Биография
Бастер Китон – американский актер, известный в мире кинематографа как «комик без улыбки». Популярность артиста на пике карьеры была сравнима с востребованностью Чарли Чаплина. «Каменное лицо» американского немого кино, Бастер Китон развлекал людей без звуков и мимики. Тонкий и проницательный артист заставлял публику плакать от смеха.
Он был трюкачом, актером, режиссером и настоящим художником эпохи становления кино. Авторству Китона принадлежат фильмы «Шерлок-младший», «Навигатор» и «Генерал». В 1960 году он получил почетный «Оскар» за вклад в развитие кино.
Детство и юность
Настоящее имя комика – Джозеф Фрэнк Китон. Он родился 4 октября 1895 года в американском городе Пикуа в штате Канзас и был первенцем Джозефа Китона и Майры Катлер. Позднее в семье появились еще двое детей.
Отец владел бродячей труппой под названием Mohawk Indian Medicine Company, где выступал в дуэте с супругой. Он танцевал, выполнял акробатические номера и показывал смешные этюды. Мать играла на музыкальных инструментах, в числе которых был и саксофон, что стало большой редкостью для того времени. С компанией выступал и известнейший фокусник Гарри Гудини.
Любопытно, что именно Гудини, друг семьи, придумал прозвище Бастер. Однажды мальчик упал с лестницы и чудом уцелел, оказавшись подхваченным фокусником. Тот воскликнул: «What a buster!», что означало «Вот это удалец!». С тех пор Китона-младшего звали Бастером.
Его биография с детских лет была полна драматических происшествий: он оказывался в эпицентре пожара, умудрился размозжить сустав на пальце, побывал в железнодорожной аварии, получал травму головы от удара кирпичом и даже попадал в смерч. Удачливости Бастера можно было позавидовать.
Родившись в артистической семье, мальчик не мог избежать сцены. Его дебют состоялся в 3 года. Бастер участвовал в номере под названием «3 Китона» вместе с родителями. Отец бросал его в мать, акробатические трюки завершались падениями и веселили зрителей, потому что мальчик оставался невозмутимым.
Добропорядочные граждане жаловались на жестокое обращение с детьми властям и эксплуатацию труда мальчика, но, судя по воспоминаниям Китона, он не испытывал неприятных ощущений. Ему нравилось, что люди смеются и получают удовольствие от шоу. Со временем Бастер начал копировать отца, который развлекал публику мимикой, но сыну это удавалось хуже. Тогда юноша придумал новый образ: его лицо теперь не выражало ровным счетом ничего, и это возымело эффект.
Фильмы
В 1917 году родители Китона развелись из-за привязанности отца к алкоголю. Бастер перестал появляться на сцене родительского шоу, но сумел получить роль в бродвейской постановке с неслыханным гонораром. Директор платил ему $250 за неделю. Плодотворное сотрудничество прервало знакомство со знаменитым комиком Роско Арбаклом.
В то время артиста считали вторым после Чаплина. Он, как и многие, верил в волшебную силу кино. Роско предложил Бастеру участие в короткометражке «Помощник мясника». Лента вышла на экраны в 1917 году и имела успех.
За дебютом последовали еще 14 картин. Начинающуюся карьеру прервал призыв в армию. Во время Первой мировой войны Китон стал служащим стрелковой дивизии и был направлен во Францию. Вернувшись на родину в 1919 году, он вновь стал заниматься любимым делом и сотрудничал с другом. Проекты двух комиков регулярно собирали большую кассу.
В 1920-м Бастер решил попробовать силы в режиссуре. Первой работой стал фильм «Балда» с участием Берти Элстина. К тому моменту Арбакл отошел от съемок комедий, поэтому Китон возглавил компанию Джозефа Шенка. Упорство и трудолюбие помогали создавать проекты, приносящие успех.
Бастер с высокой отдачей работал за камерой и перед ней. Критики отмечали выразительность и одинаково тщательную работу в режиссуре и актерском деле. В 1921 году на экраны вышла лента «Театр», в которой Китон продемонстрировал удивительные для того времени спецэффекты. Вопреки традиции, постановщик применил для съемок движущиеся камеры и стал настоящим новатором.
Компания «Комик филмз», которой он руководил, сменила название на «Бастер Китон продакшенз», актер имел небольшую долю среди акционеров. Сценаристов на студии не было, а сюжетная канва сочинялась постановщиком в ходе съемок. Гэги и импровизация были основой картин Китона. Операторы ни на минуту не прекращали съемку, не жалея пленки.
Китон снимал по 2 фильма в год, а в 1923-м начал работу с полным метром. Дебютом в этом направлении стал фильм «Три века», пародия на картину «Нетерпимость» 1916-го. 1924-й подарил кинематографу 2 легендарные ленты. Первая называется «Шерлок-младший» и описывает историю киномеханика, грезящего о работе сыщика. Китон выступал в главной роли и сам исполнял трюки. Полученную при съемках травму шеи он обнаружит только спустя 10 лет.
Следующая лента «Навигатор» произвела фурор. После нее Бастер стал настоящей знаменитостью. Его зарплата возросла до $ 3,5 тыс., и актер приобрел дорогостоящий особняк в Беверли-Хиллз. В 1927-м Китон снял «Генерала», картину о героях Гражданской войны. Этот фильм – яркое воплощение отличительной манеры комика. Он выполняет невероятные трюки с безэмоциональным лицом, завлекая зрителей не сентиментальными приемами, свойственными Чаплину.
