Биография
XX век с его войнами и революциями, экономическими потрясениями и научными открытиями стал эпохой гениальных умов, создавших своим творчеством и талантом особый культурный пласт, бесценное наследие. Одним из таких творцов был немецкий поэт, писатель и драматург Бертольд Брехт, чьи пьесы стали классикой мирового театрального репертуара. «Шекспир XX века» - так назвали Брехта современники, давая высокую оценку его теории «эпического театра».
Детство и юность
Ойген Бертхольд (Бертольд) Брехт родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге, Германия. Отец Бертхольд Фридрих Брехт прошел карьерный путь от торгового агента до директора бумажной фабрики. Мать София Брецинг – дочь начальника железнодорожной фабрики. Ойген стал первенцем семейной пары.
Чета Брехт была одной из состоятельных в этом маленьком баварском городке. И мальчик рос в традиционной для тех лет буржуазной атмосфере: у родителей была прислуга, у детей – няни, дорогие подарки на Рождество и хорошие домашние учителя. Чуть позже Ойген пошел в народную школу францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию.
Однако чем взрослее становился Ойген, тем большей неприязнью проникался к этому мещанскому укладу. Конфликты с родителями вскоре переросли в настоящий бунт, позже юноша вообще отдалился от семьи и стал изгоем. Вся эта буря чувств находила выход в поэтическом творчестве. Первые стихи, эссе и рассказы под впечатлением от творчества кумира Франка Ведекинда парень стал писать и печатать в местных журналах еще в гимназии в 1913-1914 годах.
В 1917-м Ойген окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета, но уже через год был призван в армию. Дабы не пускать сына на фронт по причине слабого здоровья, отец Брехта выхлопотал для него место санитара в военном госпитале.
Увидев и услышав (в рассказах раненых) изнанку войны, поэт пишет свое первое резонансное произведение «Легенда о мертвом солдате», в котором в сатирической манере повествует о приключениях солдата, извлеченного из могилы, признанного медкомиссией годным к службе и возвращенного обратно на войну. В считанные дни стихотворение становится популярным и расходится на цитаты.
Творчество
Вскоре Брехт возвращается в университет, но переводится на факультет философии, где проучился только 2 года и был исключен из-за неявок. Причиной такого поведения стало его новое увлечение – театр. Теперь он завсегдатай литературно-артистических кафе и сам играет на подмостках театра «Вильде Бюне».
В эти годы рождаются первые пьесы Бертольда Брехта (автор творит уже под этим именем) «Мещанская свадьба», «Ваал», «Барабаны в ночи», но ни один театр не берет их к постановке. Тогда драматург едет пытать счастья в Берлин, но и в столице его встречают прохладно и неприветливо.
Ситуацию изменило вмешательство известного берлинского критика Герберта Иеринга. Благодаря его положительным отзывам о драматургии Брехта его пьесы стали ставить на сценах Мюнхена, Берлина и других городов, вызывая при этом шквал критики и недовольства со стороны властей.
В это время Брехт возобновляет изучение философии в Берлинском университете, а также подрабатывает на издательском поприще, выпускает сборник стихов «Домашние проповеди» (1927), трудится в театре Пискатора, где адаптирует сценарии.
В 1928 году новый директор театра на Шиффбауэрдамм Йозеф Ауфрихт заказал Брехту переработку знаменитой английской «Оперы нищих» Джона Гэя, написанной в XVIII веке. Бертольд с жаром берется за работу, в которой старается не изменять сюжет, а лишь играет трактовкой образов и вводит новых персонажей.
Перевод либретто на немецкий язык осуществила Элизабет Гауптман. Пьесу, получившую название «Трехгрошовая опера», поставил близкий друг Брехта – режиссер Эрик Энгель на музыку Курта Вайля. Это был первый настоящий триумф автора.
До начала 30-х годов Брехт и Энгель работают в тандеме, пытаясь в полной мере развить так называемую теорию «эпического театра», разработанную драматургом. Она предполагает слияние действа с эпическим повествованием от лица автора или другого нейтрального персонажа. Также подход практикует уход от чопорности и стерильности классического театра и включение в ход спектакля общения со зрителем.
Все эти нововведения поначалу не приживались на сценах немецких театров. И только в конце 40-х годов с созданием собственного театра Брехт смог, наконец, в полной мере воплотить на практике задуманные реформы, а затем их подхватит и все мировое театральное сообщество.
Изгнание
В 1935 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером лишили Брехта немецкого гражданства, припомнив ему публикацию антирежимных произведений.
