Омар Хайям — философ, поэт и не только: факты и выдумки о жизни легендарного мудреца
В людских массах Омар Хайям известен прежде всего как автор коротких четверостиший под названием «рубаи». Их любят за выраженные в лаконичной форме глубокие философские мысли. Но этот человек куда более многогранен и давно признан абсолютно уникальным явлением в мировой философии и науке. Подробнее о жизни знаменитого мудреца — в материале 24СМИ.
Происхождение
Омар Хайям по национальности перс. Родом из города Нишапура, что в Иране. День рождения — 18 мая 1048 года. Иногда встречаются утверждения, что он появился на свет не в самом городе, а в деревушке поблизости — Хорасане. Но едва ли это верно, поскольку известно, что Хорасан вовсе не маленькая деревня, а крупная провинция, древнее ядро государства парфян.
Родители Хайяма были зажиточными ремесленниками, принадлежали к древнему роду. В отдельных биографиях ошибочно пишут, что будущий философ и ученый появился в крестьянской семье. Но это не так, у отца хватало состояния, чтобы дать отпрыску приличное образование.
С ранних лет Омар проявлял необычные способности к аналитике, демонстрировал различные таланты, рос рассудительным, умным, любознательным и усидчивым.
Имя
Часть полного имени — Хайям — проливает свет на родовую деятельности семьи. Дело в том, что это слово в переводе с персидского означает «палаточный мастер».
Любопытно, что слово «хайма», или «палатка», лежит в основе и русского слова «хамовник», что значит «текстильщик».
Другая часть имени — Ибн Ибрагим — говорит об имени отца. Того звали Ибрагимом.
Знания
Омар Хайям обучился чтению в раннем детстве. Уже в 8 лет полностью освоил Коран и даже умудрялся трактовать отдельные постулаты этой священной для мусульман книги. С детства умел красиво выражать мысли, впоследствии красноречие и ораторские способности мужчина совершенствовал всю жизнь.
С юности Омар принялся осваивать философию и исламское законодательство, в чем тоже весьма преуспел. В родной стране юношу стали считать истинным знатоком Корана. За советом к нему приходили взрослые люди, если сами затруднялись истолковать ту или иную часть книги.
Кроме этого, Хайям обладал знаниями из областей ряда точных наук. Например, знал астрономию, математику, физику. А еще изучал теософию, историю и философию — то, что определяло понятие образованности в средневековую эпоху. Наконец, интересовался врачеванием и законами музыки.
Основные темы и образы в творчестве
В научных кругах по сей день ходят споры по поводу того, правда ли Омар Хайям писал поэтические строки. Ведь известно, что среди современников его стихи не пользовались популярностью. Только спустя 200 лет после смерти Хайяма были опубликованы некоторые четверостишия с подписью мыслителя. Но в любом случае сегодня Омара Хайяма в общественности принято считать классиком литературы — не только персидской и таджикской, но и мировой.
Автор нередко обращался к теме дружбы, поскольку считал ее ценнейшим даром. Поэт был убежден, что в мире не бывает много истинных друзей, поэтому людям следует беречь дружбу и не предавать тех, с кем пришлось вместе испытать трудности. Вместе с тем он призывал людей смотреть на окружающих избирательно, чтобы не впускать в свою жизнь случайных встречных.
Еще одна частая тема в творчестве поэта — любовь. Он много размышлял о светлом чувстве, называя его главнейшим в жизни. Его емкие высказывания о любви часто противоречили одно другому, поскольку он старался рассматривать ее и как созидающее, и как разрушительное состояние.
Нередко в его строфах написано о женщинах, о восхищении ими. Он называл женщин главной ценностью для мужчин. В то же время встречаются рубаи о том, как любовь сломала жизнь человеку.
Не обошла стороной творчество Хайяма и вечная философская тема о смысле жизни. Рассуждая об умении ценить сиюминутные радости, о важности смотреть на жизнь как на дар свыше, он приходил к мысли: люди на планете только временные гости.
Философствуя о возвышенных материях, Омар Хайям верил, что при этом незачем отказываться от земных благ. Кроме прочего, он находил смысл в том, чтобы в жизни оставалось место наслаждению. Главное — в меру, в противном случае дело обернется безразличием. Нередко общественность не соглашалась с таким подходом поэта, зато знать всегда положительно откликалась на него.
Часто в рубаи попадается упоминание вина. Но надо понимать, что в поэзии философа это лишь метафора. Ведь Омар Хайям был суфием — представителем мистицизма в исламе. Суфийский язык полон символизма, и вино в нем обозначает своеобразную технику общения со Всевышним. На взгляд суфиев, человеку полагается полностью раствориться в Создателе.
Ученый
Исследователи биографии Хайяма называют его поистине уникальным ученым. Его авторству принадлежит череда научных трудов, посвященных совершенно не связанным между собой темам. Невольно возникает аналогия с Михаилом Ломоносовым.
Омар Хайям, например, занимался астрономией. Годами исследовал звездные передвижения и в итоге составил точнейший календарь.
Ему удалось добиться успеха и в математике. К победам в этой точной науке относится его анализ Евклидовой теоремы. Он составил авторскую систему для вычисления уравнений. Он также проводил десятки сложных расчетов, доказывал теоремы, классифицировал уравнения. По сей день ученые высоко оценивают его научные достижения в геометрии и алгебре.
Философ
Омар Хайям обладал собственными жизненными взглядами, идущими вразрез с общепринятыми. Например, ему были чужды современные общественные тенденции, его не касались текущие изменения среди людей. Он думал, что это не то, на что стоит растрачивать время.
В числе интересующих его направлений была теология. Размышляя нестандартно, он без опаски высказывал по этой теме мысли, которые воспринимались окружающими как крамола.
Омар считал огромной ценностью именно человека с естественными желаниями и потребностями. Он был уверен, что религия совершенно не обязательна для существования веры. Бог, как он утверждал, присутствует в душе и не покидает, даже если человек грешен.
Священнослужители, разумеется, негодовали от таких высказываний маститого ученого. Но вреда, по сути, так и не сумели ему нанести. Дело в том, что Хайяму покровительствовал сам падишах. Вдобавок он с ранних лет слыл знатоком Корана и с легкостью мог заткнуть за пояс любого муллу в пылу религиозного спора.
Что касается философии в глобальном смысле — он так и не создал единой целостной системы. В отличие, скажем, от Авиценны, Хайям оставил после себя лишь трактаты по поводу отдельных, пусть и важнейших, философских вопросов. И все они представляют собой краткие записи на пару страниц.
Кулинар
Параллельно с занятиями науками и сочинительством рубаи Омар Хайям с энтузиазмом постигал кулинарные премудрости. Он учился готовить, собирая и доводя до совершенства старинные рецепты.
В этой области Омару тоже удалось достичь успеха. Однажды дошло до того, что к нему прибыл визирь от великого султана и пригласил Хайяма занять во дворце должность, на которой тот отвечал бы за приемы, стол и т. п. Так и вышло.
Вскоре Омар занялся изобретением рецептов для знати и ее гостей, устраивал развлечения. Наконец, сумел составить таблицу астрологического питания. В ней подробно указал, как правильнее питаться людям в зависимости от знака зодиака.
А был ли поэт?
В течение долгих лет считалось, что ученый и поэт по имени Омар Хайям — это два разных человека. Возникла путаница из-за его подхода к записям. Математические и иные заметки о науках он выводил по-арабски. Так было принято фиксировать все научные труды тех времен. А вот рассчитанные на публику стихи писал на персидском языке.
Впрочем, и сегодня среди исследователей возникают дискуссии по этому поводу. Ученые до конца так и не убедились, один это был человек или разные. Масла в огонь подливает еще и то, что в словаре Брокгауза и Ефрона в статье о персе-ученом его имя записано как Аль-Каями. А в материале о творчестве — Хейям.
Самарканд и Бухара
Омар Хайям осиротел в 16 лет. Оставшись без родителей, продал родной дом и отправился в Самарканд — тогдашний культурный и научный восточный центр. Город встретил молодого человека благосклонно.
Он здесь обучался, при этом был замечен на диспутах, где несколько раз блестяще выступил. И последующие 4 года жил здесь, занимая должность наставника.
Потом Хайям отправился в Бухару, где взялся за работу в хранилище книг. Такое место пришлось кстати, поскольку помогало мужчине развиваться и расширять собственные познания. В течение 10 лет он написал 4 трактата по математике, которые востребованы и в XXI веке.