Новаторский взгляд на постановку, дух эксперимента, опыты со множественными изображениями и наложением кадров – все это отличало фильмы Бастера Китона. Техническая уникальность давала режиссеру фору перед конкурентами в борьбе за внимание публики. Сцена с отправкой локомотива через горящий мост в «Генерале» обошлась Китону в баснословные $ 42 тыс.
Сотрудничая с «Бастер Китон продакшенз», в 1928 году актер выпускает финальную картину «Пароход Билл-младший». Джозеф Шенк продал акции «Метро Голдвин Майер», и Китон перестал быть художественным руководителем. Тогда же на экраны вышел «Кинооператор», сохранявший присущий режиссуре Бастера стиль, но следующая лента «Брак назло» уже потерпела фиаско.
К этому моменту свет увидели первые звуковые фильмы. Это сыграло против комика. В 1933 году студия разорвала контракт с ним. Постановщик пережил развод и искал утешение в алкоголе. Затем последовало европейское путешествие, после которого он сумел восстановиться. Компания «Метро Голдвин Майер» предложила Китону контракт как автору гэгов. И он вновь удивил всех находчивостью.
В 1938 году Китон стал художественным руководителем студии «Юнайтед Артистс» и выпустил несколько остроумных комедий, вновь имевших большой кассовый успех. Постепенно возобновившаяся популярность шла на спад. В 1949-м режиссер стал работать на телевидении, снимался в рекламе, становился приглашенной звездой нескольких ТВ-шоу. В 1949-1951 годах комик провел концерты «Бастер Китон камеди шоу» и «Бастер Китон шоу». Зритель помнил его и высоко ценил талант актера.
В 1960-е Китон вновь оказался звездой телеэкрана. Его фильмография пополнилась лентами «Вокруг света за 80 дней», «Этот безумный, безумный, безумный мир» и другими.
Личная жизнь
Бастера Китона можно было назвать асоциальным. Популярность его не прельщала, а знакомых он выбирал скрупулезно. Если кому-то доводилось стать приятелем Китона, в адрес нового друга начинались тонкие остроты. Романтические отношения с актрисами Бастер не строил. Его привлекали обычные девушки и короткие интриги. Он слыл бабником и интересовал всех женщин вокруг. Комик был привлекателен, а его тело оставалось в форме благодаря акробатическим трюкам.
Бастер любил бейсбол, предпочитал утром горячие питательные завтраки и не любил давать интервью.
В 1921 году, стремясь наладить личную жизнь, Китон женился на юной Натали Толмадж. Скромное бракосочетание положило начало созданию семьи. В ней родились 2 сына: Иосиф и Роберт. Жену, детей и родителей режиссер снял в картине «Наше гостеприимство». Постепенно благополучию в паре пришел конец.
После заявления Натали о завершении их интимной жизни Бастер начал изменять. Расставание с супругой завершилось запоем и поспешным браком с медсестрой Мэй Скривен.
Следующий запой не оставлял надежд друзьям актера, вскоре он промотал деньги. К 1934 году пришлось вновь приняться за работу и вернуться к гонорару в $ 100 и обед. Через 2 года Бастер развелся со второй женой.
Обстоятельства вынудили его пересмотреть жизненную позицию, отношение к женщинам, актерам и гонорарам. Вечеринки с игрой в бридж стали его единственной радостью. На одной из них Китон познакомился с Элеанор Норрис, которой был 21 год. В 1937-м состоялась их свадьба.
Девушке удалось вернуть актера к жизни. О Китоне вспомнили публика и профессиональное сообщество. Экономность Элеанор и возросший гонорар Бастера позволили им приобрести дом, дружелюбие вернуло общение с сыновьями и появившимися внуками.
Смерть
О том, что актер болен раком легких, он не подозревал до последних дней жизни. Болезнь послужила причиной смерти. Китон продолжал работать до последнего вздоха, а симптомы заболевания принимал за бронхит. Смерть настигла его дома в объятьях жены 1 февраля 1966 года.
На память о великом комике и режиссере остались постановочные фото и его кинокартины. Бастер так и не улыбнулся ни в одной ленте за исключением фильма «Кони-Айленд», вышедшего в 1917 году.
Критики до сих пор сравнивают Бастера Китона и Чарли Чаплина, анализируя их партнерство в дуэте «Пианист и скрипач», фильмах «Огни рампы», «Ужимки гольфа», «Звезды перед глазами». Их связывали негласное соревнование, теплые приятельские отношения и большой след в кинематографе, оставленный актерскими и режиссерскими работами.
Фильмография
- 1917 – «Помощник мясника»
- 1920 – «Пугало»
- 1920 – «Одна неделя»
- 1922 – «Морозный север»
- 1924 – «Навигатор»
- 1924 – «Шерлок-младший»
- 1927 – «Генерал»
- 1928 – «Пароход Билл-младший»
- 1928 – «Кинооператор»
- 1952 – «Огни рампы»
- 1956 – «Вокруг света за 80 дней»
- 1963 – «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир»