Россия вне ПАСЕ. Казнить нельзя помиловать
Выход России из ПАСЕ
2 сентября 1996 года в России в последний раз исполнен приговор о смертной казни, со следующего года в стране был введен мораторий на наказание, которое во всем мире считается антигуманным. Спустя восемнадцать лет в России снова заговорили о восстановлении смертной казни, как одного из видов наказания. В Госдуме депутаты на данный момент рассматривают несколько законодательных инициатив, среди которых присутствует и законопроект об отмене моратория.
«Уголовный кодекс не такой жесткий к преступникам, как должен быть. Посмотрите, сколько терактов - взрывы в автобусе, на вокзале, в троллейбусе», - заявил депутат ЛДПР Роман Худяков. Его инициативу поддерживают и некоторые другие представители законодательного органа страны.
Условием возвращения смертной казни в России стало приостановление работы России в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Отмена смертной казни в России было одним из условий вхождения РФ в ПАСЕ.
От Грозного до Совета Европы
При Иване Грозном и Петре Первом смертная казнь чаще всего производилась через сожжение или посажение на кол. Поводом для казни в основном были мятежи против правителей.
В советское время при Сталине основным видом смертной казни был расстрел. Его применяли ко всем приговоренным к смерти. Казни в СССР не подвергались лишь лица до 18 лет и беременные женщины. Поводов для лишения жизни человека было множество, однако измена и протест против власти - самые распространенные.
После становления современного государства в 1991 году суды продолжали выносить смертные приговоры. За шесть лет до моратория были исполнены около ста приговоров. Смертная казнь применялась за особо тяжкие преступления, например, убийство нескольких человек.
В конце 90-х годов Россия выразила желание стать членом Совета Европы, но для этого Москве поставили условие - ввести мораторий на смертную казнь. 16 апреля 1997 года был подписан Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и особых свобод. Данный протокол не был ратифицирован парламентом России, но Москва обязалась выполнять его пункты до полной ратификации.
Моральный аспект вопроса
Очень часто, ведя полемику о смертной казни, поднимается моральный аспект данной меры наказания. Главный аргумент всех, кто выступает за введение смертной казни в России, состоит в том, что преступников необходимо наказывать, а мера наказания должна быть такой, чтобы никому не хотелось нарушать закон. Некоторые высказывают мнение, что содержать в тюрьмах убийц и насильников за средства налогоплательщиков – это аморально.
Но мнения оппонентов не менее убедительны. Первое, что вызывает противоречие, это исполнение приговора. Человек, который приводит его в действие, сам по сути становится убийцей. Если следовать закону, то и палача также следует казнить. Можно принять множество законов с "но", хотя для общества и самого палача это все равно останется убийством.
Также следует учитывать и такой аспект, как судебная ошибка. Судебная система не идеальна не только в России, но и во всем мире. Смертная казнь – наказание, которое невозможно повернуть вспять. На данный момент говорить об эталоне судебной системы в стране не приходится.
Против смертной казни выступают большинство общественных и политических деятелей. Свое слово в этом вопросе высказала и православная церковь. РПЦ осуждает применение смертной казни, как высшей меры наказания.
Общественное мнение в мире относительно смертной казни практически едино – это антигуманное проявление общества. Большинство религий утверждают, что убийство в любом проявлении – это грех. При этом до сих пор приговоры приводятся в действие.
Среди стран с подобным "антигуманным законом" снова может оказаться и Россия. Хорошо это или плохо - вопрос однозначно сложный.