Юрий Щербаков

Yuriy Scherbakov
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
79 лет
Дата смерти
27 ноября 2024 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
    0,0 / 5 (0 голосов)

    Биография

    Юрий Щербаков — российский режиссер, кинооператор и сценарист, посвятивший свою жизнь созданию документального кино. Кинематографист не боялся поднимать острые темы в своих работах, а также увлеченно рассказывал зрителям о необычных людях и событиях, повышая интерес аудитории к не самому популярному жанру неигрового кино. В конце 2024 года стало известно, что мэтр российской документалистики умер на 80-м году жизни.

    Детство и юность

    Биография Юрия Щербакова началась за считаные дни до Великой Победы, 28 апреля 1945 года. В школу любознательный мальчик пошел с большим удовольствием и сразу выбился в отличники. По окончании первого класса Юрию вручили почетную грамоту и скрипку. Однако уроки музыки его не увлекли, к тому же и домашние были не в восторге от ежедневных гамм, поэтому скрипка вскоре сменилась на фотоаппарат «Смена». С этого момента началось увлечение мальчика фотографией, а вскоре он задумался о профессии кинооператора.

    Юрий Щербаков в молодости
    Юрий Щербаков в молодости / Фото: «Наше время»

    С четвертого класса он осваивал операторское дело в школьной киностудии, а в девятом классе пришел в любительскую киностудию. Студией руководил молодой выпускник машиностроительного вуза Клим Лаврентьев, впоследствии ставший известным документалистом, создавшим более 50 картин. Он окончательно влюбил Юрия в кинематограф.

    Фильмы Юрия Щербакова

    Окончив школу, молодой человек устроился помощником оператора на Ростовскую киностудию, а вскоре его призвали в армию. Узнав о его имеющемся опыте в кинопроизводстве, начальство поручило Юрию снять ленту о дивизии, где он служил. Так появилась первая работа Щербакова — фильм «Чти славу отцов». После демобилизации ростовчанин человек уехал в Воркуту, где устроился оператором на местное телевидение. Уже вскоре за работу над картиной «Старые и большие деревья» он получил первый в своей карьере приз на 1-м Кинофестивале Коми АССР.

    Спустя три года Щербаков поступил во ВГИК, где с отличием окончил операторский факультет. Его выпускной работой стала лента «Бригадир ГРОЗ» о работниках бригады горнорабочих очистного забоя. Она получила награду на кинофестивале ВГИКа за лучший фильм о людях труда. Следующей операторской работой Юрия Николаевича стала картина «Полярный вариант».

    Вскоре кинооператор поступил на курс Джемы Фирсовой, где изучал режиссуру. Первая лента в его режиссерской фильмографии называлась «Стаж милосердия».

    Щербакову предлагали остаться в Москве, а также звали в Ленинград, он предпочел вернуться на малую родину, в Ростов-на Дону, где стал руководителем творческого объедения «Контакт», а позднее был назначен худруком Ростовской киностудии.

    Как полноценный автор, он создал свыше десятка документальных кинолент, выступив в них автором сценария, режиссером и оператором. Среди них «Уходящая натура», «Столкновение», «Я выбираю любовь».

    В начале 2000-х Юрий Николаевич трудился в городской администрации, занимаясь вопросами взаимодействия со СМИ и информационной политикой, одновременно продолжая снимать кино. Также Щербаков сотрудничал с местным телевидением, снимая телепрограммы и документальные фильмы об интересных событиях и людях региона.

    Юрий Николаевич совмещал творчество с преподавательской детальностью, передавая свой многогранный опыт молодому поколению в региональном филиале ВГИКа и колледже культуры, а также устраивал мастер-классы для местных режиссеров, операторов и журналистов. Он никогда не жалел, что связал свою жизнь не с игровым, а с документальным кино.

    «Узких специализаций на курсе ВГИКа не было, и учебные работы мы снимали как игровые, так и неигровые, — программа была вполне универсальной. В моем дипломе значится “кинооператор фильма”, и это давало право уже тогда мне стать игровиком. Но гораздо интереснее находиться на пике событий, мгновенно ориентироваться в ситуации, благодаря цензуре совершенствовать эзопов язык — предтечу образности, достойно поднимать проблемы, в которых нуждалось общество во времена застоя», — делился Юрий Николаевич в интервью.

    Щербаков является автором книги «Сам себе и оператор, сам себе и режиссер» для начинающих кинематографистов, также он публиковал статьи в различных периодических изданиях.

    Режиссер Юрий Щербаков
    Режиссер Юрий Щербаков / Фото: Ассоциация документального кино

    За свою карьеру Юрий Николаевич неоднократно участвовал в российских и международных кинофестивалях, где его работы завоевывали престижные награды. Однако в последние годы режиссер был расстроен ситуацией, происходившей вокруг российского документального кино.

    «Трудно найти черную кошку в темной комнате, и особенно тогда, когда там ее нет. Поэтому я пристально не слежу за нынешней документалистикой, которая априори должна быть образной публицистикой. Как зритель я уже обжегся. Если одна из оставляющих этого кинематографического термина “публицистика” еще иногда как-то себя и проявляет, то ключевой составляющей — образности — в нынешних реалиях уже давно нет. Превратив неигровое кино в объект рыночных отношений, государство, по сути, уничтожило важный вид киноискусства», — сетовал Щербаков в интервью.

    Личная жизнь

    О личной жизни кинематографиста известно, что он состоял в браке с 1966 года, воспитал двоих сыновей, которые успели порадовать отца внуками.

    Смерть Юрия Щербакова

    Режиссера и оператора не стало 17 ноября 2024 года, однако информация об этом на сайте Союза кинематографистов России появилась только в конце декабря. В тексте некролога опубликовали фото режиссера, а также выразили соболезнование семье и близким. Юрия Николаевича не стало в возрасте 79 лет. Причина смерти не уточнялась.

    Фильмография

    • 1977 — «Стаж милосердия»
    • 1989 — «Исповедь дьявола»
    • 1990 — «Суфлер»
    • 1991 — «Мутант»
    • 2000 — «Юрий Шиллер»
    • 2000 — «Дмитрий Луньков»
    • 2000 — «Виктор Елманов»
    • 2001 — «Зона недосягаемости»
    • 2002 — «Тимур-река»
    • 2003 — «Дортмундские зарисовки»
    • 2006 — «Шотландия в стиле Глазго»
    • 2006 — «Глазго: десять минут с городом»
    • 2009 — «Одесские этюды»

    Интересные факты

    1. На 34-м Лейпцигском фестивале французы так впечатлялись документальным фильмом Щербакова «Мутант», который, по словам автора, был создан по заказу калужского КГБ, что уговорили его отдать картину в Центр Жоржа Помпиду — музей современного искусства, расположенный в Париже.
    2. По воспоминаниям Щербакова, в 80-х он попал в серьезное ДТП по дороге к месту съемки. Режиссер вспоминал, что увидел все происходящее, в том числе и лежащего себя на дороге, как бы со стороны, из-за чего сразу после выхода из больницы 40-летний мужчина отправился в церковь и покрестился.