На чем зарабатывает ИГИЛ?
Экономическое состояние "Исламского государства" не испытывает тягот кризиса, который захлестнул добрую половину мира. Ежедневные миллионные поступления позволяют террористам обеспечивать себя оружием и техникой для ведения войны. Более того, "Исламское государство" финансирует вербовочные программы и даже проводит "социальные выплаты" на оккупированных территориях.
Возникает вполне логичный вопрос: откуда в ИГИЛ поступают деньги? Попробуем разобраться.
Бюджет ИГИЛ
Текущая неделя ознаменовалась сенсационной новостью, которая облетела все мировые и отечественные СМИ. Впервые появились официальные данные по бюджету "Исламского государства". Как сообщает издание "Апостроф", бюджет одной провинции "Исламского государства" за период с 22 декабря 2014 года по конец января 2015 составил около 8 млн долларов. Опубликованные цифры свидетельствуют, что 27,2% средств поступают от продажи нефти, 23,7% доходов обеспечили налоги, а 44,7% — конфискация.
Эксперты в интервью изданию РБК пояснили, что все квазигосударства (управленческие структуры повстанцев) финансируются по следующей схеме: доходы от контрабанды, рэкета, конфискаций и экспроприаций, а также заработка от оставшихся с довоенных времен производств, в случае с исламистами в Сирии и Ираке — нефтяных.
Специалист по Ближнему Востоку из Калифорнийского университета в Беркли Питер Барту поясняет, что еще один источник поступлений в бюджет террористов - внешнее финансирование.
"Финансовая самодостаточность ИГ поддерживается за счет щедрого притока валюты от сторонников радикального ислама из стран Персидского залива, в том числе Саудовской Аравии, где официальной признана фундаменталистская суннитская версия ислама — ваххабизм. На начальных этапах существования группировки аль-Багдади поток денег из этого региона сыграл серьезную роль в становлении ИГ", - заявляет эксперт.
Источники
Главным источником пополнения бюджета террористов, по словам Лори Плоткина Богхардти из Вашингтонского института ближневосточной политики, является рэкет, торговля экспроприированными и конфискованными «языческими» предметами искусства, захват активов, принадлежавших сирийскому и иракскому государствам.
Эксперт напоминает, что после налета на Центральный банк Ирака в Мосуле в прошлом году исламисты обогатились на десятки миллионов долларов. Не чураются террористы отбирать деньги у простого населения, который находится под их властью.
"Если вы пропустили подряд три молитвы, у вас забирают магазин. Если вы перевозите запрещенные товары вроде сигарет, они забирают все деньги, которые у вас есть при себе", — объяснил исследователь британского подразделения американского аналитического центра Middle East Forum Аймен Джавад аль-Тамими, выложивший документы о бюджете ИГИЛ в сеть.
Самым прибыльным каналом пополнения бюджета являются продажи иракской и сирийской нефти. По оценкам экспертов, в сутки террористы зарабатывают по 1,5 млн долларов, а покупателями топлива являются в том числе и противостоящие ИГИЛ стороны.
"Черное золото"
В распоряжении террористов - девять нефтяных месторождений в Ираке и Сирии, на которых добывают нефть около 350 скважин. В сутки добыча нефти составляет 34-40 тыс баррелей. Продают свой товар боевики ИГИЛ по 25-40 долларов за баррель. В день прибыль от продажи нефти составляет около 1,5 млн долларов.
Основными покупателями, а, соответственно, и спонсорами террористов являются сирийские ритейлеры, которые вывозят продукт на контролированную сирийскими повстанцами территорию и перерабатывают на бензин в местных заводах.
Террористы иногда и сами перерабатывают нефть на низкокачественный бензин и дизельное топливо. Один из лидеров сирийских повстанцев признается, что они покупают топливо у террористов, против которых и воюют:
"Это одновременно и смешно, и грустно. Но у нас нет выбора, мы бедные революционеры. Кто-нибудь еще предлагает нам топливо?", - передает слова повстанца издание "Ведомости".
Госпитали, магазины, тракторы, машинное оборудование сирийских городов работают на дизельном топливе, которое продает им ИГИЛ.
Террористы привлекают профессионалов нефтяной отрасли, чтобы усовершенствовать добычу и переработку нефти. Сирийцы заявляют, что ИГИЛовцы вербуют не только для военных целей, но и для работы на нефтяных скважинах. Один из специалистов отрасли рассказал журналистам, что ему предлагали должность "какую он захочет", а зарплату "какую попросит", если останется работать.
Продает свой товар ИГИЛ прямо возле месторождений. Очередь из бензовозов растягивается на несколько километров, закачав дешевую нефть у террористов, трейдеры везут ее вглубь страны.
Предприимчивые сирийцы и иракцы контрабандными путями переправляют товар в другие страны. Так нефть, добытая окровавленными руками террористов, оказывается на международном рынке, что позволяет главной угрозе человечества ежедневно обогащать свой бюджет.