Однако еще 2 годами раньше драматург покинул страну, перебравшись с женой и детьми в Вену, а затем в Цюрих. В Швейцарии Брехт не прижился и вновь стал искать убежища там, где мог бы свободно существовать и работать. В 1933 году, в то время как в Германии фашисты сжигали его книги вместе с произведениями Эриха Марии Ремарка, Генриха Манна и Карла Маркса, он переехал в Данию, поселившись в уединенной рыбацкой деревушке.
Здесь в условиях суровой, но прекрасной скандинавской природы автор написал такие выдающиеся произведения, как «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Мамаша Кураж и ее дети», а также закончил первоначальный вариант «Жизни Галилея». Из Дании Брехт уезжает в 1939 году из-за гонений на творчество: против его антивоенных пьес выступил сам король Кристиан X.
Временно обосновавшись в Швейцарии, писатель ждет американскую визу, но, получив отказ, выезжает в Финляндию, когда же и эта страна примкнула к гитлеровской коалиции в 1941 году, Брехт вновь бежит от войны и ее губительного разрушения. На этот раз Соединенные Штаты выдали ему визу, и он покидает Европу на целых 6 лет. За это время автор пишет пьесы «Добрый человек из Сезуана», «Сны Симоны Машар», «Швейк во Второй Мировой войне», «Кавказский меловой круг».
Возвращение домой
Вернувшись в послевоенную Германию в 1947 году, драматург выбрал местом проживания социалистическую ГДР. Он получил возможность работать без оглядки, запретов и гонений. Первое, что он делает – создает свой театр «Берлинер ансамбль». Первый же спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» отмечен Национальной премией ГДР.
Дальнейшее развитие репертуара проходило не без трудностей, Брехта обвиняли то в «формализме», то в «космополитизме» и «пацифизме». Тем не менее, в 1950 году Брехт стал действительным членом Академии искусств ГДР, а в 1954-м – ее вице-президентом. В этом же году он удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Тогда же пишет свое последнее произведение – пьесу «Турандот».
Личная жизнь
Личная жизнь знаменитого драматурга – предмет отдельного исследования многих биографов. Этой работе посвящали свои труды англичанин Джон Фуэджи и россиянин Юрий Оклянский (книга «Гарем Бертольда Брехта»). К примеру, первый автор приводит интересные факты из биографии драматурга, заявляя, что многочисленные любовницы Брехта являются соавторами его произведений, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени.
По его утверждению, «Трехгрошовая опера» на 85% написана переводчицей Элизабет Гауптман, стенографистка Маргарет Штеффин принимала участие в создании «Доброго человека из Сезуана», актриса Рут Берлау помогала со «Снами Симоны Машар».
Так или иначе, документальные доказательства этой теории не существуют, а вот то, что писатель действительно был любвеобильным и близок со многими женщинами – верно. При этом он всю жизнь прожил в законном браке.
Его первой супругой в 1922 году стала актриса и певица Марианна Цофф. Будучи на 5 лет старше, женщина окружила мужа теплом и заботой. В 1923-м у них родилась дочь Ханна, тоже ставшая впоследствии актрисой.
Поводом для развода с Марианной стала новая страсть драматурга – молодая актриса Елена Вайгель. Она родила Брехту сына Штефана в 1924 году, а официально поженились супруги в 1929-м. В следующем году родилась их дочь Барбара, она тоже пошла по творческим стопам матери.
Еще один ребенок Бертольда Брехта, сын Франк – внебрачный. Он родился в 1919 году от Паулы Банхольцер, девушки, в которую Брехт был страстно влюблен.
Смерть
По злой иронии судьбы, получив долгожданное признание, выдающийся писатель и драматург вдруг стремительно стал терять здоровье, и без того подорванное в годы эмиграции. Весной 1956 года, работая над постановкой «Жизни Галилея» в своем театре, он перенес инфаркт. Приняв его за обычное недомогание, не стал обращаться к врачу.
Мужчина съездил в небольшой отпуск и вновь принялся за работу, но в августе его самочувствие резко ухудшилось. Врачи диагностировали обширный инфаркт, который и стал причиной его смерти 14 августа 1956 года.
Театрального деятеля похоронили на Доротеенштадском кладбище. Брехт завещал не произносить над его могилой прощальных речей и слов. На памятнике литератора нет фотографии, дат и регалий, это простой серый могильный камень, на котором высечено лишь его имя. Точно такой же стоит рядом – это могила его преданной музы Елены Вайгель, которая даже после смерти не захотела расставаться со своим гением.
Произведения
- 1928 – «Трехгрошовая опера»
- 1938 – «Мамаша Кураж и ее дети»
- 1939 – «Страх и отчаянье в Третьей империи»
- 1939 – «Жизнь Галилея»
- 1943 – «Добрый человек из Сезуана»
- 1944 – «Кавказский меловой круг»
- 1954 – «Турандот»