Крещение Руси: выбор князя Владимира и его значение
На протяжении истории смена вероисповедания играла важную роль для различных государств. Например, для арабов принятие ислама в VII столетии нашей эры стало отправной точкой для создания громаднейшего государства — Арабского халифата. Аналогичный процесс имел большое значение и для древнерусских княжеств. Переход в православную веру означал глобальные изменения, которые привели к появлению на карте Евразии сначала Древнерусского государства, а после — Российской империи. О том, что значило для будущего страны крещение Руси, — в материале 24СМИ.
Во что верили на Руси до крещения
Верой на Руси до крещения было славянское язычество. Люди, населявшие территории рядом с реками Волга, Днепр, Дон, жили в тесном контакте с природой и наделяли особыми свойствами привычные и понятные современному человеку явления.
Так как письменность появилась на Руси только в IX веке, до XXI столетия не дошло ни одного документа с описанием верований предков. Исследователи даже не могут до сих пор сказать о точном количестве богов в славянском пантеоне. Не сохранилось и описаний языческих обрядов и ритуалов, которые совершали люди. Большинство сведений историки почерпнули из свидетельств византийцев и других гостей Древней Руси.
В пантеоне славян были высшие и низшие боги. Особенно почитался Род, которого считали создателем всего сущего. Также на Руси существовал особый культ бога Перуна, покровителя молний. Верили славяне и в богиню плодородия, которую звали Земля.
Предки верили и в низших богов — те, по мнению славян, тоже влияли как на окружающий мир, так и непосредственно на жизнь людей. Например, домовой — покровитель домашнего очага. А леший способен запутать человека в лесу. Исследователи думают, что славянское язычество имеет индоевропейские корни. Заодно предки могли частично позаимствовать верования у ираноязычных кочевников — скифов и сарматов.
Причины принятия православия
В первую очередь в принятии Русью христианства были заинтересованы византийцы. За счет навязывания религиозного учения неспокойным соседям государство уже не раз подчиняло себе другие племена и народы. Дело в том, что принятие религии обязывало жителей новых территорий принимать и вассалитет по отношению к Византии. Таким образом империя расширяла границы.
Были и другие предпосылки для появления единой веры. Князь Владимир понимал, что разрозненность племен была очень вредна. Древняя Русь, по сути, не была государством. Это была скорее некая общность перманентно враждующих между собой княжеств, связанных в большей степени этнически, чем на государственном уровне.
Да и более развитые страны считали русов варварами. Причем сами эти государства в свою очередь объединяло одно — наличие общей веры у жителей. Так, со временем князю Владимиру пришла идея об объединении княжеств и введении на территории общего вероисповедания.
История крещения Руси
Есть несколько версий, почему Владимир выбрал именно христианство. Одна из них гласит, что князь просто последовал примеру своей бабушки — княгини Ольги, которая стала одной из первых русских правителей, обратившейся в православную веру.
Но встречается и другая, более популярная, гипотеза. Эта легенда гласит, что к князю прибыло несколько делегаций от различных конфессий, предлагая принять свои духовные учения. Однако, послушав иноземных гостей и придя к выводу, что торопиться с решением не стоит, Владимир отказался давать ответ сразу. Вместо этого сам отправил собственных представителей в разные концы континента, чтобы те доложили ему об особенностях различных верований.
На тот момент в мире существовало три основных религиозных направления, которым следовали в развитых странах, — это ислам, христианство и буддизм. Распространенная теория гласит, что князя Владимира впечатлила красота византийских богослужений и невероятная роскошь обрядов, поэтому он и остановил выбор именно на этой конфессии.
Но есть и другая причина, по которой Владимир решил стать последователем именно восточной ветви христианства. На тот момент Византия входила в число наиболее могущественных империй. Кроме того, еще до появления у Владимира идеи о создании единого государства русские князья контактировали с Константинополем. Так что принятие именно этой религии помогло заодно сохранить и появившиеся существенно раньше ценные связи.
Немалую роль в принятии Владимиром решения выбрать сторону православной церкви, если верить предлагаемым историками фактам, сыграла также осада города Корсунь (Херсонес), предпринятая князем для воздействия на Царьград, не торопившийся исполнять взятые на себя обязательства. Речь идет про договор о военной помощи, согласно которому войска Владимира участвовали в подавлении восстания военачальника Варды Фоки.
За эту победу над мятежниками — согласно предварительной договоренности — древнерусскому князю была обещана в жены сестра императора Византии Василия II Анна. И для византийской верхушки подобный мезальянс представлялся натуральной костью в горле. Отчего с исполнением условий договора в Царьграде и не торопились. Но действия Владимира заставили царственных ромейских вельмож зашевелиться.
Единственное, как утверждают отдельные историки, в чем сумели убедить горячего князя виантийцы, — это принятие христианства, дабы его новая супруга шла под венец с собратом по вере, а не с диким язычником.
Сначала — прямо там, во взятой им Корсуни — князь крестился сам, а затем его примеру последовали члены семьи и дружина. А уже после вера стала распространяться по остальной территории Руси.
Поскольку именно принятие Владимиром православия и стало отправным шагом для дальнейших изменений в жизненном укладе древнерусских жителей, можно сказать, что крещение Руси произошло в Черном море, в Крыму. Кстати, сейчас на том самом месте, где корсунский епископ окрестил Владимира с дружиной, стоит храм как величавый памятник тем далеким событиям.
Владимир принял новую веру не просто формально, а стал одним из верных последователей и просветителей христианства на Руси. Он лично занимался крещением народа и назначал духовных лиц. Также по распоряжению правителя на Руси были построены первые христианские церкви. Кроме того, он создал первые подобия школ, где детей обучали грамоте.
