Графиня Батори — похождения леди-маньяка из Книги рекордов Гиннесса
Факты
12 января 2023 г. 14:35
Время чтения: 13 минут

Графиня Батори — похождения леди-маньяка из Книги рекордов Гиннесса

Содержание

Книга рекордов Гиннесса обычно рассматривается как источник проверенной и, что главное, правдивой информации о достижениях. Так ли это на самом деле, легко проверить по истории Эржебет Батори. Графиня Батори вошла в число рекордсменов как женщина, совершившая больше всего убийств. Подробнее о жизни «кровавой леди» — в материале 24СМИ.

Кто такая графиня Батори

На венгерском языке имя графини — Erzsébet Báthori (Эржебет Батори). В литературе также встречаются адаптации к другим языкам: Елизавета, Элизабет и так далее. Она родилась 7 августа 1560 года.

Отец аристократки — György Báthori (Дьёрдь, или Георгий, Батори). Сведений о нем мало, но похоже, что мужчина был кем-то вроде кондотьера — дворянина-наемника, поступающего на службу к тому или иному королю на время проведения военной операции.

В 1552 году Дьёрдь выступил на стороне австрийского эрцгерцога Фердинанда I. В 1556-м он уже на стороне венгерского короля Яноша II Жигмонда Запольяи вел осаду Оради (венг. Nagyvárad). Территория Венгрии в тот момент была разделена на владения Фердинанда (1/3 часть) и Яноша Запольяи (2/3 части). Город пал и был разрушен. Фердинанд I посчитал взятие города изменой со стороны вчерашнего союзника и отобрал у Дьёрдя подаренный замок Буяк. В 1565 году Дьёрдь участвовал в осаде замка Эрдёд на стороне следующего австрийского эрцгерцога — Максимилиана Габсбурга.

Мать — Анна Батори, дочь трансильванского воеводы Иштвана Батори и сестра польского короля и трансильванского князя, вошедшего в историю под именем Стефана Батория. Точная дата свадьбы родителей графини не сохранилась, но известны два исторических факта:

  • Дьёрдь — третий муж Анны;
  • старший сын пары родился в 1555 году.

Стефан Баторий стал правителем Трансильвании в 1571 году, а королем Польши — в 1575-м. Можно предположить, что очередной брак сестры укреплял его военный потенциал и был выгоден обеим сторонам. Дьёрдь, стоявший на социальной лестнице ниже жены, получал право войти в круг крупнейших аристократов региона, а Стефан приобрел умелого воеводу с войском.

8 мая 1575 года Элизабет Батори становится женой Ференца Надаши. Обе семьи относятся к влиятельному венгерскому дворянству. О женихе известно, что он проводил время в войнах и походах. Поэтому даже первенец у него родился только через 10 лет после свадьбы.

Портреты Надаши и Батори из Чахтицкого музея / Фото: Wikipedia.org

Считается, что Ференц Надаши был не слишком грамотен. При этом авторов идеи безграмотности не смущает, что дальше в биографии они отмечают: «знал венгерский, латинский и немецкий языки». О молодой графине исследователи пишут, что она была одной из образованнейших женщин того времени.

Ференц принял фамилию жены как более знатную. На свадьбу он подарил невесте тот самый Чахтицкий замок (Csejte vára), в котором и будут разворачиваться дальнейшие события. Сегодня от замка остались руины, но для экскурсий и страшных легенд их вполне достаточно.

Ванная Батори

Книга рекордов Гиннесса называет графиню «самым продуктивным убийцей-женщиной». Также утверждается, что она убила более 600 девственниц, практиковала вампиризм, пила кровь и купалась в ней для сохранения молодости.

Самая главная часть легенды — ванны из крови, которые якобы принимала графиня-садистка. Это настолько яркая характеристика, что ее широко используют в фильмах ужасов, посвященных не только чахтицкой пани, но и всем вампирам. Естественно, что эта часть мифа привлекает внимание современных медиков, сравнивших легенду с прозаической реальностью. Результат не в пользу мифа.

Для начала определяют, сколько крови может оказаться в среднестатистической девственнице. Женщина весом 70 кг содержит 4900 мл крови, значит — 7 литров на 100 кг веса. Ванная XXI века вмещает 100–180 литров воды. Неизвестно, ванной какого объема пользовалась средневековая графиня, но, чтобы заполнить емкость на 100 литров, понадобится 14 девственниц весом 100 кг. Большинство девушек 14–15 лет (возраст, когда Елизавета вышла замуж) весит вполовину меньше, но тогда их понадобится в два раза больше.

