Эхо Войны. Как маскировали блокадный Ленинград
Общество
28 января 2014 г. 16:59
Время чтения: 4 минуты

Эхо Войны. Как маскировали блокадный Ленинград

Накануне Россия отметила 70-летие снятия блокады Ленинграда, которая длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Трудно представить, что пережили жители  блокадного Ленинграда за эти долгие 872 дня: голод и холод, смерть близких и родных, постоянная угроза нападения. К моменту, когда город объявил о блокаде, в Ленинграде не было достаточно запасов продовольствия, а единственной транспортной артерией, «дорогой жизни», оставалось Ладожское озеро, которое, впрочем, не могло удовлетворить все нужды и потребности города.

Несмотря на столь ужасающие условия, жители Ленинграда не сдавались, они боролись до конца и, нужно отметить, проявили немалую выдержку, отвагу и хитрость. Ленинградцы старались не только выжить, но и спасти свой город от разрушений и сохранить как важные объекты, так и памятники искусства, а для этого их нужно было замаскировать, чтобы дезориентировать вражеские бомбардировщики.

Разумеется, главным предметом любой маскировки является специальная сетка с нашитыми на ней кусками ткани, имитирующими растительность. Однако самолеты-разведчики при помощи специальных фильтров могли легко распознать маскировочную сеть, если та не покрыта настоящей растительностью и специальной недешифруемой краской. Изготовлением последней занялся ленинградский химический завод, а вот что касается живой растительности, вплетаемой в сеть, то здесь у блокадников возникли некоторые проблемы. С учетом того, что блокада Ленинграда длилась долгое время, растительность должна была быть живой, иначе враг мог бы с легкостью распознать маскировку по увядшим листьям. Решение нашли ботаники, которые придумали уникальный способ консервирования сорванных растений, благодаря которому даже срубленные деревья надолго сохраняли свой естественный цвет.

Но маскировочные сети и законсервированные растения – не единственное средство маскировки, к которым прибегали хитроумные ленинградцы. Ориентиром для вражеских бомбардировщиков и разведчиков по-прежнему могли служить такие объекты как Петропавловский или Исаакиевский соборы, стадионы, а так же купола и шпили различных зданий. Некоторые из них достаточно было просто выкрасить в серый цвет, чтобы они слились с общей картиной города, однако для некоторых строений обычная покраска была не только неэффективной, но и могла навредить. Например, шпиль Главного адмиралтейства с фигурой кораблика на самой вершине – один из символов Ленинграда и современного Санкт-Петербурга – был украшен тончайшими листами сусального золота, посаженного на специальный клей. Красить его серой краской было равносильно уничтожению. Решение проблемы было столь же простым, сколь гениальным: шпиль решили закрыть огромным тряпичным чехлом, итоговый вес которого составил 500 килограммов. Его сшили всего за ночь, а уже на следующий день Ленинград, пусть и временно, лишился одной из главных достопримечательностей. Чехол был снят лишь 30 апреля1945 года. 

Что касается обычной покраски, то и она требовала немало усилий от блокадников. Пожалуй, труднее и опаснее всего была маскировка Петропавловского собора, увенчанного золотым шпилем с фигурой летящего ангела. В ноябре 1941 года альпинисты Михаил Бобров и Леонид Жуковский сначала поднялись по внутренней лестнице к наружному выходу. Далее они действовали на свой страх и риск, добравшись при штормовом ветре по хлипкой лестнице до  вершины Петропавловского собора, где закрепили трос, по которому в дальнейшем и поднимались люди.

Но маскировочными сетями и покраской дело не ограничилось, жителям блокадного Ленинграда пришлось полностью изменить внешний вид города при помощи построенных из фанеры и дерева комплексов, имитирующих жилые дома. Так, для сокрытия заводов, например, на их крышах возводили фанерные города. Подобные строения с высоты напоминали жилые районы, что вводило в заблуждение врага. Аналогичные строения возводились на стадионах и других объектах, способных служить ориентиром.

Нередко значимый для города объект превращали в руины при помощи деревянных бутафорских конструкций, а рядом возводили фанерную копию строения. В итоге фанерные копии подвергались постоянным авиаударам в то время как оригиналы фактически оставались нетронутыми.

Практически также защищали и корабли, стоявшие близ города. Например, знаменитый крейсер «Киров», стоявший на Неве с 4 сентября 1941 года, был укрыт маскировочной сеткой, а рядом с ним установили фанерный корабль, подвергавшийся яростной атаке немцев. Такой хитрый ход, безусловно, спас корабль. Так, во время военно-воздушной операции люфтваффе «Айсштосс» в апреле 1945 года и «Киров» получил лишь 4 бомбовых и одной артиллерийское попадания. Корабль удалось спасти, однако тогда на крейсере погибли 86 человек. 

Это лишь малые примеры того хитроумия и смекалки, которые продемонстрировали жители блокадного Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны. Полномасштабная маскировка города позволила спасти большинство культурных и жизненно важных объектов.  Тем не менее, находящиеся в занятых немцами пригородах Ленинграда исторические памятники и здания понесли невосполнимый ущерб. Пожалуй, самой известной потерей является Янтарная комната в летней резиденции российских императоров в Царском селе. Подаренный Петру I шедевр искусства XVIII века был вывезен немцами, а ныне местонахождение Янтарного кабинета неизвестно. 

Читайте также