Сколько стоит смерть?
Ритуальные услуги – это бизнес, в котором спрос не зависит от экономики. Это и рождает настоящий цинизм в этой сфере услуг. Оказалось, что о новом «клиенте» агентства ритуальных услуг узнают на час раньше, чем все родственники. Они узнают сведения об умершем из уст скорой помощи и полиции, которые за определённое «вознаграждение» любезно предоставляют нужную информацию.
После приезда на место к «трупу» агенты объясняют, где можно получить справку о смерти, организуют автобус, захоронение. Агенты должны быть профессионалами и в продажах, и в психологии. Они должны хорошо разбираться в традициях семьи, понять какую сумму денежных средств человек может потратить на ритуал, стоит ли предлагать сопутствующие услуги – ведь сумма заказа, как у менеджера любой профессии, влияет на зарплату. Все хотят, чтобы их близкие были похоронены в лучших условиях, поэтому сначала рекламируются самые лучшие венки и гробы, а потом постепенно снижаются цены. Чем больше продадут услуг – тем больше заработают.
Конкуренция у агентов жесткая: на одного умершего – от 3 до 15 агентов, зависит от района, сколько ритуальных агентств здесь работает. Каждый год в среднем российском городе открывается до 32 новых агентств (лицензии на услуги отменили ещё в 2001 году). Агенты ритуальных услуг в среднем за месяц получают не менее 30 000 рублей. Этот бизнес не исчезнет никогда, ведь люди умирают каждый день. Поэтому работа есть всегда, круглосуточно. Агенты прямо на месте смерти пытаются втереться в доверие. Часто их выгоняют, но они всё равно быстро ориентируются в ситуации. Спрашивают вызывали ли они полицию, получили ли справку, выбрали ли место захоронения? Люди верят, что им хотят помочь и соглашаются принять помощь. Стоимость услуг сразу не оглашается – главное, подписать контракт. Иначе клиент может найти вариант подешевле. Работать с клиентами сотрудников ритуальных услуг обучают специальные бизнес-тренеры (все, как в любой другой компании, где есть менеджеры, продающие товар или услуги). Учат говорить по телефону, снимать возражения, гасить эмоции клиентов и т.д.