Вторая проблема мифа — свертываемость крови. Через 20 секунд (не минут!) жидкость в гипотетической ванне свернется и превратится в желе. Выглядит это, как если бы человек плавал в рыхлой куриной печенке, принесенной из магазина. С каждой следующей секундой жидкость все больше застывает. Чтобы обратить процесс, нужны высокие дозы гепарина, препятствующего свертываемости крови, или других препаратов, задерживающих образование тромбов. У Елизаветы Батори их точно не было, а разгневанные жители деревни могли появиться на пороге замка уже после первого неудачного омовения.

Третья проблема — способ получения ингредиента. Железная дева, в которую якобы запирали несчастных, чтобы кровь лилась в ванную сверху, появилась в конце XVIII века. За неимением достоверных фактов ее применения ранее историки считают, что это орудие казни изобрели в эпоху Просвещения, чтобы на его фоне демонстрировать какие «мы — просвещенные, а они — садисты и дикари». Как бы то ни было, свертываемость крови исключает кровавый душ.

Истоки кровавого мифа

Официальным источником мифа стала работа ученого монаха-иезуита Ласло Туроци. В 1729 году он изучал материалы по процессу Батори, а также предпринял путешествие по землям графини. Там он познакомился с местной легендой о графине-вампирше, которая купалась в крови для сохранения вечной молодости. Но Туроци пересказывает легенду. Он не связывает мифическую графиню с Елизаветой Батори. За него это сделали читатели. Доказательств такой связи монах тоже не приводит.

Фото: Кадр из фильма «Кровавая графиня — Батори» (2008 год). В главной роли Анна Фрил.

Неофициальный, но древнейший источник легенды отстоит от графини Батори на тысячи лет и уходит корнями в языческие культы. С его адаптированной версией зрителей знакомят сценаристы фильма «Хеллбой: Возрождение кровавой королевы» с Миллой Йовович в главной роли. Нимуэ, известная как возлюбленная волшебника Мерлина и «леди озера», имеет еще одно характерное прозвище — «королева крови».

Часть источников отождествляет Нимуэ с одной из ипостасей кельтской тройственной Белой богини. Она предстает последовательно в виде девы, матери и старухи. Последняя ипостась божества отбирает жизнь (кровь) для того, чтобы запустить следующий цикл существования. Он начнется с приходом девы-Персефоны.

Соответственно, старуха — это Геката древних греков. К XVI веку древнейшая богиня трансформировалась в легенду о графине-вампирше, отбирающей жизнь, чтобы вернуть молодость. Ее образ остается притягательным потому, что перекликается с глубинными слоями человеческого подсознания, памятью предков и так далее. В то же время истории о реальных маньяках остаются актуальны в пределах короткого временного диапазона.

Количество жертв

По главной легенде, однажды графиня ударила служанку, разбив ей нос. Кровь упала на руку, и женщине показалось, что в этом месте кожа стала мягче и нежнее. После чего она стала убивать девушек, чтобы восстанавливать дряхлеющую с возрастом плоть.

По менее распространенной легенде, о получении молодости через кровь графине рассказала старая ведьма, и чахтицкая пани принялась убивать крестьянок. Когда выяснила, что кровь не помогает омолодиться, то снова обратилась к ведьме, которая ответила, что кровь простолюдинок надо заменить кровью аристократок. Вскоре в окрестностях стали пропадать девушки из благородных семей. Слухи и жалобы дошли до короля, и он распорядился начать расследование. Вел его Дьёрдь Турзо.

Цифра 650 основана на показаниях некоей служанки. В материалах следствия она обозначена как Сюзанна. Девушка якобы узнала от Якоба Сильвассея, что графиня вела то ли «книгу учета», то ли дневник. В нем и было записано, что жертв 650. Суду такая книга предъявлена не была. Также в показаниях Сильвассея нет упоминаний ни о книге, ни о количестве жертв. К тому же его об этом и не спрашивали.

Невиновность Елизаветы Батори

Могла ли обвиняемая в действительности быть невиновной? Краткий ответ — нет. Графиня Батори занимала высокое положение в обществе. В каждом замке существуют подземелья, а в них тюремные камеры. Убийство простолюдина, будь то крестьянин или уличный прохожий, не считалось преступлением.

Человек, который начал бы распространять слухи о садизме благородной дамы, исчез бы в тех самых замковых подземельях быстрее, чем стал проблемой. Клеветникам, если такие были, гораздо легче и логичнее использовать уже имеющуюся информацию, но придать ей более красочный вид, преувеличивая или по-другому истолковывая уже известные людям факты.

Руины Чахтицкого замка / Фото: Flickr.com

Кровопускание как способ лечения

Кровопускание как метод лечения насчитывает 3000 лет. Оно зародилось в Древнем Египте. Во времена Гиппократа считали, что тело создано из элементов четырех стихий: земли, воздуха, огня и воды. Каждый элемент в организме представлен одной из жидкостей: кровью, флегмой, черной желчью и желтой желчью. Кровь — главная жидкость, но каждая из них связана с определенным органом. Среди них — мозг, легкие, селезенка и желчный пузырь.

