"Мы-нация. Нам и решать!". Европейская эпидемия независимости
Независимая Каталония
Картографы всего мира с вниманием следят за политическими событиями в Европе, ведь уже совсем скоро, вероятно, им придется переписывать свои издания и размещать на политической карте мира новое государство в южной части континента. Часть своей территории может потерять Испания, которая уже много лет пытается удержать в составе самый богатый регион - Каталонию.
Новоизбранный парламент в Барселоне 9 ноября проголосовал за историческую для региона резолюцию. Минимальным большинством парламент Каталонии принял решение провозгласить независимость автономии от Испании. Поддержали идею самостоятельной Каталонии 72 депутата, против выступило 63 избранника.
Разговоры о независимости региона беспокоят власти Испании уже не первый год. Историческим поворотом в решении этого вопроса стал прошлогодний референдум, на котором каталонцы высказались за самостоятельность. В октябре 2014 года 80,4% населения Каталонии проголосовали за отсоединение от Испании.
Кульминацией народного желания стать новой страной Европы стали выборы парламента Каталонии в сентябре 2015 года. Победу на выборах одержала коалиция, лоббирующая отделение региона от влияния Мадрида.
Спустя сутки после принятия решения власть остается на удивление спокойной. Премьер-министр Испании Мариано Рахоя заявил, что Мадрид будет действовать только в правовом поле и подаст иск в суд на незаконность принятого накануне каталонского решения.
Барселона уже отреагировала на подобные заявления и сообщила о своем непринятии решения Конституционного суда Испании, в котором будет рассматриваться иск Мадрида.
"Содержание этого плана будет претворено в жизнь вне зависимости от решений КС. У нас для этого достаточно сил и легитимности, хотя правительство Испании и пытается сопротивляться", - заявил в интервью The Guardian депутат каталонского парламента Пере Арагонес.
Переходный период от автономной части Испании до независимого государства должен занять не более 18 месяцев. Но удастся ли Каталонии в итоге обрести независимость?
Конфликт Барселоны и Мадрида
Свою автономию Каталония получила в 1931 году, однако, после прихода к власти в Испании диктатора Франсиско Франко в 1938 году регион утратил автономность. Вернуть самостоятельность региону удалось лишь спустя 40 лет, и вплоть до начала XXI века регион мирно сосуществовал с остальной частью страны.
В 80-90-х годах в Испании отмечалась наибольшая политическая стабильность, однако уже в 2000-х произошло разделение элит Каталонии. Регион поделился на две части: те, кто видел будущее Барселоны в составе Испании, и те, кто выступал за полное отсоединение от страны.
Следующим этапом в отделении от центра стало принятие нового автономного статуса, который в 2006 году дал региону полную финансовую независимость. Этот вопрос являлся одним из самых острых, ведь Каталония, которая составляет 12% населения Испании, дает 20% ВВП страны. Для сравнения экономисты поясняют, что доходы в испанскую экономику от Каталонии больше, чем вся экономика Финляндии, пишет издание "Новое время".
Помимо финансового вопроса каталонских идеологов независимости подпитывает и национальная идентичность региона. Главный месседж, который посылают каталонцы:
"Мы - нация. Нам и решать!"
Каталония является самодостаточным культурным регионом. Каталонский язык является официальным в Андоре, занимает 9 место по популярности в Европе, Каталония - центр культурной жизни Испании, а среди великих каталонцев числятся Сальвадор Дали, Монсеррат Кабалье, Антонио Гауди и многие другие. Национальная идентичность и дух самоидентификации стали основной причиной подъема движений за отсоединение от Испании.
Дипломат и адвокат, бывший сотрудник посольства СССР, а впоследствии России в Испании в 1989–1994 годах Владимир Гладышев придерживается другой точки зрения. Он уверен, что протестные настроения в Каталонии были созданы искусственно.
"Некоторое стремление к независимости присутствовало всегда, и оно в достаточной степени искусственно подогревалось", - заявил эксперт в интервью "".
Профессор РЭУ им. Плеханова Андрес Ландабасо подчеркивает, что конфликт Барселоны и Мадрида возник не вчера, уходя корнями глубоко в историю к временам Франко, когда были наложены запреты на все "каталонское". После смерти Франко каталонцы получили свободу в своем самоопределении, однако память о тех суровых временах подогревает протестные движения и сейчас.
