ЕГЭ на Кавказе. Ответами торговали учителя и директора школ
И снова тех, кто следит за судьбой выпускников и за ЕГЭ в целом, настигло известие о том, что очередной экзамен не обманул ожиданий и прошел с масштабными нарушениями. Да, и все это несмотря на усиленный контроль Рособрнадзора. Хотя, конечно, это не Рособрнадзор плохо старается, это вчерашние школьники не хотят вести себя по взрослому и рассчитывать только на себя, или же, как альтернатива, перекраивать свой образ мышления на западный манер, загонять себя в рамки ЕГЭ.
И поскольку дело с ЕГЭ решенное, это уже даже не эксперимент, пытливый русский ум ищет способы как-то обмануть, сломить систему. Увы, не всегда подходящими способами. История с дальневосточными школьниками - тому подтверждение. Хотя, сейчас она кажется даже "милой", если сравнивать ее с новыми неприятностями.
На Кавказе все намного серьезней, потому как уже ставший традицией скандал разгорелся именно вокруг ЕГЭ в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Горячая линия этих регионов просто срывалась от звонков. Поступили десятки жалоб на коррумпированность экзамена. Он был превращен в гонки богатств. Информация в СМИ об этом поступила из рассказа замглавы комиссии по развитию образования ОП Любови Духаниной.
Цинично и даже нагло ведут себя директора и учителя некоторых школ, собирая деньги на экзамене. Никто не думает скрываться. Никто из школьников, в принципе, не заморачивается над ЕГЭ. Сумма за экзамен варьируется от 20 тысяч за скромные балы для самых неуверенных и менее платежеспособных до 100 тысяч рублей для амбициозных и обеспеченных.
Очень обидно становится за тех умных мечтателей, кто рассчитывает на свои знания, а не деньги пап и мам. На фоне армии оплативших себе путевку в ВУЗ они видятся мне какими-то одинокими. "А что, твои родители не смогли заплатить?"- спросят их сверстники. Особенно несчастны, на мой взгляд, те, чью творческую энергию ограничивает бланк ЕГЭ. Может быть, все не так, может быть найдется 100 аргументов против (или 100 тыс. рублей за правильные ответы), но экзамен по литературе в подобном формате все равно выглядит странно.
Между тем ситуацию на Кавказе комментирует эксперт Всероссийского фонда «Образование» : «Если ты достойный джигит, значит, ты должен получить никак не самые низкие баллы по ЕГЭ, но в соответствии со своими средствами".
Сейчас в Рособрнадзоре анализируют причины, по которым ужесточение условий по проведению ЕГЭ не дало желаемых результатов. Ответы каким то образом все равно попадали в интернет. Причем , как минимум, накануне. Некоторые за несколько дней. Видимо вопрос, поставленный на повестку дня, останется риторическим. Отследить и выявить в коррупционную цепочку с продавцами на ее разных по значимости звеньях, представляется трудной задачей. Кроме школьников, ищущих легкие, чудесные пути к высоким баллам, всегда найдутся те, кто захочет на этом заработать.
Глава Российского студенческого союза, член общественного совета при Минобрнауки Артем Хромов видит схему очень просто. Задания на ЕГЭ начинают «утекать» еще из рук высокопоставленных чиновников на местном региональном уровне. Потом вступают в игру посредники, которые ищут «надежных» людей: ими становятся директора, учителя, в отдельных случаях, сразу родители. Дальше, как в финансовой пирамиде, продажи идут от выбранных лиц.
Дмитрий Гущин, автор проекта в интернете «Мы решили весь ЕГЭ» уверен, что «утечка» информации происходит из федерального центра. В противовес ему мнение руководителя национальной сборной по математике, президента Международной математической олимпиады Назара Агаханова: "Я не думаю, что кто-то из сотрудников ФИПИ ("Федеральный институт педагогических измерений") может быть причастным к размещению материалов ЕГЭ в Сети»
Самым популярным ответом на вопрос "Как бороться с нарушениями?" остается «Наказать публично виновников». Но для этого нужно сперва этих виновников отыскать.