Лукреций

Тит Лукреций Кар
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
99 г. до н. э.
Возраст
44 года
Дата смерти
55 г. до н. э.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Тит Лукреций Кар был древнеримским поэтом-философом, продолжившим изучать теории, которые выдвинул Эпикур. Он также известен как родоначальник концепции трехвековой системы, оказавшей влияние на развитие последующих мировых культур.

    Судьба

    О биографии философа Лукреция исследователям почти ничего не известно, даты рождения и смерти не установлены до сих пор. По примерным подсчетам, его жизнь началась около 99 года до н. э. в печально известном городе Помпеи, погребенном под слоем пепла недалеко от Апеннинских гор.

    Эти предположения основаны на «Хронике», созданной Иеронимом Стридонским, который взял тексты древнегреческих поэтов, адаптировал их и перевел на латынь. Оттуда же появилась гипотеза об аристократическом происхождении, подтвержденная книгами самого философа, который не понаслышке знал роскошную жизнь.

    Упомянутая любовь к сельскому быту навела на мысль о собственных поместьях, которыми могли в то время пользоваться только представители богатых семей. Там, по мнению ряда римских авторов, ученый овладевал знаниями и осваивал языки и философию под началом дорогих учителей.

    О времени и причине смерти теоретика-материалиста написал в «Жизни Вергилия» ритор Элий Донат. Это произошло в октябре 53 года до н. э., после того как в ходе пира Лукреций выпил отравленный афродизиак.

    Однако дата кончины ученого в период расцвета автора «Энеиды» не подтверждалась достоверными фактами и работами биографов тех времен. Отсюда сложилось мнение, что после принятия зелья философ продолжал писать книги, но здоровье резко пошатнулось, а рассудок был поврежден.

    Впрочем, и обстоятельства гибели подвергались сомнению исследователей, поскольку жена по имени Люция вряд ли подсыпала супругу яд. Поэтому вполне вероятной стала гипотеза о самоубийстве, упомянутая Цицероном в ряде книг и цитат.

    Философия

    Главным философским трудом Лукреция стало поэтическое сочинение, которое получило название трактат «О природе вещей». Он посвящался римскому трибуну по имени Гай Меммий Гемелл, бывшему меценатом и покровителем авторов научных идей.

    Продолжая традиции эпикурейской школы, создатель затронул ряд интересных тем. Они касались атомизма и космологии, а также зарождения и развития мира, который наделен физическими явлениями, обусловленными движением небесных тел.

    Став одним из первых древнеримских поэтов, познакомивших граждан с представлениями о вселенной, где высшим благом для человека считалась счастливая жизнь, Лукреций популяризовал теорию отсутствия страха перед болью и смертью и вселил в души народа радость, уверенность и оптимизм.

    Поэму, написанную дактилическим гекзаметром, философ, признанный мастером слова, разбил на главы и разделы в каждой из шести безымянных книг. Он исследовал сложные понятия из физики, этики и математики, применяя образные метафоры и высокохудожественный литературный язык.

    Излагая принципы атомизма, природу ума и эволюции человека, ученый избегал упоминать влияние популярных в народе древнеримских божеств. Поэтому впоследствии его считали родоначальником материализма, получившего распространение в ряде передовых научных сфер.

    В одном из разделов этого сочинения Лукреций предпринял экскурс в историю и описал развитие человечества в разные эпохи древнейших времен. Он рассматривал виды оружия и другие предметы быта, а также способы возделывания угодий и пользования водой и огнем.

    По его мнению, на заре цивилизации люди применяли ногти и зубы, а потом камни и ветки, для того чтобы построить жилье. А потом ученый проследил последовательность смены меди, железа и бронзы и в итоге стал автором и основателем знаменитой теории трех веков.

    Отдельного внимания заслуживала книга, посвященная естественной философии, где исследовались организмы под действием природы и внешней среды. Лукреций писал, что к выживанию и адаптации способны только сильные особи, которые должны уничтожить болезненные и слабые виды.

    Кроме этого, в учении поэта упомянуто превосходство человека, разум которого состоит из атомов и других подвижных частей. Но он все же сравнивал людей с животными, которые воспитывают многочисленное потомство, подобно тому, как любящие матери растят и вскармливают своих детей.

    Таким образом древнеримский автор, чья внешность запечатлена в скульптурном бюсте, предложил для последующего изучения ряд новаторских и передовых идей. Его поэма часто применялась как пособие по философии и риторике и до сих пор пользуется популярностью у образованных людей.

    Библиография

    • «О природе вещей»