Другой греческий врач — Эрасистрат из Кеоса — считал, что по артериям течет воздух, а не кровь и что все болезни происходят от переизбытка крови. Кровопусканием лечили все — от оспы и чумы до подагры и лихорадки.

И 400, и 100 лет назад продолжали лечить кровопусканием. Лечат и сейчас, но уже не в таких объемах и понимая причинно-следственные связи. Известнейший случай неудачного лечения связан с Джорджем Вашингтоном. В середине декабря 1799 года мужчина отправился осматривать фермы, попал под дождь со снегом и простудился. Поднялся жар. Три врача назначили президенту кровопускание и слабительные. Через два дня Джордж Вашингтон скончался.

Если в Чахтицком замке кто-то, в том числе высокообразованная графиня, занимался врачеванием, то можно считать доказанным факт, что для лечения лихорадки использовали кровопускание. Вскрытие фурункула в этом свете превращается в «отрезание частей тела с целью каннибализма». Ситуация усугубляется, если лекарь оказался неумелым, а пациент умер.

Есть исследование, в котором изучались даты смертей молодых женщин в Чахтицком замке. Исследователи нашли, что часть дат совпадает со случаями чумы и сыпного тифа, зарегистрированными в регионе. Так, в течение одной недели в 1610 году в замке умерли 8 молодых женщин. Графиня Батори в эти дни была в Вене вместе с дочерью — пыталась доказать, что не связана со смертями.

Итого: купаться в кровавой ванне графиня не могла, но какая-то часть информации должна была основываться на правдивых фактах. Как гласит поговорка: плохая репутация означает, что ты уже наполовину повешен.

Читайте такжеСалтычиха — приключения маньяка в России эпохи Просвещения: факты и мифы о Кровавой барыне

Вероятность политического заговора

Стоит отметить, что Батори могла быть и жертвой заговора, учитывая, что:

  1. Елизавета — женщина, которая единолично контролировала крупнейшие земельные владения после смерти мужа. Считается, что ее поместья приносили больший доход, чем поместья, принадлежавшие королю Венгрии Матьяшу II.
  2. Король задолжал графине тысячи золотых флоринов за участие ее мужа в войне с османами, которую вел Матьяш II. Ференц погиб, а Елизавета признана виновной в убийствах, а значит, королю уже некому отдавать долги.
  3. Дьёрдь Турзо, назначенный вести расследование, по совместительству оказался главным обвинителем и опекуном, которому было поручено опекать графиню и имения после смерти мужа.
  4. Елизавета не присутствовала на суде. Ее даже ни о чем не спрашивали и не допрашивали.
  5. Все свидетели — слуги из поместья. Все давали показания после пыток, но это обязательная процедура. Их пытали бы даже в том случае, если бы они сразу соглашались со всем, что скажет тот, кто вел расследование. Кроме того, слуги не упоминали о ситуациях, в которых они участвовали или которые видели. В показаниях фигурирует два варианта: «слышали» и «такой-то рассказывал».
  6. После смерти Елизаветы поместья перешли короне.

Тем не менее у короля были более серьезные проблемы, чем не платить по счетам семье графини Батори. Имя и фамилия проблемы — Габор (Габриэль) Баторий. Это дядя графини, брат ее матери и короля Польши Стефана Батория.

Габриэль Баторий / Фото: Wikipedia.org

В марте 1608 года Габриэль предъявил претензии на трон Трансильвании. Под давлением знати действующий князь Сигизмунд Ракоцци отрекся от престола, и сейм избрал Габриэля Батория. Получив признание со стороны Османской империи и правителей Венгрии, новый владыка начал «расширяться». В 1610 году его войска захватили город Сибиу (Себен). Далее князь пытался получить контроль над Валахией, пока еще дипломатическим путем, и планировал включить в собственные владения Венгрию — ту часть, что принадлежала Матьяшу. Елизавета переписывалась с Габриэлем, ссужала ему деньги и предоставляла помощь войсками.

В 1613 году Габриэль будет убит, но в 1610 году он захватил Сибиу, а король Матьяш начал процесс над Елизаветой. Картину заговора с целью уменьшения влияния Батори подчеркивает и то, что Габриэля в 1613 году обвинят в кровосмесительной связи с сестрой Анной. После его убийства Анну обвинят в колдовстве и казнят в 1614 году. Сам Матьяш II оказался на венгерском престоле только в 1608 году, поэтому мог серьезно относиться к угрозе захвата его земель подозрительным соседом.

Суд над графиней

Учитывая тяжесть обвинения, король мог распорядиться казнить графиню. Но этого не произошло. По официальной версии, ее замуровали в Чахтицком замке, оставив только отверстие, чтобы подавать воду и еду. Через 4 года после начала заточения Елизавета умерла.

