Биография
В 2023 году в российский кинопрокат вышел фильм «Путь за мечтой», в основу которого легла биография Николая Попова — советского серфера-первопроходца, который летал по гребням морских волн, когда о таком развлечении на его родине еще слыхом не слыхивали. В далеком 1966 году он смастерил свою первую доску, на которой впервые в истории СССР попытался «оседлать» Черное море.
Детство и юность
Николай родился в 1939 году. Его детство пришлось на суровые военные и непростые послевоенные годы, но трудности шли рука об руку с общим энтузиазмом, с которым жители огромной страны заново отстраивали разрушенный мир.
В школьные годы Попову удалось побывать в «Артеке» — всесоюзном пионерском центре, расположенном на черноморском побережье. И вообще на море он бывал не раз — отдыхал и на Азовском, и на Рижском взморье, однако мысль о том, что волны можно оседлать, ему и в голову не приходила, что немудрено.
Впервые о серфинге Николай прочитал в книжке Джека Лондона, который был его любимым писателем. В детстве он проглотил едва ли не все собрание сочинений автора, а вот «Путешествие на “Снарке”», где писатель рассказывал о плавании по Тихому океану и посещении Гавайских островов, как-то прошло мимо. Эту повесть, где Попов впервые прочел о людях, катающихся по волнам на досках, ему подсунул приятель.
В то время Николай уже учился на географическом факультете МГУ, возглавлял студенческую команду по горным лыжам, да и на водных лыжах стоял уверенно. Азартный, спортивный, координированный, он мигом представил, как сам седлает волну, когда прочел вдохновляющие строки про «спорт богов и героев».
Серфинг
От первого порыва, возникшего при прочтении книги Джека Лондона, до его реализации прошло несколько лет. К делу Попов подошел основательно и советовался с приятелями-океанологами, которые вычислили, что наибольшая вероятность поймать волну в СССР будет в Крыму, на западном побережье полуострова.
Туда и отправился в 1966 году Николай, вооружившись знаниями о технике серфинга, почерпнутыми из иностранных журналов, которые купил во время командировки в Индию. К тому моменту Попов уже устроился журналистом в информационное агентство печати «Новости», и эта работа открыла ему доступ к заграничным поездкам. Правда, знакомые американцы, австралийцы и новозеландцы сами никогда серфингом не занимались, хотя в их странах этот вид спорта уже тогда был достаточно развит.
О том, чтобы раздобыть серфборд в Советском Союзе, и речи не было, а потому Николай решил изготовить его самостоятельно. Он запасся пенопластом, стекловолокном, фанерой и эпоксидной смолой и из этих материалов на пару с другом смастерил свою первую доску. На ней Попов и попытался оседлать волну на мысе Тарханкут и впервые испытал восторг скольжения.
Море оказалось благосклонным к дебютанту и дарило ему подходящую погоду в течение трех недель, под конец которых доска не выдержала и сломалась. Зато Николай точно мог сказать, что заложил традиции серфинга в СССР. А уже 4 года спустя советский энтузиаст оказался в США, где увидел этот спорт во всей красе.
Попову посчастливилось пожить в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, где серфинг считается непременным атрибутом пляжной культуры. Там-то Николай и смог отточить технику и набраться опыта при помощи местных парней, которые охотно делились с ним инвентарем и секретами мастерства. Из следующей американской командировки Попову удалось привезти домой две доски и гидрокостюм.
В 1974 году Николай опубликовал статью в журнале «Техника — молодежи», которая называлась «Серфинг: акробатика на воде». Таким образом он начал просветительскую миссию по популяризации любимого вида спорта в родной стране. Автор снабдил публикацию рисунками и фотографиями, которые помогали начинающим серфингистам понять основы техники и разобраться в конструкции инвентаря.
После выхода статьи на Николая обрушилась лавина читательских писем, а он тем временем постепенно отошел от любимого, но затратного и не самого удобного хобби. Последний раз пионер советского серфинга оседлал волну в 1978 году, после чего обе его доски переехали жить на дачу, где хранятся по сей день.
Личная жизнь
Благодаря фильму «Путь за мечтой» Николая знают как советского серфера-первопроходца, однако в столичном научном сообществе Попов заработал себе имя как социолог, из-под пера которого вышли десятки статей и монография.
С 1974 года Попов стал сотрудником Института США и Канады Академии наук СССР, где сначала защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации. Темой его исследований были политические взгляды американского населения. В конце 1980-х Николай Петрович возглавил отдел социально-политических исследований ВЦИОМ.
Личная жизнь серфера складывалась не менее гладко, чем профессиональная. Жена Николая Надежда разделяла его увлечения и даже ездила вместе с ним в Дагестан, чтобы ловить волны в Каспийском море. Они разбивали палатку и ждали подходящих дней для катания. А проход в заповедную зону Сулакского заказника им обеспечивало разрешение главы местного обкома комсомола, который согласился содействовать спортивно-научным изысканиям Попова по просьбе главреда журнала «Техника — молодежи».
Николай Попов сейчас
Сейчас Николай Петрович продолжает жить и работать в Москве. В возрасте за 80 он бодр, энергичен и с удовольствием катается на велосипеде, горных лыжах и играет в теннис. Он по-прежнему входит в число ведущих сотрудников Института США и Канады РАН.
Интересные факты
- Серфингист — автор монографии «Эпоха Путина. Общественное мнение 1999 – 2000», вышедшей в издательстве «Аргументы недели» в 2016 году.
- В 1970-х Николай Петрович помогал судостроительному заводу под Феодосией проектировать первую советскую доску для серфинга, которая в итоге получилась толстой и трудно управляемой.
- Во второй половине 1990-х Попов трудился на самого президента России Бориса Ельцина, руководя социологическим направлением его аналитического центра.