Жизнь при дворе
В XI столетии восточные правители вели негласное соревнование между собой по блеску свиты. Среди прочего любили переманивать друг у друга образованных людей. Привлекали ко двору ученых и поэтов. Так, однажды призвали и Хайяма: он оказался в Бухаре при дворе принца по имени Хакан Шамс аль-Мулк, где занялся научной работой.
В этот период государство сельджуков окрепло и разрослось. Правитель завоевал Багдад. После чего объявил себя владыкой и султаном империи. Начался культурный расцвет, повлиявший и на судьбу философа.
Его пригласили к царскому двору. Он переехал в Исфахан. Город был тогда столицей, местом правления султана. При нем ученый превратился в почетного приближенного. Шел 1074 год, с которого начался отсчет многолетнего периода плодотворной работы.
Пошатнувшееся положение
В течение десятилетий Хайяму сходила с рук смелость в высказываниях. Но однажды покровительство персидского правителя, которое оберегало его от беды, прекратилось.
Скончался падишах, и для Омара начались трудные времена. К этому моменту он и сам уже достиг старости, что дополнительно усугубило положение.
Духовенство стало называть его богохульником. Новому правителю философ был не нужен, поэтому его изгнали. Мыслителя настигли лишения и гонения. Теперь он не был главным ученым в резиденции царя. Обсерватория, которой он управлял, вскоре пришла в упадок и закрылась, а столица перешла в другое место. Хайям был вынужден вернуться на родину.
Обратно в Нишапур
В этом городе Омар Хайям провел последние годы вплоть до смерти. Только изредка покидал его границы, чтобы посетить другие места. Например, в этот период он совершил паломничество — добрался до Мекки.
В Нишапуре он преподавал в местном медресе, обзавелся учениками. Случалось, принимал в гостях ученых, заинтересованных во встрече, а также выступал в научных дискуссиях.
Помимо лишений, перед смертью его жизнь омрачала тоска, вызванная духовным одиночеством. Семьей и детьми философ так и не обзавелся.
К уже закрепившейся известности в качестве ученого добавилась слава в виде вольнодумца. Приверженцы ислама откровенно выливали на него злобу, осуждали его взгляды. Но Хайям до конца оставался верен идеям, продолжал сочинять мудрые рубаи.
Последние минуты и смерть
По поводу года смерти философа ходят споры. Распространена гипотеза, что он умер в 1123 году. Сохранился источник, датируемый XII веком, где описаны последние минуты жизни мыслителя.
Он словно наверняка знал минуту кончины, поэтому подготовился. В последний день читал труд Авиценны под названием «Книга исцеления». Когда дошел в ней до определенного раздела, сделал меж страниц закладку и подозвал людей, решив оставить завещание.
Весь день он провел без еды и питья. Много молился. После вечерней молитвы сделал поклон до земли. Потом в обращении к Богу сказал, что по мере стараний постиг земной мир. И тут же скончался. Он принял смерть с достоинством, спокойно, как положено мудрецу.
Годами имя ученого оставалось забытым. Но однажды на записи его стихов наткнулся Эдвард Фицджеральд. Этот поэт из Англии сделал их перевод, и о Хайяме заговорили.
По планете распространилась слава о нем, а знание его творчества превратилось в признак образованного человека. Его четверостишия и притчи до сих пор учат людей ценить жизнь, становясь счастливым от того, что доступно.
Имя философа присвоили кратеру на обратной стороне Луны. К его образу неоднократно обращались драматурги и литераторы. Например, ему посвящена пьеса Гусейна Джавида, а также повести Явдата Ильясова или Мориса Симашко.
В кинематографе о нем также говорили. Одни только США сняли картины с названием «Омар Хайям» в 1924, в 1957 и 2002 годах.
Память
Доподлинно облик мыслителя неизвестен — прижизненных портретов не сохранилось. Вероятно, их никто и не писал. Но распространены предположительные изображения. А также ученому установлен ряд памятников, например, в его родном Нишапуре. В России таковой открыт в Астрахани.
В Австрии действует Павильон персидских ученых, подаренный Ираном. В нем расположены статуи, в числе прочих — и Хайяма.
Омар Хайям сегодня известен большинству. Его произведения разобраны на афоризмы и цитаты, они не только кочуют из одного художественного произведения в другое, но и передаются из уст в уста. При этом личность автора так и остается окутанной легендами. Наверняка можно утверждать лишь то, что это был талантливый человек, истинный гений эпохи.