Также в официальной версии говорится, что король собирался казнить преступницу, но мудрый Дьёрдь Турзо отговорил монарха, так как это бросало тень на все дворянство, и договорился о замене казни заточением. Как вариант легенда предлагает рассмотреть версию о том, что Турзо, будучи опекуном графини, обеспокоился сохранением ее жизни исключительно из соображений «обещал ее мужу позаботиться».

Официальной версии противоречат факты. Елизавета знала о предстоящем разбирательстве. В августе 1610 года она предприняла попытку оправдаться и привезла ко двору в Айзенберг мать одной из погибших девочек, которая свидетельствовала, что ее дочь умерла естественной смертью. Также Батори пыталась объяснить Турзо, что в школе при ее замке одна из девочек-дворянок обворовала других, позарившись на драгоценности, и убила обворованных. Ее слова не приняли во внимание, и в сентябре графиня составила завещание, по которому после смерти имения и деньги переходили ее детям.

Независимо о того, что на самом деле происходило в Чахтицком замке, с момента составления завещания это означало, что Турзо сможет распоряжаться владениями Батори только до того момента, пока графиня не умрет. После они отойдут короне, если Елизавету признают виновной, либо ее детям, если она будет признана невиновной. Поэтому Турзо был жизненно заинтересован в том, чтобы женщину не казнили, а заточили.

Внешность Елизаветы Батори

О внешности графини ничего достоверно не известно. Есть портрет кисти неизвестного художника, написанный в 1585 году. На нем изображена женщина в красном платье с красным головным убором, похожим на завязанный платок или чалму. Считается, что это портрет 25-летней Елизаветы. Насколько точно портрет передает внешний вид женщины — неизвестно.

Фото: Кадр из фильма «Графиня» (2008 год). В главной роли — Жюли Дельпи.

Старые легенды: вампиры, драконы и Батори

По легенде, род Батори в 900 году основал воин Витус. Он победил дракона, жившего в болотах рядом с замком Эксед и терроризировавшего местных крестьян. Убив чудище, воин получил замок в награду, а благодарные люди назвали его Báthory, что означает «герой» или «храбрец». Герб Батори стилизован в соответствии с легендой: три горизонтально расположенных драконьих зуба и дракон, кусающий себя за хвост.

В венгерской мифологии дракон был обычным злобным чудищем. С распространением христианства он стал восприниматься как олицетворение Люцифера.

В 1408 году Сигизмунд Люксембургский, король Венгрии и Хорватии, основал монархический рыцарский орден Дракона. Его цель — защищать Крест Господень и бороться с врагами христианства. Правитель Валахии Влад II Дракул, отец Цепеша, получившего популярность в литературе и кино как граф Дракула, был членом этого ордена. На нашивках ордена тоже изображен дракон, кусающий себя за хвост. Если не считать историю о графине-вампирше отдельным элементом местного фольклора, то вампирские мотивы в легенде о кровавой Батори могли появиться как перенос с легенды о Дракуле.

Читайте такжеАндрей Чикатило — учитель и маньяк: факты и мифы о чудовище

Новые легенды: Елизавета Батори и Караваджо

Большинство «фактов» о кровавой аристократке возникли не в XVI или XVII веках. Их развитием и популяризацией мы обязаны кинематографу XX века. Когда зрителям надоедают старые эпизоды, сценаристы придумывают новые, еще более увлекательные.

В 2008 году на экраны вышел фильм словацкого кинорежиссера Юрая Якубиско «Кровавая графиня — Батори». Согласно сценарию, итальянский художник попадает в плен в Турции, откуда его спасает муж графини и привозит в качестве раба в подарок жене. Таким образом, вместо поднадоевшей зрителю легенды об убийствах рождается новая история о любви прекрасной, но оклеветанной графини и художника.

На самом деле Караваджо, конечно же, не был знаком с Батори и не посещал Венгрию. Что же до Книги рекордов Гиннесса, то это интересное издание, но рассматривать его в качестве источника достоверной информации, вероятно, нет никакого смысла. Информация, послужившая основой рекорда, — это не установленный факт, а предполагаемый, но в тексте об этом не упоминается.

Читайте также

18 ноября 2022 г.
Елизавета I — последняя из Тюдоров: факты и слухи о личности английской королевы
18 февраля 2023 г.
Замок Нойшванштайн: история, архитектура и другие факты о немецкой достопримечательности
25 января 2023 г.
Фридрих II — великий король Пруссии по прозвищу Старый Фриц
27 сентября 2023 г.
Людовик XIV — Великий король-солнце Франции: факты о жизни и политике
3 марта 2022 г.
Фридрих Барбаросса — факты о немецком короле и его деятельности: правление, походы, смерть и другое
7 сентября 2023 г.
Ричард III — последний мужчина из рода Плантагенетов на английском престоле