Пьер Карден

Pierre Cardin
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
98 лет
Дата смерти
29 декабря 2020 г.
Рост
183
Семейное положение
не женат
Соцсети
    4,0 / 5 (17 голосов)

    Биография

    Пьер Карден — имя, от звучания которого замирают сердца модников и модниц по всему миру. Талантливый модельер, смелый творец и грамотный бизнесмен, этот человек создал собственную империю моды, доказав, что трудолюбие и мечта способны на многое.

    Детство и юность

    Будущий кутюрье родился 2 июля 1922 года в итальянском городке Сан-Бьяджо-ди-Каллальта в многодетной семье. Отец Пьера был военнослужащим, а затем стал виноделом. В 1924 году родители Кардена с наследниками переехали во Францию. В молодости Пьер сделал первый шаг к исполнению мечты: устроился подрабатывать помощником портного. Спустя три года, набравшись опыта и уверенности в себе, юноша переехал в город Виши, где устроился полноправным портным в магазин мужского платья.

    К 23-м годам Кардена уже можно было назвать вполне состоявшимся профессионалом. В этом возрасте Пьер и отправился покорять Париж. Там молодой мастер переходил из ателье в ателье, набираясь опыта и приобретая новых знакомых, связанных с миром моды. В конце концов такие знакомства и помогли Пьеру получить первый серьезный заказ: мастеру предстояло сшить костюмы для фильма «Красавица и чудовище» режиссера и драматурга Жана Кокто. Так началась творческая биография художника.

    Дизайн и мода

    Спустя еще два года Пьер Карден стал главным модельером дома «Кристиан Диор», продержавшись на этом почетном посту три года. За это время кутюрье успел зарекомендовать себя смелым мастером, игнорирующим классические установки и не страшащегося смелых экспериментов. Именно в это время появляются культовые карденовские «платья-пузыри» и первая одежда в стиле унисекс (что было невероятно провокационно).

    Коллекции Пьера Кардена вызывали массу пересудов и сплетен, однако куда больше они вызывали восхищение и желание обладать стильными вещами. Позже кутюрье назовут первооткрывателем авангардного стиля в моде: одежда, обувь и сумки Пьера Кардена действительно были необычными и эпатажными, намного опережая свое время.

    Логотип "Пьер Карден"
    Логотип "Пьер Карден" / "Фейсбук"

    В 1957 году Карден представил первую коллекцию моделей женской одежды. Мастера ждал головокружительный успех: косой крой, яркие оттенки и полуприталенные платья пришлись по нраву и модницам всех возрастов, и строгим модным критикам, скупым на одобрение. Также Пьеру Кардену человечество обязано модой на туники, очки и одежду нестандартного кроя.

    Первый собственный магазин Пьер Карден открыл в середине 1950-х. Бутик назывался Eve. Спустя три года открывается второй магазин модельера — Adam. Нетрудно догадаться, что «Адам» предлагал одежду для мужчин, а «Ева» - наряды для прекрасной половины человечества. Разноцветной одеждой мужчины также обязаны великому кутюрье: Карден первым в XX столетии предложил сильному полу наряды не только темных, серых и коричневых тонов. В то время такое решение требовало недюжинной смелости и силы характера, так как строгая общественность излишне резко реагировала на проявления инакомыслия.

    Еще одной отличительной чертой Кардена считается любовь к ярким и нестандартным показам. Мастеру ничего не стоило устроить показ непосредственно на улице или в магазине. В наши дни подобное кажется привычным, а на тот момент было просто вопиющим взломом стереотипов.

    Модный дом

    Собственный модный дом Пьер Карден открыл в 1950 году, исполнив, наконец, детскую мечту. При этом модельер показал себя не просто как талантливый кутюрье, но как жесткий и расчетливый бизнесмен, точно знающий, что нужно для дела, и умеющий грамотно устанавливать цены.

    Художник стал первым человеком в модной отрасли, догадавшимся выйти на рынок не только Европы, но и России, Китая, Японии и других стран. Под именем Pierre Cardin помимо одежды и аксессуаров, духов с тонкими ароматами начали выходить зажигалки, будильники и даже сковородки. Пьер добился цели: название его империи стало нарицательным, а логотип дома узнавали даже те, кто не следил за модой.

    В 1957-ом модельер лично отправился в Японию, где получил звание профессора японского колледжа моды и дизайна. В 1959 году дизайнер представил коллекцию одежды prêt-a-porter (то есть одежды, доступной по ценам всем слоям населения). Этот поступок шокировал модную общественность, а Кардена даже вычеркнули из списков парижской ассоциации под названием Chambre Syndicale, которая в то время контролировала все, что касается высокой моды.

    60-е годы отмечены выходом одежды необычных форм и ярких расцветок: мастер остался верен себе. Однако постепенно кутюрье смягчил «накал страстей» в дизайне повседневной городской одежды, понимая, что не каждый может себе позволить явиться на работу в ярком костюме. В 1961-м Пьер пошел на уступки традициям и стереотипам, открывая магазин одежды, сшитой по классическим канонам.

    В 1966-м Пьер Карден впервые представил работы в Нью-Йорке. Восторг, с которым встретили авангардные коллекции, превзошел даже смелые ожидания модельера, и вскоре в Нью-Йорке открылся очередной магазин бренда. Также этот год отмечен для кутюрье почетной наградой «Золотая прялка», которую мастеру вручили в Германии.

