Советский «Труженик» ГАЗ-69: «козлик» военно-сельского значения — история полезного автомобиля
ГАЗ-69 — машина, пережившая эпохи и поколения.

Первые опытные экземпляры внедорожника ГАЗ-69 появились вскоре после ВОВ — в 1948 году, когда еще производился предшественник этого автомобиля ГАЗ-67. Но до запуска модели в серию инженерам пришлось совершенствовать прототип следующие 5 лет. Наконец, в 1952-м «козлики» начали сходить с конвейера. Правда, тогда их так не называли.
Опытные модели получили наименование «Труженик», что намекало на их гражданское предназначение. Хотя главным заказчиком была армия. Впрочем, официальным это название так и не стало, а вскоре народ дал автомобилю навсегда прилипшее к нему прозвище.
Машину нарекли «козлом» из-за прыгучей подвески — она получилась жесткой и прочной, но в незагруженном состоянии автомобиль буквально подскакивал на каждой небольшой ухабине. Однако это никого не пугало — детище конструкторов Горьковского автозавода оказалось надежным долгожителем, продержавшимся два с лишним десятилетия.
Несмотря на по-армейски аскетичную конструкцию, ГАЗ-69 получился все-таки куда комфортнее предшественника, построенного с оглядкой на американские «Виллисы» ГАЗ-67.
Пожалуй, единственное, что новая машина унаследовала от старой, это ширина колеи. В остальном она, безусловно, выигрывала. Создатели выпустили 8-местный автомобиль. Лавки в кузове откидывались, после чего появлялось пространство для транспортировки грузов до полутонны массой. Теперь на модели стояли металлические двери, правда с верхней частью из брезента.
Технику стали распространять по всему Советскому Союзу. Она работала в колхозах и городах, возила армейцев, участвовала в военных парадах и даже ездила по Москве во время Фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Но в частные руки практически не попадала.
Даже руководителям колхозов, если и доводилось передвигаться на «газиках», то не на собственных, а на коллективных. Об этом автомобиле народу оставалось только мечтать, зная о его внедорожных качествах. Лишь в редчайших исключениях он доставался в частное владение. Но и в этом случае хозяевам приходилось дорабатывать конструкцию.
Дело в том, что в ней изначально не предусматривались запоры на дверях, капоте и багажнике. Проявляя смекалку, люди прикручивали петли и ставили обыкновенные навесные замки. Или закрывали изнутри шпингалетами.
Вместо жесткой крыши на «козлике» предусматривался брезентовый тент. Если в южных регионах с этим еще как-то мирились, то в остальных приходилось самостоятельно сооружать те или иные колпаки из деревянных каркасов или стальных профилей, обитых листовой жестью.
Чуть позже «69-го» вышла его вторая версия — ГАЗ-69А. Она представляла собой 5-местный автомобиль, у которого за задним откидным бортом уже появилось нечто вроде багажника. Эти модели собирали специально для районного начальства, председателей колхозов, старших офицеров.
Кроме того, в 1955 году предприятие построило опытные ГАЗ-19 и ГАЗ-19А — заднеприводные фургоны на базе «69-го», которые так и не пошли в серию. Дело в том, что на тот момент завод и без того оказался завален работой по изготовлению пресс-форм и штампов для других моделей. К тому же стало очевидно — потребность в таких модификациях крайне мала, собирать их попросту нерентабельно.
Тем не менее другие заводы в СССР постоянно превращали «козликов» в те или иные мелкосерийные версии. Например, московские коммунальщики пользовались снегоуборщиком, который за счет компактности чистил тротуары. В пионерлагере «Артек» ездил единственный в своем роде пожарный вариант. А на Тартуском авторемонтном заводе на шасси ГАЗа собирали продуктовые фургоны, которые даже получили собственную маркировку — ТА-24.
ГАЗ-69 распространялся не только внутри страны, но и отправлялся на экспорт в 50 с лишним государств. Среди прочего для этого собирали отдельные модели с усиленными двигателями. А за границей их часто дорабатывали под собственные нужды. Например, в Исландии для местного холодного климата сразу убирали брезентовые крыши и ставили жесткие.
Появившись еще при Иосифе Сталине, «козлик» благополучно пережил хрущевскую оттепель и добрался до брежневского застоя. Времена менялись, а внедорожник оставался в строю. И даже сегодня о нем не забывают.
Теперь эти автомобили остались преимущественно в частных руках коллекционеров. Отдельные экземпляры прошли суровый тюнинг и изменились до неузнаваемости. Но особые ценители стараются восстановить уцелевшие машины, придав им изначальный вид с оригинальными деталями, брезентовой крышей и салоном без изысков.
Полезно знать: создатели ГАЗ-69 предусмотрели агрегат для запуска мотора в сильный мороз. Пусковой подогреватель стоял слева от двигателя рядом с крылом. Последнее часто сильно нагревалось. Зная это, производитель рекомендовал класть на него влажную тряпку или охлаждать снегом.