Иван Тимофеевич

Иван Тимофеевич Порошин
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
служащий

История персонажа

Иван Тимофеевич – главный герой повести «Олеся» Александра Куприна. Характеристика персонажа говорит о том, что ни положение в обществе, ни благородное воспитание, ни образованность не гарантируют, что личность будет обладать высокими моральными и нравственными качествами.

Создание персонажа

В 1897 году Куприн гостил в Ровенском уезде (Украинское Полесье). Местная природа, колоритные жители и легенды края стали источником вдохновения писателя. Здесь литератор задумал цикл «Полесские рассказы», в который вошла повесть «Олеся».

Куприн полгода прожил в селе Казимирка (Кузьмовка с 1946 года). Здесь он познакомился не только с преданиями, но и завел дружбу с Иваном Тимофеевичем Порошиным. Помещик дал гостю кров и рассказал историю любви девушки-колдуньи и барина. Писатель посчитал, что у Ивана Тимофеевича хорошая фантазия. Но позже Порошин признался, что взял эту историю из своей жизни.

Жизнь в украинском селе прошла плодотворно. Писатель собрал обширный материал для новых произведений и между 1898-м и 1899-м закончил работу над «Олесей». Главного героя литератор списал с помещика Порошина, но внес некоторые различия. У Куприна Иван Тимофеевич – писатель, он тоже приезжает в деревню и остается погостить.

Биография Ивана Тимофеевича

Иван Тимофеевич – выходец из дворянской семьи, находящийся на государственной службе. Точный возраст героя автором не указан, но говорится, что это молодой мужчина. Персонаж получил хорошее образование и строит карьеру в одном из ведомств Российской империи. Герой вращается в высоких кругах, где заводит полезные знакомства и становится частью этого общества. Некоторые сослуживцы приходят на светские мероприятия с женами, но Иван ведет жизнь холостяка.

В свободное от работы время персонаж сочиняет рассказы, набираясь писательского опыта. Одно произведение героя попало на страницы малотиражной газеты. Барин написал детективную историю, в которой два убийства и одно самоубийство. Он знает, что писателю важно наблюдать и исследовать нравы. Герой не воодушевлен работой в ведомстве, его больше привлекают путешествия, знакомства с необычными людьми не из его круга. Еще одна страсть Ивана – охота.

Геннадий Воропаев в образе Ивана Тимофеевича в фильме «Олеся» / Кинориум
Геннадий Воропаев в образе Ивана Тимофеевича в фильме «Олеся» / Кинориум

Молодой чиновник получает возможность унять тягу к путешествиям. Ведомство отправляет героя в командировку в Волынскую губернию, где его ждет жизнь в одном из колоритных поселков Полесья и важная встреча. Здесь герой знакомится с внучкой колдуньи Мануйлихи Олесей, которая умеет предсказывать будущее с помощью карт.

Первая встреча персонажей состоялась в лесу, где ворожеи поселились подальше от людей. Иван Тимофеевич ожидал увидеть Олесю неграмотной дикаркой, которая раболепно «целует ручку барину». Но образ, рожденный в голове гостя из города, быстро разрушился. Ивана очаровывает в Олесе ее внешность, ум, женственность, богатство внутреннего мира и таинственность. На фоне простых волынских девушек новая знакомая чиновника выглядела находкой.

Олеся нагадала Ивану Тимофеевичу несчастливую жизнь. С деньгами герой не умеет обращаться, поэтому богатым никогда не станет. В личной жизни тоже не найдет счастье. Олеся охарактеризовала сердце персонажа как «холодное» и «ленивое»: «Так холостым и умрете». Героя ждут годы тягот, скуки и депрессии. Однажды Иван захочет свести счеты с жизнью, но не решится. Судьба персонажа изменится только в последние годы, и это произойдет после смерти близкого человека.

В краткосрочной перспективе в судьбе чиновника ожидается драматичная история любви. Избранницей героя становится внучка колдуньи. Отношения Олеси и Ивана Тимофеевича обречены. Куприн свел вместе людей не только из разных социальных кругов, но и мест проживания. Противопоставление строится и на характерах персонажей. Наивная, но смелая и честная девушка и добрый, но робкий и трусоватый мужчина.

Драма любви Олеси и Ивана Тимофеевича заключается в невозможности свадьбы. Преградой становятся социальный статус, общественные ярлыки и внутренние противоречия. Герой хочет увезти возлюбленную в город, но не может представить, как Олеся будет выглядеть в модном наряде и вести светские беседы с супругами сослуживцев.

Внешность и характер Ивана Тимофеевича из повести Александра Куприна «Олеся»

Описание внешности героя строится на том, что он молодой и привлекательный мужчина. Персонажу около 30 лет, он выглядит подтянуто и интеллигентно. Иван Тимофеевич одевается стильно.

Герой повести – натура деятельная и плохо переносящая скуку. Чиновник находит себе занятие и в крупном городе, и в деревне. В командировке он читает книги, пытается подружиться с селянами и пробует лечить крестьян, учит грамоте слугу Ярмолу.

Характер персонажа содержит ряд положительных черт. Молодой человек добр, милосерден, заботлив, любознателен и скромен. Персонаж прост в общении, избегает высокомерия и не любит лесть, которую демонстрируют крестьяне, завидев барина. Ивану не чужды добрые поступки. Он помогает бедствующей семье Ярмолы. Однако в его образе нашлось место слабоволию, нерешительности, непостоянству и трусливости.

Герой, как и многие городские жители, не верит в предания и суеверия. Он отрицает существование судьбы и подвергает сомнению способности колдунов. Но главная героиня все же озвучивает свою характеристику. Олеся говорит о доброте Ивана Тимофеевича, что она исходит не от чистого сердца. По ее словам, герой «не хозяин своему слову» и обожает «брать верх над людьми».

Иван Тимофеевич на экране

Первую удачную экранизацию представили в 1956 году мастера из Франции и Швеции. Они назвали фильм «Колдунья», а главный герой получил имя Лоран Брюлар. Сыграл его Морис Роне. Из сотрудника ведомства он превратился во французского инженера, которого отправили в шведскую глубинку. Здесь ему предстоит руководить строительством дороги и познакомиться с очаровательной ведьмой Ингой (Марина Влади). Есть легенда, что Владимир Высоцкий после просмотра фильма влюбился в актрису.

Морис Роне в образе Лорана Брюлара в фильме «Колдунья» / Фото: Кинориум
Морис Роне в образе Лорана Брюлара в фильме «Колдунья» / Фото: Кинориум

Советские мастера тоже вынесли на суд зрителей экранизацию повести. Фильм «Олеся» вышел на экраны в конце 1971 года. Авторы не меняли имена героев, роль Ивана Тимофеевича исполнил актер Геннадий Воропаев, а образ лесной колдуньи примерила на себе Людмила Чурсина.

Интересные факты

  • Первая экранизация повести Куприна вышла через 17 лет после публикации. Фильм «Олеся» 1915 года снял Николай Арбатов, но картину разгромили критики из журнала «Кинобюллетень». Автора упрекнули в том, что он не смог определить внутренний смысл произведения и снял «банальный романтический эпизод». Впоследствии лента была утрачена.
  • Исполнитель роли французского «Ивана Тимофеевича» Морис Роне был женат на младшей дочери Чарли Чаплина. Актер оставил наследие из более чем 100 работ в кино, но умер в 55 лет от рака.
  • Во время написания повести Куприн работал управляющим поместья. К произведению автор подготовил предисловие, которое не было опубликовано. В нем писатель признался читателям, что при создании образа Порошина взял многие детали из своей биографии.
  • Александр Иванович говорил, что это одно из самых любимых его произведений. «Олеся» стала первым крупным трудом Куприна. Но журнал «Русское богатство» отказал в публикации, а редакция «Киевлянина» одобрила повесть.

Цитаты Ивана Тимофеевича из повести «Олеся»

Герой считает, что предопределенность жизни – это ложь. В цитатах раскрывается деятельная натура персонажа, не позволяющая кому-то решать, что произойдет с ней завтра или через год:

«...Олеся, опять ты про свою судьбу? – воскликнул я нетерпеливо. – Не хочу я в нее верить… и не буду никогда верить!..»

Порошину не чужды романтика и сентиментальность. Эти грани души героя раскрывает любовь к колдунье:

«Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано мое сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке».

Иван Тимофеевич дает ложные надежды возлюбленной. Он хочет верить в то, что говорит, но сомнения и робость терзают душу героя:

«Мы до старости, до самой смерти будем идти рука об руку, вот как теперь идем, и не стыдиться, а гордиться тобой я буду и благодарить тебя!»