Чернобыльская катастрофа. Жизнь в «зоне отчуждения»
30 лет назад, 26 апреля 1986-го года, произошла чернобыльская катастрофа — злополучный взрыв на четвертом энергоблоке АЭС. В 01:23 ночи жизнь именуемой сегодня «зоны отчуждения» навсегда изменилась: города и сёла опустели, количество жителей, вынужденно покинувших свои дома, перевалило за 115-тысячную отметку.
Редакция 24СМИ в рамках 30-летней годовщины аварии на ЧАЭС вспомнила подробности катастрофы, а также попытались выяснить, как выглядит «зона отчуждения» спустя три десятилетия.
Непокоренный атом
Мощный тепловой взрыв во время планового 20-секундного отключения четвертого реактора АЭС в Чернобыле от 1986-го года навсегда отпечатался в мировой истории. И хотя до сих пор основная причина чернобыльской катастрофы не определена, о трагедии на сегодня известно достаточно много.
Согласно данным МЧС, в России самыми загрязненными в результате чернобыльской катастрофы оказались:
- Брянская область (поражено около 11 800 кв. км);
- Тульская область (11 600 кв. км);
- Орловская область (8 900 кв. км);
- Калужская область (4 900 кв. км).
В отчётах ранее уточнялось, что единственной из пострадавших в РФ областей, где плотность загрязнения превышала порог в 15 Ки/кв. км по цезию-137, оказалась только Брянская область — такие показатели наблюдались на юго-западе региона, значительно были загрязнены несколько озёр.
Фото: censor.net.ua
Всего радиоактивные осадки поразили территорию почти в 60 тысяч кв. км на территории постсоветского пространства, в общей сложности на этих территориях проживало на тот момент около 3 миллионов человек.
Также на сегодняшний день доподлинно известно, что чернобыльская катастрофа — это:
- Выход в атмосферу радиоактивных материалов, суммарное количество которых достигало 50 миллионов кюри (сопоставимо со взрывом 500 атомных бомб в 1945-м году в Хиросиме);
- Мобилизация около 600 тысяч человек для ликвидации последствий техногенной катастрофы;
- Не менее 8,3 миллионов облученных радиацией граждан России, Украины и Белоруссии;
- Загрязнение территории в 60 кв. км, находящихся вне постсоветского пространства;
- Примерно 4 тысячи погибших от облучения в момент аварии (данные ВОЗ и МАГАТЭ), тогда как количество умерших в результате чернобыльской катастрофы в последующие годы исчисляется десятками тысяч;
- Более 2 млрд евро, затраченных на проект «Укрытие-2» (к 2018-му году конструкция покроет собой нынешний поврежденный «саркофаг»).
Кроме того, в настоящее время «прибрежные» к месту чернобыльской катастрофы территории (порядка 150 тыс кв. км) остаются непригодными для жизни.
Жизнь в «зоне отчуждения»
Как выглядит «зона отчуждения» спустя 30 лет? Очевидцы уверяют, что в глубине Чернобыля растительность практически уничтожила дорожное покрытие, а многие улицы напоминают сцены из фильмов ужасов: здания с провалившимися крышами, скрипящие на ветру ставни.
Тем не менее, там живут люди. Журналистам немецкого удалось пообщаться с некоторыми людьми, проживающими сейчас в «зоне отчуждения».
Фото: Евгений Федорович и Мария Прокопьевна
Один из немногих жителей — 78-летний «самосел» Евгений Федорович — рассказал, что живет в «зоне отчуждения» уже 30 лет: вместе со всеми он был эвакуирован в период ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, однако потом захотел вернуться домой. С его слов стало понятно, что немногочисленные местные жители спасаются выращиванием продуктов.
«Мы все практически вне закона. Нас называют «самоселами» — это люди, которых здесь не должно быть. Нас еще дразнили «самопоселенцами» и «временно проживающими», но какое это «временно», если оно длится 30 лет. Мы не самоселы, мы местные жители», — рассказывает Евгений Федорович журналистам.
Собеседник рассказал, что в день аварии на ЧАЭС он работал в школе и даже видел дым над атомной электростанцией. Тогда он не придал этому значения. Прошло несколько дней до начала массовой эвакуации, однако уже через три месяца Евгений Федорович вернулся в «зону отчуждения».
«Я был готов работать кем угодно, лишь бы в Чернобыле», — продолжает он.
Сейчас, по его словам, людям в «зоне отчуждения» приходится выживать: сам мужчина увлекается рыбалкой, они вместе с супругой выращивают овощи и фрукты.
Информация о других жителях «зоны отчуждения» является весьма расплывчатой: всего там живет порядка 180 человек, из них примерно 80 человек живут именно в Чернобыле, тогда как остальные проживают в соседних селах. Журналисты пообщались и с другими жителями «зоны отчуждения», одна из собеседниц — Мария Прокопьевна — также рассказала, что она с мужем спасается выращиванием урожая.
«Конечно, я слышала о том, что на этой земле нельзя ничего выращивать, но дозиметристы раньше говорили, что все в пределах допустимой нормы», — рассказала Мария Прокопьевна.
Каждый из живущих в Чернобыле и располагающихся рядом сёл, с кем удалось пообщаться журналистам, отмечает, что пенсию им раз в месяц привозят почтальоны, также изредка (2 раза в месяц) приезжает автолавка, где можно купить продукты — крупы и хлеб.
Фото: REUTERS, Vasily Fedosenko
Тем не менее, местные жители справляются с трудностями и демонстрируют всему окружающему миру на своем примере: жизнь в «зоне отчуждения» всё-таки есть. Специалисты же считают, что в Чернобыле и 30-километровой «зоне отчуждения» жить крайне небезопасно, хотя и возможно: это подтверждают случаи, когда местные жители доживали до 90-летнего возраста. Однако, в Госагентстве по управлению «зоной отчуждения» уверены, что в самом Чернобыле нельзя жить ещё минимум 1000 лет — это связано с тем, что уровень загрязнения всё ещё высок.
Работающие в Чернобыле специалисты получают облучение в виде 1,2 милизиберта, тогда как нормой считается 1 милизиберт в год. Украинские власти не донимают местных жителей ввиду «джентльменского соглашения», несмотря на законодательный запрет, но и активно работают над тем, чтобы количество «самоселов» не росло — всех планирующих пересечь границу с «зоной отчуждения» в целях проживания граждан обещают выселять обратно.