Изменил Владимир и образ жизни, чтобы подать близким и народу пример о принятии новой веры. До крещения князь вел достаточно разгульный образ жизни. У него было много жен, а сам он отличался достаточно жестоким нравом. После принятия православия правитель стал настоящим смиренным христианином. Когда все приближенные обратились в новую веру, князь занялся уничтожением древних языческих святилищ и организовал массовое крещение народа.
Хотя официально считается, что крещение Руси произошло в 988 году, однако эта дата соответствует только формальному началу внедрения нового порядка в стране — Владимир с дружиной принял христианство, но впереди еще была масса работы по распространению нового учения. Старания князя далеко не сразу дали желаемый результат. Не все княжества так легко подчинились новому богу, поэтому приход на русские земли христианства растянулся на добрую сотню лет. Например, Новгород был главным оплотом язычества на Руси и долго не поддавался свежеиспеченным православным церковникам.
Только военным путем жителей города удалось крестить, когда киевский князь подчинил себе эту территорию. Но и тогда новгородцы не сдавались. Существует легенда, что каждый крещеный получал новую рубашку. Тогда люди приходили и окунались в освященную воду повторно. Вскоре эту хитрость заметили. Тогда было принято решение надевать нательные крестики на всех, кто прошел таинство крещения.
Непросто обстояла и ситуация с племенем вятичей. Этот народ очень долго сопротивлялся принятию христианства. Осложняла положение и территория, на которой жило племя. Вятичи соседствовали с Хазарским каганатом и частично находились под его влиянием. До XI века племя сохраняло независимость, а в Х столетии великие князья из Киева Владимир и Святослав пытались обложить эти земли данью.
Однако отсутствие единого правления привело к раздробленности племени. Затем в XII веке эти земли поделили Ростово-Суздальское, Рязанское и Черниговское княжества, где уже было принято христианство. Однако языческие захоронения XIV века свидетельствуют, что некоторые вятичи все-таки долгое время оставались последователями многобожия.
Кто был до князя Владимира
До Владимира, которого в народе прозвали Красным Солнышком, были на Руси и другие правители, заинтересованные в смене конфессии. Самой известной из них является бабка князя — Ольга. Одни летописцы упоминали, что княгиня, которая родилась язычницей, со временем начала проявлять истинную христианскую добродетель. Также упоминается, что у правительницы было отвращение к языческим идолам. Но историки больше склоняются к версии, что Ольга решила сменить веру в качестве грамотного политического хода.
Многие современники княгини с восторгом отзывались о ее уме и прозорливости. Тем не менее Ольга приложила немало усилий в деле распространения христианства на Руси, хотя ее сын Святослав остался ярым язычником.
Однако княгиня была далеко не первой на Руси, положившей начало христианскому учению. До Ольги в эту веру обращались еще в 800-х годах. Это были варяги, служившие в Византии. Они постоянно контактировали с носителями этой религии, поэтому со временем перенимали ее. Кроме того, нет однозначного мнения, когда состоялось так называемое «первое крещение Руси», поскольку существует очень много версий о первых принявших христианство русичах.
Последствия для Руси
Многие последователи культа славянских богов были не согласны с новой верой. Однако обращение в христианство привело не только к внутренним, но и ко внешним последствиям в виде конфликтов. Крещение Руси спровоцировало вражду с кочевыми племенами.
Против нового объединенного государства выступала Золотая Орда, а затем оставшиеся после ее распада ханства. Позднее к числу противников добавилась и Османская империя — обратившись в христианство, русичи стали одними из главных врагов для мусульман. Также не стоит упускать из виду и противостояние между Русью и европейскими государствами, проповедавшими западную ветвь христианства — католицизм.
Празднование памятной даты
Празднование 1000-летия крещения состоялось еще во времена СССР. Причем подготовка началась в 1987 году, когда в ЮНЕСКО обратили внимание на факт того, что в 1988-м исполнится ровно тысяча лет с момента принятия христианства на Руси. Это привлекло внимание к СССР во всем мире.
Изначально эти торжества носили только внутрицерковный статус. Однако со временем праздник обрел и общественное значение как память о важном историческом событии. Кроме того, празднование тысячелетия крещения повлияло на положение РПЦ в СССР. Снова начали строиться храмы, старые церкви реставрировались. Религиозные деятели стали принимать более активное участие в жизни общества. Затем в России была установлена государственная памятная дата — День крещения Руси. Этот праздник отмечается ежегодно 28 июля, и в 2021 году отпраздновали 1033-ю годовщину тех значимых для страны событий.
Историческое значение принятия христианства
Принятие христианства сильно отразилось на культуре Руси. Из Константинополя приезжало много ремесленников, которые обучали местных различным видам искусства. Древние мастера переняли много ремесел из Византии. В особенности это сказалось на архитектуре — зодчие вдохновлялись религиозными постройками Константинополя и строили не уступающие по своей красоте и масштабности сооружения. Также на территории государства появилась иконопись, которая со временем дала толчок для развития живописи.
После крещения христианство повлияло и на национальное самосознание русичей. Народ противопоставлял себя последователям ислама и политеизма, а также представителям других конфессий — немцам, исповедовавшим католицизм, и приверженцам иудаизма.
Как и полагал князь Владимир, церковь стала оплотом единения народа. Особенно это было заметно в тяжелые времена, когда приходилось бороться с захватчиками. Священнослужители постоянно призывали князей враждующих территорий забыть о разногласиях и объединить усилия ради победы над врагом.
Крещение Руси способствовало появлению особой прослойки русского общества — духовенства. Монастыри и церкви постепенно обрели статус главных духовных центров страны. Вплоть до эпохи правления Петра I духовенство было независимым от светской власти и даже имело собственное влияние.