 церковь;
  • 22 часовни;
  • скиты и подворья;
  • фабрики по производству свечей, кирпичей, кожи.

Обитель после Октябрьской революции

Император Александр I сделал Валаам частью Великого княжества Финляндского. На тот момент – автономного княжества в составе России. После Октябрьской революции архипелаг вошел в состав независимой Финляндии, что привело к проблемам.

Власти требовали от архиепископа Серафима изучения финского языка, а за отказ депортировали его с острова. Богослужения тоже требовалось проводить на финском. Несогласие священнослужителей выливалось в тяжбы и противостояние с властями. Точкой в противостоянии стала высадка финского военного десанта в 1923 году. Несогласным монахам пришлось покинуть страну и эмигрировать в Сербию, Грецию, где они осели в других православных монастырях.

По результатам войны между СССР и Финляндией район Валаамского архипелага отошел обратно к России. Теперь эвакуироваться пришлось уже монахам финского происхождения. Они обосновались в Хейнявеси в Финляндии, основав монастырь Новый Валаам. Покидая остров, священнослужители вывезли все церковные ценности, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери авторства иеромонаха Алипия. О возвращении икон уже много лет ведутся безуспешные переговоры между Финляндией и Россией.

В годы Великой Отечественной войны

Осенью 1940 года на острове создали школу юнг. Но она просуществовала только 1 год. Юных моряков обучали премудростям флотского дела. Через 9 месяцев началась Великая Отечественная война. 13 сентября 1941-го юнг направили на усиление Шлиссельбургского укрепрайона. Часть защищала переправу через Ладогу, еще часть была переброшена на станцию Мельничный ручей. Там, получив боеприпасы и обмундирование, они отправились оборонять плацдарм на левом берегу Невы.

Большинство погибло в бою на «Невском пятачке». В сентябре 2020 года на месте боя заложили капсулу времени. В будущем здесь планируют установить памятник юным защитникам.

В том же сентябре 1941-го архипелаг заняли финские войска. С 1942-го восстановили работу монастыря. В его стены вернулась часть монахов, которые выехали после того, как территория отошла к России. В сентябре 1944 года финский гарнизон вместе с монахами покинул Валаам.

Читайте такжеСретенский монастырь в Москве: история обители, святыни и достопримечательности

Дом инвалидов

Главный миф о послевоенной судьбе Валаамского монастыря гласит, что советская власть собрала всех инвалидов Ленинграда и депортировала их на остров, создав из него «свалку людей, ставших ненужными обществу». Практика депортации неугодных, переселения целых этнических групп действительно существовала, поэтому в миф легко верится. Основа большинства текстов на эту тему восходит к повести «Терпение». Автор – Юрий Нагибин. Повесть была опубликована в 1982 году.

Для анализа фактов проблему делят на 2 части:

  • бродяжничество и возможности органов соцзащиты в послевоенное время;
  • остров и его инфраструктура.

Проблема послевоенной нищеты и бродяжничества – реальность. Часть бродяг, мошенников и уличных попрошаек составляли инвалиды войны. Их задерживали, составляли протоколы, затем направляли в дома инвалидов и назначали пенсии. Но закона о принудительном содержании людей в домах инвалидов не существовало, поэтому запретить человеку уйти администрация не могла.

Документов, подтверждающих вывоз инвалидов из Ленинграда, не найдено. Нет ни приказов, ни докладных записок исполнителей. Вместо этого есть декрет секретаря Коммунистической партии УССР Никиты Хрущева от 21 февраля 1948-го, где он предлагает предоставить колхозным собраниям право высылать правонарушителей и «антиобщественных паразитов» за пределы общины.

Отталкиваясь от идеи этого документа в июле 1951 года Президиум Верховного Совета издал указ «О мерах борьбы с антиобщественными и паразитическими элементами». Он предусматривал 5 лет ссылки в спецпоселения в отдаленных местах для трудоспособных лиц, арестованных за попрошайничество и ведших тунеядский образ жизни. В 1952 году по этому указу арестовали и выслали 156 817 человек, в 1953-м – 182 342. Очевидно, что среди них были и ленинградцы.

Что касается Валаамского монастыря, то он способен принять только 1000 человек. Это меньше, чем количество инвалидов, проживавших в Ленинграде. В 1957 году в местном доме инвалидов числилось 856 человек, которых обслуживал персонал в количестве 218 сотрудников.

Воскресенский скит / Фото: Flickr.com

Известно, что после войны в Ленинграде были планы по созданию на острове санатория для работников бумажной промышленности. 13 июля 1946 года «Вечерний Ленинград» (печатный орган Ленсовета) писал, что строители уже трудятся над подготовкой зданий для отдыхающих. Но строительные работы так и не были начаты.

Вместо санатория 5 мая 1950-го в Валааме был учрежден Дом инвалидов. Его подчинили карело-финляндскому министерству социальных дел, в чьих архивах и находится подробная информация. В отчетах указывается, что на остров перевели инвалидов из других учреждений Карелии. Под проживание выделили здание, в котором прежде размещалась школа юнг.

Возрождение Валаамского монастыря

Возрождение монастыря началось в 1989-м. Территорию и скиты передали Ленинградской епархии. В декабре туда прибыли первые монахи. Они возобновили богослужения и начали приводить территорию в порядок. В 2005-м после реставрации возобновили службы в Спасо-Преображенском соборе. Его восстанавливали до первозданного вида по старинным фото. Над алтарем разместили список Валаамской иконы Божьей Матери. По свидетельствам монахов, в 1999-м икона явила чудо и замироточила.

В 2003-м на Валаам из Греции привезли мощи апостола Андрея. В 2014-м ему установили памятник у монастырских врат. В 2005-м на монастырской колокольне разместили колокол «Андрей Первозванный».

Валаам сегодня

Валаамский монастырь сегодня – это хозяйственный комплекс. Работают животноводческая, форелевая и молочная фермы. Они оснащены современным оборудованием и нацелены на выпуск экопродуктов без искусственных добавок. На Валааме производят сорта итальянского сыра. Среди них – моцарелла, рикотта, качотта, а также сыр бьянка с белой плесенью.

Не менее интересен монастырский сад. Сначала саженцы закупали, а потом занялись собственной селекцией. Сегодня монастырь реализует освященные саженцы. Упор в выращивании сделан на морозостойкие яблони, а также другие плодовые деревья, которые подходят для северных регионов. Агротехнические опыты монахов включают даже попытку вырастить собственные ананасы.

Достопримечательности, памятники, святыни

На Валааме много святых мест, общих для христиан разных конфессий. Среди них:

  1. Знаменская часовня. С нее начинают знакомство с монастырем. Часовня установлена в 1862 году в память о посещении обители императором Александром II.
  2. Памятник Андрею Первозванному. Бронзовая фигура апостола установлена в сквере у монастырских врат в 2014-м. Скульптор – Андрей Клыков.
  3. Спасо-Преображенский собор. Это не собор, построенный в древности, а реконструкция на остатках старого строения, воссозданная в 1996-м.
  4. Надвратная церковь Петра и Павла начала XIX века. Стиль – русский классицизм. Здесь расположен главный вход в монастырь.
  5. Церковь Святой Троицы и Живоносного источника. Построена в 1814 году. Изначально была монастырским лазаретом. В нем же располагалась аптека и комнаты для персонала. Летом здесь туристы могут послушать песнопения в исполнении хора Валаамского монастыря.
  6. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Изначально построена как трапезная в 1785-м. Современный вид – результат множества перестроек. В советское время в ней разместили сельский магазин. Реставраторы проделали большую работу, когда очистили стены от краски, обнаружили и сохранили 11 настенных икон.
  7. Никольский скит. Расположен у входа в Монастырскую бухту. Назван в честь Николая, епископа Мир Ликийских. На Валааме хранится частица мощей святителя. Главная достопримечательность скита – Никольская церковь. В древности она выполняла роль маяка. Построена в 1833 году.
  8. Воскресенский скит – один из самых древних на острове. Считается, что он стоит на месте, где апостол Андрей Первозванный установил крест. Сам скит построен в 1901-м. Состоит из двух храмов – верхнего и нижнего. Когда Валаамский архипелаг был владением Финляндии, здесь открыли монастырскую школу. В СССР одну из обителей использовали как прачечную, а во второй устроили клуб и танцевальную площадку. Сейчас в Воскресенском ските обустроена трапезная и места для ночлега туристов.
Знаменская часовня / Фото: Flickr.com

Интересные факты и мифы об обители

Так сложилось, что глубина Ладоги вокруг острова достигает 200 м. Из-за этого вода все время прохладная. Летом, когда ее прогревает солнце, получается эффект термального столба. Поэтому над островом солнечно даже тогда, когда на материке рядом идут дожди.

В 1858 году остров посетил император Александр II с семьей. В этом же году Валаамский монастырь осматривал французский писатель Александр Дюма (отец).

В 1870 годах Валаам часто навещали художники-пейзажисты: Иван Шишкин, Исаак Левитан, Федор Васильев, Архип Куинджи.

В одной из последних записей, сделанных Львом Толстым в имении в Ясной Поляне, есть рецепт валаамских щей. Писатель упоминает, что ел щи из «квашеной капусты, грибов и кореньев, заправленные подсолнечным маслом». Сочетание капусты и грибов считается одним из самых гармоничных и полезных для организма, если перед подачей блюда дать ему настояться 24 часа в прохладном месте.

В 1930-х годах Финляндия начала развивать Валаамский архипелаг как туристическое направление. К началу Советско-финской войны остров ежегодно принимал до 30 тысяч туристов из 30 стран. СССР приступил к развитию туризма уже после войны. Постоянная туристическая база была создана весной 1967 года.

Читайте такжеТроице-Сергиева лавра — монастырь, основанный Сергием Радонежским: история создания, достопримечательности и другие факты

На погосте Валаамского монастыря есть необычная могила. Надпись на ней гласит: «Тело погребено на месте сем в 1371 году. Магнус, шведский король, воспринявший святое крещение. При крещении наречен Григорием». Подразумевается, что в ней похоронен Магнус II Эрикссон.

По легенде, шведский король обещал не нападать на соседей, но нарушил слово, и его флот был разбит штормом на Ладоге. Корабль носило по волнам, пока его не спасли валаамские монахи. Магнус уверовал в православного Бога, крестился и принял постриг. По шведским хроникам, корабль Магнуса II затонул у берегов Норвегии в 1374 году. Тело короля не было найдено, но древнерусской легенде это не мешает хранить интригу.

Валаамский монастырь можно посетить, отправившись на остров с экскурсией из Санкт-Петербурга или Сортавалы. Летом до Валаамского причала ходят теплоходы и паромы. Из Петрозаводска летают вертолеты, а зимой действует ледяная дорога из Сортавалы. Экскурсии организует паломническая служба при монастыре и турагенства.

Читайте также

20 января 2022 г.
Соловецкие острова: история, природа, достопримечательности
11 августа 2022 г.
Троице-Сергиева лавра — монастырь, основанный Сергием Радонежским: история создания, достопримечательности и другие факты
9 сентября 2022 г.
Покровский монастырь в Москве: история обители, памятники и святыни
12 октября 2022 г.
Дивеевский монастырь в Нижегородской области: история создания, святыни и чудеса обители
30 сентября 2022 г.
Оптина пустынь — факты о монастыре: история обители, святыни, достопримечательности
6 сентября 2022 г.
Сретенский монастырь в Москве: история обители, святыни и достопримечательности