Бандиты и радиация. "Фукусима" сегодня
Авария на атомной станции «Фукусима-1» произошла больше двух лет назад 11 марта 2011 года. Однако ее последствия ощущаются до сих пор. Так, в августе этого года на АЭС произошла утечка почти 300 тонн радиоактивной воды, а на этой неделе, пишет РИА «Новости», в одном из дренажных каналов станции уровень радиоактивного бета-излучения в воде достиг 140 тысяч беккерелей на литр.
Между тем, люди, работающие на АЭС «Фукусима-1», сталкиваются со множеством трудностей, включая высокие риски и низкую заработную плату. О том, что на самом деле происходит на станции, изданию Reuters рассказал 41-летний Тетсуя Хаяси (Tetsuya Hayashi), который отправился в Фукусиму, чтобы устроиться на работу.
Летом 2012 года Хаяси устроился на АЭС через веб-подрядчика. Изначально его убеждали в том, что он займется мониторингом радиационного облучениях рабочих, выходящих со станции, но на деле его отправили в одну из самых зараженных зон «Фукусимы-1».
Ему выдали баллон с кислородом и двухслойный защитный костюм, но даже такие меры безопасности не дали должного эффекта – годовую норму облучения Хаяси получал менее чем за час работы. «Я чувствовал себя обманутым», - заявил он. Но как только он обратился с соответствующей жалобой, его тут же уволили. При этом никакие жалобы в различные организации по регулированию труда эффекта не принесли.
Но долго оставаться без работы Хаяси Тетсуя не мог, поэтому ему пришлось вновь отправиться на АЭС «Фукусима-1». На этот раз его отправили строить бетонные основания под резервуары для хранения использованных топливных стержней. Однако и здесь его новый работодатель недоплатил Хаяси практически 1/3 от его заработной платы, а остальные средства выплатил наличными.
Как оказалось, с подобными проблемами сталкиваются и другие рабочие. Дело в том, что выводом из эксплуатации АЭС «Фукусима-1» и ликвидацией последствий аварии двухгодичной давности занимаются достаточно подозрительные субподрядчики. Многие из них просто не имеют опыта работы на ядерных объекта, а другие, по словам полицейских, тесно связаны с организованной преступностью.
Все основные работы по ликвидации последствий аварии лежат на компании-владельце АЭС «Фукусима-1» TEPCO (Tokyo Electric Power Company). Она занимается, например, ликвидацией аварийных энергоблоков, которая может занять до 30 лет и обойдется Японии в 12 млрд долларов.
Именно на TEPCO лежит обязанность по контролю за работой субподрядчиков, среди которых сотни мелких фирм, заключивших правительственные контракты на уборку радиоактивного мусора из ближайших деревень и фермерских хозяйств. Однако в Tokyo Electric заявили, что не в состоянии полностью контролировать работу субподрядчиков, но все же приняли меры по ограничению злоупотреблений в отношении наемных рабочих и недопущению к этому «куску пирога» организованной преступности. Этих мер, впрочем, оказалось недостаточно. «Мы заключаем контракты со сторонними компаниями на основе затрат, необходимых для выполнения задачи. Эти предприятия затем нанимают собственных сотрудников с учетом предъявленных нами требований, но проверить трудовой договор каждого из сотрудников мы просто не в состоянии», - объяснил генеральный менеджер по ядерной энергетике компании TEPCO Масаюки Оно (Masayuki Ono).
Подобные субподрядчики, как правило, привлекают к работе на «Фукусима-1» людей, испытывающих проблемы с трудоустройством. Хаяси Тетсуя является лишь одним из 50 тысяч человек, привлеченных к работе на атомной электростанции после аварии. Некоторые из рабочих без должной защиты и подготовки занимаются поддержкой системы охлаждения топливных стержней реактора. Каждый день они вынуждены работать с тысячами тонн радиоактивной воды, которой хватило бы на то, чтобы заполнить более 130 бассейнов олимпийских размеров.
Другой не менее острой проблемой АЭС является организованная преступность. В префектуре Фукусима доминируют три основных синдиката: Ямагути-гуми, Сумиоши-кая и Инагава-кай. С участием полиции, министерств и компаний, участвующих в работе по дезактивации и выводу из эксплуатации поврежденных реакторов, была создана специальная целевая группа по искоренению организованной преступности с «Фукусимы-1». Однако полицейские говорят, то не в силах расправиться со всеми преступниками.
Тем не менее, их работа порой приводит к достаточно громким арестам. Так, полицейским удалось задержать Йосинори Арая (Yoshinori Arai) - главаря одной из банд, связанной с преступным синдикатом Сумиоши-кая. Задержанный признался, что в течение двух лет присваивал себе треть заработной платы людей, работающих в зоне бедствия. В марте этого года суд признал его виновным в нарушении трудового законодательства и приговорил к 8 месяцам тюремного заключения. Как считают японские правоохранители, он был лишь «верхушкой айсберга».
«Условия работы в атомной отрасли всегда были достаточно плохими», - заявил заместитель директора больницы Osaka's Hannan Chuo Hospital Сабуро Мурата (Saburo Murata). «Проблемы с аутсорсингом, деньгами и отсутствие надлежащей медицинской страховки существовали на протяжении десятилетий, но авария на «Фукусиме-1» обнажили их и примножили», - заключает он.