Макс Эрнст

Max Ernst
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
84 года
Дата смерти
1 апреля 1976 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Макс Эрнст, имевший гражданство Франции и Германии, был ведущим представителем авангарда в 1930–1940-х годах. Работая в стиле сюрреализма, художник отдал дань дадаизму и экспериментам с различными материалами в скульптурах и коллажах.

    Детство и юность

    Макс Эрнст родился 2 апреля 1891 года в Брюле в семье учителя-католика, работавшего с глухонемыми детьми. Мать была домохозяйкой и следила за многочисленным потомством, стараясь, чтобы дети выросли воспитанными и образованными людьми.

    В семье занимались рисованием, потому что родитель был художником-любителем, часто бравшим Макса и братьев на природу на пленэр. Мальчик с любопытством рассматривал цветы, реку и деревья, и его ранние произведения ставили другим детям в пример.

    В 1897 году юный Эрнст поступил в школу и увлекся философией, выделив ее из других наук. Он прочитал трактат Макса Штирнера и раз и навсегда усвоил, что ключевые события в мире происходят совсем не вдруг.

    Самыми сильными впечатлениями из-за этого стали рождение сестры Аполлонии и смерть любимого попугая, случившаяся в тот же день. Будущий мастер решил, что малышка забрала жизнь у птицы, и почувствовал, что пришло время перейти на следующую ступень.

    В 1909 году Макс получил стипендию в Боннском университете и в качестве специализации выбрал психологию душевнобольных. Он пристально изучал их способности и произведения искусства и собрал материалы, которых хватило бы на пару научных книг.

    Будучи студентом, Эрнст подружился со многими представителями творческих профессий — Генрихом Кампендонком, Карлом Оттеном, Иоганном Кулеманном и Августом Маке. В автобиографии говорилось, что именно в этом прогрессивном обществе он твердо решил стать художником и подумал о персональной выставке.

    Вспомнив отцовские уроки, Эрнст рисовал портреты и карикатуры и, чтобы усовершенствовать технику, посещал лекции на факультете искусств. Потом ряд удачных произведений он отправил в галереи Бонна и стал ожидать реакции, преисполненный тревожных чувств.

    Личная жизнь

    В годы Первой мировой войны Эрнст обручился с Лизой Штраус, которая родила сына Джимми, а потом подала на развод. После недолгих отношений с художницей и писательницей Леонорой Каррингтон Макс женился на американке, купившей коллекцию его работ.

    Пегги Гуггенхайм поддерживала мастера и управляла его делами, организовывая выставки многочисленных соратников и друзей. Но этот брак тоже распался после встречи с Доротеей Таннинг, которая делала художника счастливым на протяжении долгих дней.

    Живопись

    После того как раннее творчество было представлено в экспозиции экспрессионистов, Марк утвердился в собственных способностях и в том, что выбрал правильный жанр. Но Первая мировая война заставила пойти в немецкую армию и нанесла по будущему мастера сильный и жестокий удар.

    В 1919 году Эрнст демобилизовался в чине лейтенанта и, приехав в Кельн, заинтересовался авангардным течением дада. Скандалы, связанные с эпатажными художниками, захватили молодого человека, и он решил попробовать собственные силы в прогрессивной технике коллажа.

    Под вымышленным именем Дадамакса Эрнста новоявленный бунтарь делал фотокаталоги и устраивал нетрадиционные выставки, включавшие работы душевнобольных. Из-за этого произошла ссора с родителями, запретившими появляться дома, и интерес к эпатажному творчеству на какое-то время затих.

    Впрочем, художник успел познакомиться с французскими единомышленниками Полем Элюаром и Галой — моделью Сальвадора Дали. Он написал сюрреалистическую картину под названием «Слон Цебес» и потом говорил с грусть, что это были счастливые дни.

    В 1920-х годах, переехав в Париж по чужому паспорту, Эрнст, вдохновленный многочисленными коллегами, создал ряд выдающихся работ. К сожалению, чтобы оценить «Встречу друзей» и «Прекрасную садовницу», критикам и искусствоведам потребовался не один год.

    Макс никогда не оставлял попыток обогатиться и прославиться, изобретая новые техники, такие как фроттаж и граттаж. Он оформлял театральные постановки и писал графические новеллы, а также стал автором зарождавшегося жанра, названного роман-коллаж.

    В 1931 году удача улыбнулась художнику, и его работы арендовали для персональной выставки в США. А потом в карьере Эрнста настал весьма плодотворный период, в который в полной мере проявился талант живописца и скульптора.

    Накануне 52-го дня рождения Макс написал символическую картину, которая была разбита на секции и состояла из 52 частей. После этого он создал скульптуры «Козерог» и «Бессмертник», ставшие живым воплощением самых смелых авангардных идей.

    Смерть

    1 апреля 1976 года 84-летний художник скончался, причины смерти не разглашались по просьбе родных и друзей. После похорон на парижском кладбище интерес к творчеству Эрнста возрос многократно, и он стал героем документальных фильмов, художественных произведений и статей.

    Картины

    • 1916 – «Башни»
    • 1919 – «Трофей, гипертрофированный»
    • 1920 – «Дада-Гоген»
    • 1921 – «Изготовление клея из костей»
    • 1921 – «Слон Целебес»
    • 1922 – «Встреча друзей»
    • 1922 – «Внутренним взором»
    • 1923 – «Пьета или Ночная революция»
    • 1937 – «Варвары»
    • 1944 – «Око молчания»
    • 1945 – «Искушение Святого Антония»
    • 1969 – «Рождение Галактики»