Шансы Каталонии
Наиболее актуальный вопрос - сможет ли новая страна официально появиться на карте мира, или в истории политических преобразований возникнет очередной непризнанный регион?
Специфика провозглашения независимости Каталонии заключается в относительной легитимности решения. За независимость региона проголосовали народно избранные депутаты, что не позволяет перенести конфликт в военное русло. Министр обороны Испании Педро Моренес, отвечая на вопрос, готов ли он применить армию против каталонцев, ответил дипломатично:
"Если все будут соблюдать закон, то подобных действий не понадобится".
Решить конфликт в политическом русле Мадрид может при помощи 155 статьи Конституции, которая позволяет отменить автономию региона и установить в нем полную власть центра. И такие действия, по мнению экспертов, буду иметь эффект.
Стоить отметить, что большинство политиков скептически относятся к результатам референдума 2014 года. Явка была критически мала (чуть более 30%), голосовать имели право достигшие 16-летнего возраста, а также эмигранты. Эти факты позволяют говорить о недостоверности картины.
Мощное лобби против выхода Каталонии из состава Испании составляет бизнес. Банкиры и промышленники уже заявили, что выступают против планов независимости. С такими заявлениями выступили 130 банков в регионе, среди которых гиганты Caixa и Sabadell.
Бизнес опасается, что после выхода из состава Испании, что автоматически влечет за собой выход из Евросоюза, будет потерян крупный рынок сбыта - страны ЕС. А это в свою очередь сделает Каталонию из самого богатого региона Испании в самую бедную страну Европы.
Мощная поддержка бизнеса и правовые уловки могут помочь Мадриду восстановить контроль над мятежным регионом. Но без радикальных действий (задержания политиков инициировавших резолюцию) Испания не сможет восстановить полный контроль. Пойдет ли Мадрид на этот шаг - эксперты предсказать не берутся.
Европейская эпидемия независимости
Самое крупное формирование новых государств в истории современной Европы пришлось на начало 90-х годов прошлого века, когда после распада СССР на политической карте мира появилось сразу 15 независимых держав. После этого был кровавый распад Югославии и появление еще 6 стран. Тенденция к увеличению количества европейских государств может быть продолжена и в XXI веке.
Каталония - отнюдь не единственный регион, стремящийся к независимости. Стать самостоятельным государством также периодически заявляют и власти Страны Басков, расположенной на севере Испании. Разногласия с Мадридом, также как и каталонский конфликт, уходят во времена Франко, когда народ басков ущемлялся. За самостоятельность басков выступает националистическая организация "ЭТА", однако, настроение общества становится все менее радикальным, и поддержка националистических групп в регионе снижается.
Поделить страну на две части желают и фламандцы из Бельгии. Маленькое государство Западной Европы состоит из двух народов, которые говорят на разных языках: на юге страны (Валлонии) валлоны говорят на французском, а на севере (Фландрии) фламандцы говорят на нидерландском.
И в бельгийском сценарии главную роль играют деньги. Более богатый регион Фландрия не хочет содержать отстающих валлонов. Но единение Бельгии, несмотря на мощную националистическую подпитку фламандцев, удерживается благодаря влиятельному центру, ведь Брюссель является столицей Евросоюза и местом базирования штаб-квартиры НАТО.
Национальный конфликт присущ и стабильной Германии.
"Редкий баварец назовет себя немцем", - шутят в самом успешном регионе Германии.
Бавария уже сейчас носит официальное название "Республика Бавария". Инициативы об отсоединении периодически поднимают депутаты от немецкой партии "Христианско-демократический союз".
У французских властей также есть повод для беспокойства - непокорная Корсика продолжает борьбу за самоопределение. Все попытки по вытеснению корсиканского языка из жизни общества заканчиваются неудачей, а вооруженное противостояние с силами "Фронта национального освобождения Корсики" было приостановлено лишь в прошлом году.
И, конечно же, не стоит забывать, что по-прежнему продолжается борьба жителей Донбасса за свою идентичность. Самоопределение Донбасса стало первым процессом формирования государства с помощью оружия после кровопролитных событий в Югославии.