Прерванные полеты. "Черное" лето ВВС России
Лето-2015 обещает стать самым трагическим в истории министерства обороны России. Военное ведомство встревожено крушениями техники и обвалом казармы в Омске, которые унесли жизни нескольких десятков человек.
Самая печальная статистика у авиакатастроф самолетов и вертолетов ВВС РФ. За два с половиной месяца потерпели крушение чуть менее десяти самолетов: в начале июня на полигоне "Ашулук" разбился истребитель МиГ-29, в Воронежской области при совершении посадки потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-34, в Приамурье выкатился за пределы ВПП и сгорел стратегический ракетоносец Ту-95, в Краснодарском крае разбился истребитель МиГ-29, в Хабаровском крае упал стратегический бомбардировщик Ту-95. Воздушные трагедии продолжил вертолет Ми-28Н, который разбился 2 августа в Рязанской области, 8 августа в Подмосковье над водохранилищем столкнулись вертолет и гидроплан, в результате чего погибли пять человек. А на минувших выходных сразу два вертолета потерпели крушение: Robinson R-44 и Ми-8.
В чем же кроется причина тотального падения военной техники ВВС РФ? Рассмотрим версии, которые, по мнению российских и западных экспертов, являются основными.
Активизация учений
Военный эксперт Илья Крамник уверен, что основной причиной является активизация учений, подразумевающая увеличение количества полетов. Последние месяцы в России наметилась тенденция роста числа учений, а военная техника в основном советского периода. Эту версию разделяет и эксперт Центра стратегических и международных исследований Пол Шварц.
Крамник отмечает, что в основном падают "изношенные" самолеты, тогда как новые машины подвергаются авариям меньше. Эксперт заявляет, что такая тенденция существует не только в России, но и в других странах:
"То, что растёт число катастроф ― это процесс почти неизбежный. Если мы посмотрим на тех же американцев, у них тоже достаточно часто падают самолёты, особенно в тех видах авиации, которые чаще всего летают. Например, военно-морской флот летает больше, чем ВВС, соответственно, и аварии чаще происходят".
В тоже время, продолжает эксперт, увеличение количества учений - это положительный аспект. Чем больше пилоты проходят практику, тем выше их квалификация, и, соответственно, аварий в будущем будет меньше. При этом Крамник уверен, что активизация - это не спонтанное решение Москвы, о чем неустанно твердит Запад, а необходимость подготовки армии.
Ранее военные проходили учения гораздо активней чем сейчас, потому Министерство обороны РФ пытается восстановить боеготовность армии. Падение военных самолетов и вертолетов в этом контексте являются трагическими последствиями былого затишья.
Упадок отрасли и "реформы" Сердюкова
Данную версию происходящего активно культивируют на Западе: российская военная техника не способна совершать поставленные задачи в связи с упадком отрасли за последние несколько лет. Отметим, что данную точку зрения разделяют и некоторые российские специалисты.
Западные эксперты твердят: основная причина летных катастроф заключается в том, что за последние 25 лет в ВВС России под видом "реформ" практически полностью уничтожена система эксплуатации авиационной техники. Такой точки зрения придерживается и советский политик Виктор Алкснис:
"Нельзя объяснять летные происшествия последних недель увеличившимся налетом самолетов. Все намного серьезнее".
В 90-х годах российское военное ведомство поставило перед собой задачу переоснастить армию и ввести новую технику, однако, планы не увенчались успехом, потому пилоты до сих пор летают на аппаратах 70-80 годов.
Еще один негативный аспект - ремонтные работы техники осуществляются некачественными деталями и запчастями. С прошлого года было отремонтировано 84 самолета типа Су-24, их модернизировали и переоборудовали. Однако, избежать июльской трагедии не удалось, потому эксплуатация Су-24 временно приостановлена.
Еще одна причина, по мнению специалистов, заключается в системе подготовки специалистов инженерно-авиационной службы. Так, военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского, которая почти сто лет являлась гордостью российской военно-воздушной подготовки, на данный момент практически утеряла свой потенциал.
Упадок российских военных сил связывают с реформами в Минобороны, которые проводил предыдущий глава ведомства Анатолий Сердюков. Именно последствия его политики и отражаются в минувших летных трагедиях.
Авиакатастрофы с машинами ВВС РФ проливают свет на недостатки отрасли, которые необходимо решать в ближайшее время. В этом году военный бюджет был увеличен до 3 трлн рублей. Надеемся, что увеличение финансирования поможет обновить авиапарк, самолеты начнут ремонтироваться качественными запчастями, и тогда гибель летчиков ВВС РФ в мирное время останется в прошлом.