Биография
Суть доктрины древнегреческого философа Эпикура заключается в цитате «Наслаждение есть начало и конец блаженной жизни». Истинный безбожник признавал существование высших сил, но отрицал их воздействие на человека. Труды основателя мировоззрения эпохи эллинизма практически не сохранились, однако его идеи на протяжении двух тысячелетий интересуют ученых.
Судьба
Информация о судьбе Эпикура содержится в сочинениях Диогена Лаэртского и Лукреция Кара. Это единственные достоверные источники, благодаря которым воссозданы не только его идеи, но и фото скульптур.
Родился великий мыслитель на острове Самос в 342-341 году до н. э. в семье школьного учителя Неокла. Интерес к науке и поиску смысла жизни возник в 12-13 лет, после прочтения трудов Демокрита. В 324 году до н. э. сын и отец перебрались в Афины.
В возрасте 32 лет молодой мужчина открывает собственную школу на острове Лесбос. В 308 году до н. э. вместе с учениками возвращается в Афины, выкупает территорию с садами и остается там до конца своих дней. Именно поэтому последователей его догматов называют философами Сада.
По сообщению Диогена Лаэртского, основатель школы дожил до 70 лет. Причиной смерти стали камни в почках.
Философия
В школе Сада зародилось течение эпикуреизм, последователи которого в эпоху Возрождения назывались вольнодумцами. Несмотря на то, что суть теории сравнивалась с идеями предшественников, в формировании концепции базой выступили полемика и противопоставление с авторитетными мнениями.
Во времена жизни основателя школы Сада учение стало оппонентом стоицизму, в котором ведущая роль в познании отдавалась разуму. Также изучалось божественное с точки зрения материального мира. Три основных аспекта освещены Диогеном Лаэртским.
Первый из них — этика. Эта теория познания сводится к положению, что наслаждение — начало и конец жизни, а также мерило блага. Однако стремиться нужно не к тому, чтобы удовлетворять сверхпотребности, а избавиться от «атараксии» — страданий. Эпикур считал, что несчастливы те, кто терзает себя ненужными желаниями. Истинное удовольствие получит тот, кто довольствуется малым.
Следующий аспект получил название каноника. Древнегреческие мыслители и мудрецы по-разному трактовали понятие истины. Автор материалистической концепции за критерий оценки брал чувственные восприятия, ощущения. Так, эпикуреец считал, что материальные предметы состоят из частиц, которые проникают в органы чувств. Благодаря системности восприятия возникают предвосхищения, которые и становятся истинным знанием.
А вот разум, в противовес теориями Платона и Аристотеля, становится помехой для изучения, так как привносит в суждение субъективную картину. Эта концепция стала главным оппонентом стоицизма в эпоху эллинизма.
И, наконец, аспект под названием физика. Цель натурфилософии — найти объяснение происхождение мира, чтобы избавиться от страха перед небытием. Эпикур проповедовал мысль, что Вселенная не создалась высшими силами. Все дело в атомах, которые движутся в бесконечной пустоте. В отличие от предшествующих теорий в его идеях главная роль отдавалась отклонению от траектории этих частиц. Ввиду хаотичности атомы соединяются в сложные тела — людей и богов.
Поэтому не стоит бояться смерти — молекулы разносятся во Вселенной, и душа перестает существовать вместе с телом. Нет никаких сил, которые могли бы повлиять на судьбу человека. Все возникает и исчезает случайно без глубинного смысла.
Интересны догматы основателя материалистического учения о богах. Он утверждал, что высшие силы существуют в пограничных мирах. Но, согласно натурфилософии, на жизнь человека не оказывают никакого влияния, следовательно, страх перед ними беспочвенен.
Память
Труды древнегреческого мудреца насчитывают не менее 300 сочинений, но до современников дошли только фрагменты. Это три письма-обращения к Пифоклу, Геродоту, Менекею, а также цитаты, изложенные в работе Тита Лукреция Кара.
Цитаты
- «Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет»
- «Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность»
- «Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги»