Экзоскелет для музыкантов: японская разработка — новые горизонты мастерства
Экзоскелет — путь к виртуозности.
Японские ученые разработали экзоскелет, который помогает музыкантам преодолеть «потолочный эффект». Фактами о проекте, которому позавидовал бы даже Моцарт, поделились в научной работе для издания Science Robotics инженеры из Токио.
Под «потолочным эффектом» понимают достижение предела мастерства, при котором дальнейшее совершенствование техники ограничено физическими возможностями организма. Такое, например, происходит с пианистами. Наступает момент, когда их пальцы уже не способны двигаться быстрее. Созданный японцами экзоскелет снимает это ограничение и открывает для музыкантов новые просторы.
Разработку испытали и заявили о воодушевляющих результатах. Экзоскелет протестировали как на легких мелодиях, так и на тех, что требуют быстрого исполнения и сложной комбинации движений. С этим прибором виртуоз переходит на новый уровень и поднимается на ступень выше в контексте мастерства.
Кроме того, в ходе эксперимента ученые обнаружили любопытный факт. Если экзоскелет использовали только для одной руки, то навыки второй все равно совершенствовались. Это говорит о значимости межполушарной координации, отметили авторы проекта.
Потенциал у такого экзоскелета высочайший. И речь не только о музыке. Например, он пригодится в медицине, в том числе в рамках реабилитационных мероприятий. Также не исключено, что подобные технологии в будущем изменят спортивный мир.
Полезно знать: первым прототип экзоскелета собрала американская компания General Electric в 1960-х. Проект «Хардимэн» должен был весить 680 кг и разрабатывался для армии США. Предполагалось, что этот экзокостюм поможет военным без труда поднимать грузы весом 110 кг, прилагая усилия, требуемые для подъема 4,5 кг. Но задумка оказалась нежизнеспособной в реальных условиях. В итоге собрали только одну руку, которая поднимала 340 кг, но при этом весила около 750 кг. На этом проект и завершился.