Биография
Английский художник Джошуа Рейнольдс был выдающимся портретистом XVIII века, который прославился как коллекционер древностей и теоретик изящных искусств. Являясь членом Лондонского королевского общества и президентом Академии художеств, он в живописной форме умел передать эмоции и отразить весь спектр подлинных человеческих чувств.
Детство и юность
Джошуа Рейнольдс родился в Плимптоне 16 июля 1723 года, и его детство прошло в строгой религиозной английской семье. Отец, преподобный учитель гимназии, воспитывал сына вместе с сестрой и братьями в мыслях о жизни, посвященной обществу, а не искусству или науке.
Несмотря на мнение образованного родителя, часть детей увлекалась творчеством, а старшая дочь Мэри Палмер всерьез занималась писательским трудом. Она спонсировала учебу Джошуа с гонорара за литературное произведение и отправила мальчика к портретисту, которого звали Томас Хадсон.
Помимо освоения графики и живописи, будущий художник интересовался философией и любил беседовать с Захарией Маджем, бывшим священником и другом семьи. Благодаря регулярному общению будущий художник узнал о Плутархе и познакомился с выдержками из произведений знаменитого Леонардо да Винчи.
В 1749 году отец отпустил Рейнольдса в Италию, где он наслаждался картинами Тициана, скульптурами Микеланджело и других великих мастеров. Вернувшись в Англию сформировавшимся автором, молодой человек начал участвовать в выставках и вскоре стал самым известным из лондонских художников-портретистов.
Личная жизнь
Судя по фотокопиям автопортрета, Рейнольдс был видным мужчиной, но в его одинокой личной жизни редко встречались женщины. Художник жил в собственном имении на доходы от президентства и живописи и часто проводил время в обществе друзей и племянницы.
Живопись
Искусствоведы по праву считают Рейнольдса родоначальником школы английской живописи — первооткрывателем оригинального стиля, стремившегося к сочности и яркости письма. Художник сумел в собственном творчестве соединять черты прославленных предшественников — Коореджо, Тициана, Рубенса, Рафаэля и Рембрандта.
Лучше всего ему удавались портреты, отмеченные сходством и выразительностью, а также грациозной постановкой фигуры и четкой прорисовкой лиц. Главными произведениями этого направления являются полотна «Лорд-изгнанник», «Мистрис Мейер в виде Гебы» и изображение актрисы Сары Сиддонс.
Исторические сюжетные картины Джошуа уступали его работам в основном жанре, поскольку композиция казалась надуманной, лишенной реалистичности и символов. Но и среди них порой попадались по-настоящему выдающиеся произведения, такие как «Амур развязывает пояс Венеры», «Воздержанность Сципиона» и «Эскизы детских голов».
К сожалению, на ряде полотен, написанных в течение долгой биографии, краска потрескалась и облупилась, потеряв фактуру и цвет. Это было связано с экспериментами, которые регулярно проделывал художник, замешивая колеры не на масле, а на выжимках из неизвестных веществ.
Впрочем, на публичных выставках, проводимых в середине XVIII века, картины были представлены во всем великолепии и привлекали сотни людей. Но мало кто знал, что аксессуары и одежду рисовали помощники мастера, а он, чтобы сэкономить время, создавал только головы персонажей.
Это не умаляло заслуг живописца, бывшего еще видным общественным деятелем, а также основателем аристократического клуба, который назывался The. В него входили писатели, политики, актеры, меценаты и философы: Джузеппе Баретти, Сэмюэл Джонсон, Дэвид Гаррик и Джеймс Босуэлл.
В 1768 году, после учреждения Королевской академии художеств, Рейнольдс стал ее президентом и получил статус рыцаря и дворянина. Он долгое время оставался во главе Ассоциации художников Великобритании и вступил в лондонское Общество дилетантов с целью исследования античных руин.
К сожалению, этим планам не суждено было сбыться, поскольку Джошуа имел проблемы со здоровьем и в последние годы жизни потерял зрение на одном глазу. Он хотел покинуть пост президента, но коллеги уговорили остаться из уважения к мастерству художника и общественному труду.
Смерть
В 1789 году слепота сломила дух Джошуа, и он, вынужденный оставить творчество, страдал телом и душой. Через некоторое время появилась опухоль, которая потребовала хирургического вмешательства, и врачи выразили подозрение, что болезнь была психологической.
Впоследствии, пережив ряд кровопусканий, Рейнольдс окончательно выпал из жизни и, несмотря на уход племянницы, перестал пить и есть. А 23 февраля 1792 года он тихо скончался в лондонском доме. Близкие люди так и не узнали, по какой причине произошла смерть.
Картины
- 1760 – «Автопортрет»
- 1760 – «Портрет писателя Стерна»
- 1763–1764 – «Китти Фишер с попугаем»
- 1770–1780 – «Леди Элизабет Делме и ее дети»
- 1777 – «Мисс Сара Кэмпбелл»
- 1778 – «Леди Каролина Говард»
- 1780 – «Анна, виконтесса, маркиза Таунсенд»
- 1782 – «Леди Френсис Финч»
- 1783 – «Сара Сиддонс в образе музы Трагедии»
- 1786 – «Младенец Геркулес, удушающий змей»
- 1787 - «Леди Скипвич»
- 1788 – «Амур развязывает пояс Венеры»