    В конце 60-х мир моды охватила настоящая «космическая лихорадка». В космос отправился «пионер» Юрий Гагарин, после Нил Амстронг по проекту НАСА первым ступил на поверхность Луны. Все это стало источником вдохновения для модельера. В коллекции появились футуристические костюмы.

    Помимо моды Кардена всегда интересовали и другие проявления искусства: архитектура, театр. В 1970 году великий мастер купил театральный комплекс в Париже и назвал его Espace Pierre Cardin. На сцене этого заведения успели выступить звезды Запада и СССР. Сам дизайнер в интервью признался, что с детства мечтал стать актером и даже снимался в фильмах – правда, в эпизодических ролях.

    Одной из ярких знаменитостей, появившейся в «Эспас Карден», стала кинодива Марлен Дитрих. Кутюрье мечтал заполучить актрису в свой театр, вел долгие переговоры, затянувшиеся на 2 года. Немка оказалась капризной, требовала огромные гонорары для себя и музыкантов, но Пьер был готов выполнить все условия, лишь бы Марлен блистала на его сцене. Сотрудничество оказалось тяжелым для модельера, но плодотворным – концерты проходили с большим успехом.

    По распоряжению кутюрье после каждого выступления к ногам актрисы с балкона бросали 300 красных роз. По завершению контракта капризная исполнительница прислала мастеру письмо, в котором благодарила за прекрасную организацию ее представлений. Но к тому моменту Карден так устал от прихотей «белокурой Венеры», что порвал ее послание.

    Не менее значимыми для Espace Pierre Cardin стали выступления балерины Майи Михайловны Плисецкой. Впервые модельер увидел танцовщицу в балете «Кармен», когда Большой театр был с гастролями в Париже. Изысканность и утонченность исполнительницы восхитила Пьера, сделав Плисецкую «вечной» музой дизайнера. Когда Майя Михайловна получила главную роль в постановке «Анна Каренина», Карден создал для любимицы 10 платьев.

    Перед художником стояла сложная задача – сохранить форму дворянского женского костюма XIX столетия, при этом сделав сценическую одежду балерины легкой и удобной для движения в ней. Однако имя модельера не попало на афиши – в Советах побоялись упоминания о «Западе». Кроме того, Пьер подарил балерине повседневные и вечерние туалеты.

    В 1998 году по случаю приезда кутюрье в Россию Плисецкая организовала шоу «Мода и танец». Публика смогла увидеть работы мастера, созданные им для сцены. Уход Майи Михайловны в 2015 году стал трагедией для француза.

    В последующие годы Пьер Карден, несмотря на преклонный возраст, продолжил держать руку на пульсе собственного детища. Коллекции и каталоги, представленные на официальном сайте Pierre Cardin, постоянно пополнялись и обновлялись, а Пьер искал новые пути и решения, которые привели к развитию компании.

    В 2017 году модельер традиционно порадовал поклонников бренда новыми сезонными коллекциями и яркими фото с показов. Периодически Карден предпринимал попытки продать компанию, мотивируя это тем, что у него нет наследников, а дело должно остаться в надежных руках. Однако до сих пор великая империя не нашла покупателя. Возможно, дело в стоимости, затребованной художником.

    Личная жизнь

    Личная жизнь Кардена оказалась не менее эпатажна, чем модели одежды. Мастер не скрывал собственного интереса к мужчинам, однако в сердце Пьера нашлось место и даме. Актриса Жанна Моро, которую поклонники считали женой художника, стала для него музой, предметом обожания и преклонения.

    «Я боготворил эту женщину и почувствовал себя на вершине счастья. Словно она создана специально для меня. Она перевернула всю мою душу», — признается позже Карден.

    Их отношения длились четыре года, затем волею судьбы общение Жанны и Пьера прекратилось.

    Еще один близкий человек Пьера Кардена — Андре Оливер, бывший для кутюрье другом, верным союзником, партнером в бизнесе и, по слухам, любовником. Сам Пьер так комментировал собственную личную жизнь:

    «Я спал с женщинами, я спал с мужчинами. Я свободный человек».

    Смерть

    29 декабря 2020-го стало известно, что Пьер Карден умер. Мастеру было 98 лет. Он скончался в одной из парижских больниц. О смерти модельера сообщили его родственники.

    После кончины великого художника империя Кардена продолжила существование, ассимилировав с потребностями модников. На официальном сайте бренда представлены модели обуви, костюмов, джинсов и других образцов. Одежда и аксессуары также продаются в интернет-магазинах и бутиках.

    Интересные факты

    • Показ Dior сезона осень-зима 2020/21 открыл монохромный образ на основе новой версии легендарного жакета Bar от дизайнера Марии Грации Кьюри. Известно, что Кристиан Диор доверил сшить первую модель этого жакета Кардену.
    • Помимо модного дома художник владел рестораном Maxim's, который купил в 1981 году.
    • Создавая предметы интерьера, Пьер сотрудничал с популярным дизайнером Филиппом Старком. Старку даже предложили занять место художественного директора в издательском доме кутюрье.
    • Большое внимание мастер уделял ювелирным украшениям. Он отмечал, что эти аксессуары «всегда играли значимую роль в истории человечества <…> Они не могут быть дешевыми и простыми, так же, как недешева и непроста настоящая любовь.