Иван Попов

Ivan Popov
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
71 год
Дата смерти
1945 г.
Семейное положение
был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Живописца и этнографа Ивана Попова иногда называют якутским Леонардо да Винчи. Он внес огромный вклад в развитие культурного наследия региона. Благодаря настойчивости художника составлен сборник якутского фольклора, были открыты десятки школ.

    Детство и юность

    Иван Попов родился 7 мая 1874 года в селе Ытык-Кюёль в Якутской области Российской империи в семье священнослужителя. Мальчик пошел по стопам отца и получил образование в Якутской духовной семинарии, служил в церкви. Он много путешествовал по родному краю, общался с шаманами и заключенными.

    Иван Попов в детстве с семьей
    Иван Попов в детстве с семьей / Фото: «Якутскъ»

    В детстве Попов испытывал тягу к рисованию. Так как в Якутии не было никаких школ, Ивана можно назвать художником-самоучкой. Родители не поддерживали хобби сына, однако родственники нашли компромисс — парень стал преподавать в семинарии, а в 1902 году отправился в столицу, где обучался на иконописца.

    Увлечение внука поддерживал его дед, протоиерей Димитриан Попов, с именем которого связано зарождение якутской письменной литературы. Он оказал огромное влияние на Ивана, мальчик всегда внимательно слушал рассказы, основанные на эпизодах из жизни родственника. Поддержку молодому человеку оказывал также епископ Мелетий. В автобиографии будущий художник дал священнослужителю следующую оценку:

    «Художественные мои способности были известны епископу Мелетию, который накупил мне красок, кистей, холста и даже отвел мне отдельную комнату, и внушил мне мысль не оставлять под спудом художественных способностей, и заронил мысль о необходимости получения специального художественного образования. В благодарность епископу я написал картину "Христос и евангелист Иоанн" и подарил ему. Картина эта имела успех».

    Творчество

    В Петербурге Иван получил возможность развивать свой талант, он занимался в студии Александра Маковского. В 1905 году мужчина вернулся в Якутию, пополнял этнографические коллекции для музеев. Попов раскапывал могилы в поисках древних артефактов, записывал местные легенды и мистические истории, провел опись всех старинных церквей в регионе.

    Учеба в Академии художеств положительно повлияла на репутацию сына священнослужителя, фактически он стал основоположником изобразительного искусства в Якутии. Мужчина является автором целой серии портретов чиновников и епископов, кисти профессионального иконописца принадлежат иконы «Спас Нерукотворный» и «Вседержатель». Сейчас произведения Попова можно увидеть во всех музеях региона и в частных коллекциях.

    Первый профессиональный художник Якутии много времени уделял созданию копий работ мастеров мирового уровня, таких как Леонардо да Винчи и Карло Дольчи. Иван Васильевич относил себя к представителям русской школы реализма. К сожалению, многие из его произведений безвозвратно утеряны. Попов сотрудничал с музеями Петербурга, в столице ценили его фотографии, в которых мастеру удавалось передать бедственное положение якутян.

    Родной дед передал внуку любовь к этнографии, Иван Васильевич с помощью картин передал тонкости быта местного населения. Художник испытывал уважение к якутскому народу, в своих дневниковых записях называл якутов честными людьми, готовыми на самопожертвование. Попов уделял много времени образованию детей, постоянно находился в разъездах и открывал в улусах школы.

    Иван Попов с художниками Якутии
    Иван Попов с художниками Якутии / Фото: «Якутскъ»

    Якутский этнограф пытался спрятаться от ужасов Гражданской войны, однако затворничество не уберегло его семью от катастрофы. Родной брат художника Николай Попов был расстрелян, за родственные связи со священнослужителями мужчина подвергался преследованию. Последние годы жизни Иван Васильевич провел на посту метеоролога.

    Личная жизнь

    Иван Васильевич женился в 1909 году, его избранницей стала Лукия Никитина, девушка из бедной якутской семьи. Совместная личная жизнь супругов сложилась трагически: жена заразилась туберкулезом, а все попытки Попова вылечить любимую завершились провалом. Беременность усугубила течение болезни, после рождения дочери Фомаиды женщина скончалась.

    Второй раз художник женился, когда ему исполнилось 50 лет, он сделал выбор в пользу якутянки Феклы Халыевой. Жена тоже переболела туберкулезом, однако в этот раз художник сумел излечить возлюбленную. У Попова родились пятеро детей — три сына и две дочери.

    Смерть

    Попов умер в 1945 году в Якутии, точная причина смерти неизвестна. По одной из версий, он скончался от голода. Наследие, которое оставил после себя Иван Васильевич, до сих пор вызывает споры среди ученых. Доктор социологии Ульяна Винокурова дала живописцу следующую характеристику:

    «Он наполнил своим творчеством память бесписьменного народа, снабдил образцами народного искусства грядущие поколения. Творчество Ивана Васильевича Попова стало одним из мостов, перекинувших преемственность культурного наследия саха между XIX и ХХ веком и обеспечивших адекватность этнокультурной идентичности современных саха».

    Картины

    • «Христос и евангелист Иоанн»
    • «Шаман»
    • «Бедная юрта»
    • «Усадьба якута»
    • «Манчаары»
    • «Якутск в конце XVII столетия»
    • «Интерьер якутской урасы»
    • «Телёнок»
    • «Золотая лиственница»
    • «Чичмахская часовня»
    • «Две обители Ленчик»
    • «Портрет олонхосута Табаахырова»
    • «Коля-сын»

    Интересные факты

    1. Этнограф в раннем детстве переболел черной оспой. В зрелом возрасте он всегда помогал больным, работал добровольцем в приюте для прокаженных.
    2. Попов открыл первую в Якутске художественную мастерскую и фотолабораторию.
    3. После смерти Ивана Васильевича в Якутии провели несколько персональных выставок с работами художника.
    4. В декабре 2022 года состоялась премьера фильма «Не хороните меня без Ивана», в основу сюжета которого легла реальная история из жизни художника. Друг Попова Степан Бересеков периодически впадал в летаргический сон и, чтобы не быть погребенным заживо, путешествовал со своим спасителем. Однажды этнограф спас его во время отпевания в церкви.