Биография
Лев Васильев с детства увлекался машинами и посвятил им карьеру. Он руководил заводом «Москвич» и стоял у истоков Камского автомобильного завода, став легендой обоих предприятий. Лев Борисович прожил долгую жизнь и умер незадолго до 99-летия.
Детство и юность
Лев Борисович родился 7 февраля 1925 года в Москве. Машинами он болел чуть ли не с пеленок: глава семейства работал шофером и руководил автобазой. Мальчик с жадностью изучал технических данные редкого импортного транспорта, успел покататься на немецком «Опеле», с возрастом отправился в автомобильный кружок Дома пионеров. Ребята читали американские журналы и даже самостоятельно собрали подобие скутера, на котором потом гоняли по столичным улицам.
Карьера Льва Васильева
После восьмого класса Васильев поступил в автомеханический техникум, но тут вмешалась Великая Отечественная война. Первые месяцы подросток убирал урожай в совхозе под Тулой, затем эвакуировался в Ульяновск и стал грузчиком при речном флоте, который обеспечивал население дровами. Вскоре молодой человек получил водительские права, приписав к возрасту пару лет, и стал шофером.
В 18 лет Лев Борисович отправился на фронт, попал в пехоту, но не пробыл там и года. Летом 1943-го солдат угодил под артобстрел и получил 5 ранений: осколками ему пробило четыре ребра и череп, но чудом не задело позвоночник и внутренние органы. Васильев чувствовал, что с такими травмами не выживают, и просил его пристрелить, но все обошлось. Некоторое время он скитался по госпиталям, получил медаль «За боевые заслуги» и инвалидность, был уволен в запас. Оставшиеся военные годы Лев Борисович работал в тылу водителем в речном флоте.
После войны Васильев продолжил карьеру в Госснабе, водил новенькие «Победы». Местный начальник посоветовал смышленому шоферу пойти инженером-инспектором на завод «Коммунистический интернационал молодежи», позже переименованный в «Москвич». Лев Борисович попал туда в 1949 году и за 16 лет дорос до директора предприятия, параллельно отучился в школе рабочей молодежи и Московском автомеханическом институте. Будучи директором «Москвича», также помогал наладить производство машин на Ижевском заводе.
В 1968-м директора «Москвича» назначили заместителем министра автомобильной промышленности. Лев Борисович отвечал за внешнюю торговлю (порядка 60 % советских легковушек шли на экспорт), пробыл в ведомстве 15 лет, объездил с командировками всю Европу.
А вот большегрузов в СССР не хватало. Возглавить строительство нового завода Васильеву предлагали неоднократно, но тот раз за разом отказывался, не желая покидать родную столицу. Перечить он не стал только давнему знакомому, заведующему отделом машиностроения ЦК КПСС Василию Фролову. Так в 44 года Лев Борисович стал генеральным директором КамАЗа в Набережных Челнах, все еще числясь в автопроме. Первое впечатление начальника от города было таким:
«Чистое поле, два козла бегают, две тростины растут, стоят кибитка и вышка — Тмутаракань какая-то!»
Построить в таких условиях завод и запустить первую партию грузовиков нужно было в сжатые сроки. Работая над проектом, создатель КамАЗа посещал завод «Мерседес» в Западной Германии, американское производство самосвалов, французские предприятия, но все было не то. Поэтому машины конструировали не по иностранным образцам, а с нуля, а технологии и оборудование создавали уже непосредственно под производство советского авто. Параллельно в Набережных Челнах возводили жилые дома для рабочих, инфраструктуру для детей и взрослых от теплиц до поликлиник. На весь проект выделили колоссальную сумму — $ 4 млрд.
Первые большегрузы сошли с конвейера в 1976 году и были выставлены на Красной площади в Москве к партийному съезду. Через 5 лет под руководством Васильева выпустили больше 200 тыс. машин. В 1981-м он попросил вернуть его в Москву и вновь возглавил «Москвич», продолжая быть замминистра в автопроме. Двумя годами позже перешел зампредом Госплана по машиностроению, в 1984-м стал министром машиностроения для легкой и пищевой промышленности. Последней должностью Льва Борисовича был пост зампреда госкомиссии Совета министров по военно-промышленным вопросам. Там он пробыл 2 года и в 1990-м вышел на пенсию.
Пока позволяло здоровье, Васильев ездил на челнинский завод, который называл своей лебединой песнью. Изредка создатель КамАЗа давал интервью и сетовал, что его не раз забывали, рассказывая о производстве: как-то Льву Борисовичу попалась книга с фотографиями Раиса Беляева и Евгения Батенчука, а вот о нем самом не было ни слова. В целом же советский деятель был доволен:
«Моя жизнь удалась. Я успел сесть в последний вагон социализма. Пусть кто-нибудь другой попробует пройти такую школу».
Личная жизнь
Личная жизнь Льва Борисовича сложилась не сразу. Впервые он женился в 18 лет, в браке родился сын, но семья распалась.
Работая в министерстве автомобильной промышленности, Васильев встретил вторую жену Инну Вениаминовну. Она трудилась в редакции НИИ автопрома и готовила для программы «Время» материал о создании КамАЗа. Знакомство не задалось: Льву Борисовичу не понравились указания журналистки относительно интервью.
Позже они стали часто пересекаться во время командировок в Набережные Челны и влюбились, а зимой 1972 года сыграли свадьбу и с тех пор не расставались. Супруги вырастили дочь Ирину, затем у них появилась внучка Анастасия. В 2022-м Васильевы отпраздновали 50-летие семейной жизни. Они жили в Подмосковье и последние годы почти не выезжали в центр столицы.
Смерть Льва Васильева
Лев Борисович ушел из жизни 21 августа 2023 года в Москве, за полгода до 99-летия. Несмотря на преклонный возраст, на закате дней Васильев бодрился, хоть жаловался на боли в ногах, рассчитывал отметить вековой юбилей. Причина смерти легенды КамАЗа не обнародована.
Награды
- Три ордена Трудового Красного Знамени
- Два ордена Ленина
- Орден Октябрьской Революции
- Орден Отечественной войны 1-й степени
- Герой Социалистического Труда
Интересные факты
- Трудовую биографию Льва Борисовича отметили званием Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени. А перед входом на челнинский завод установлен бюст Васильева.
- Завод большегрузов могли построить в Красноярске. А за 12 лет работы Васильева на производстве в Набережных Челнах население города выросло в 10 раз.