Постановление "О правилах контроля в Интернете". Мифы и реальность
Спорное постановление Медведева
13 апреля практически все российские СМИ рассказали общественности о подписанном премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым постановлении «О правилах контроля в Интернете» (сокращ.). По сообщению прессы, данное постановление разрешает Роскомнадзору вторгаться в частную жизнь граждан РФ и читать их переписки в социальных сетях и электронной почте.
Блогосфера и СМИ обсуждали, что теперь Министерство будет контролировать личные данные всех россиян. Более того, ведомство получило «зеленый свет» на контроль аудиофайлов, графических изображений и электронных сообщений.
Спустя некоторое время пресс-центр Роскомнадзора опроверг заявление прессы. Пресс-секретарь ведомства Вадим Ампеловский в интервью радиостанции «Эхо Москвы» сообщил, что распространенная в СМИ информация не отвечает действительности, и его ведомство не получило права контролировать личные переписки россиян.
«На периферийных сайтах начали распространять информацию о том, что Роскомнадзору якобы разрешили читать личные сообщения пользователей. Это феерическая чушь, основанная на незнании действующего законодательства», - заявил пресс-секретарь ведомства.
Что на самом деле говорится в подписанном постановлении Медведева, и для чего он нужен государству – в материале редакции 24smi.org.
Миф 1: полномочия Роскомнадзора
В первую очередь, представитель Роскомнадзора опроверг заявление о том, что именно его ведомство будет осуществлять контроль за личными переписками россиян. Ампеловский отметил, что Министерство не наделили такими полномочиями, оно будет выполнять лишь функцию площадки хранения информации.
Читать личные переписки россиян будут определенные органы и только в исключительных случаях. Исполнителем нового закона, который начнет действовать в рамках уже имеющегося закона о блогерах, будут правоохранительные органы, более того, доступ к личным перепискам получат только те ведомства, которые имеют «оперативно-розыскную» направленность.
«Наша функция — контрольно-надзорная и технико-коммуникационная. То есть мы обеспечиваем взаимодействие между правоохранительными органами и интернет-площадками», - подчеркнул Ампеловский.
Миф 2: постоянный мониторинг переписок
Еще один миф – постоянный мониторинг переписок. Никто не будет сидеть и читать личные сообщения россиян. Информацию о пользователе могут предоставить правоохранительным ведомствам только по их запросу и только по интересующим органы личностям. Просто так контролировать граждан РФ нет смысла.
В постановлении "О правилах контроля в интернете" указаны два повода для раскрытия данных о переписке:
- Обращения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации (далее - уполномоченные органы);
- Истечение срока исполнения организатором распространения информации, ранее выданного уполномоченными лицами органа по контролю предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований
Миф 3: доступ к личным сообщениям
И последний, пожалуй, самый главный миф о постановлении – предоставленная информация. Вадим Ампеловский уточнил, что по действующему законодательству, никто не имеет права читать личную переписку россиян. На интернет-площадках должны храниться данные о том, с кем пользователь переписывался, но не о самом ходе переписки.
«Площадка хранит метаданные только о том, что вы с кем-то переписываетесь, но не содержание. Такую информацию о действиях пользователей правоохранители вправе запрашивать у нас. При этом ни Роскомнадзор, ни правоохранительные органы по данному закону ни в коем случае не получают доступа к личной переписке граждан», - заключил пресс-секретарь Роскомнадзора.
Постановление "О правилах контроля в интернете" было принято в рамках «антитеррористической программы» и борьбы с распространением экстремистских группировок. Главная причина нового закона – защита прав граждан России. Эксперты сообщают о несовершенстве принятого документа. В частности, поступает критика того, что есть высокий риск распространения конфиденциальной информации, причем ответственность за это не прописана. Но с тем, что подобный закон необходим в современных условиях активизации радикальных группировок в интернете, соглашаются практически все.