Как научиться петь?
Звездами не рождаются, ими становятся. Как бы не приукрашивал шоу-бизнес мир знаменитых певцов, далеко не все из них родились с гениальными вокальными данными. Основа успеха большинства музыкантов - напряженный труд на протяжении многих лет, любой вокалист продолжает заниматься даже после того, как научится петь. Поэтому, если вы хотите иметь сильный и красивый голос, запомните, что его можно развить с помощью специальных техник.
Как научиться хорошо петь?
Как и любой профессиональный навык, вокал преподают в специализированных учебных заведениях. Порядок обучения стандартный: музыкальная школа - училище - консерватория. Уточните, какие вузы есть в вашем городе, особое внимание уделите преподавателям, которые в них работают. Нередко они дают частные уроки, используя наработанные годами методики.
В случае, если вы не готовы посвящать свою жизнь вокальному мастерству, и хотите знать, как научиться петь, лишь в качестве хобби, чтобы радовать своим творчеством друзей и близких, вам подойдут вокальные курсы и частные уроки. Преимущество такого обучение в большей мобильности при сохранении методик обучения. Минусом, к сожалению, может стать высокая стоимость занятий и отсутствие официального диплома.
Как научиться петь в домашних условиях
Если у вас нет возможности и времени посещать вокальные курсы или учиться в музыкальной школе, это не проблема. В Интер6ете есть множество обучающих видеокурсов и отдельных уроков, как научиться петь дома. Существуют даже экспресс мастер-классы о том, как быстро научиться петь, - для тех, кому необходимо за короткий срок сносно овладеть своим вокалом (например, при подготовке песни к семейному или корпоративному празднику).
При просмотре подобных роликов очень внимательно отнеситесь ко всему, что говорит преподаватель. Если на его канале присутствуют авторские распевки или вокальные упражнения, используйте их при подготовке к уроку - на первых порах обучения следует придерживаться единой методики, не смешивая разные техники.
Как научиться петь самостоятельно?
Чтобы выработать сильный и выразительный голос, достаточно регулярно заниматься его развитием и делать это правильно, соблюдая ряд правил, которые одинаковы для любого вокалиста.
Дыхание - основа сильного вокала. По сути, пение - это извлечение звука посредством прохождения воздуха через голосовые связки и систему резонаторов. Чтобы не задыхаться во время песни, вокализа или упражнения, следует отработать правильное дыхание, которое обеспечит вам достаточное количество воздуха и правильный резонанс голосового аппарата. Существует понятие "опора дыхания", когда вы набираете воздух не в грудь, а пускаете его ниже, "в живот" и область между нижних ребер. Поначалу такой тип дыхания будет казаться непривычным, может кружиться голова и даже темнеть в глазах - но со временем опорное дыхание войдет в привычку и сделает звук вашего голоса более глубоким и чистым.
Правильная осанка. Ни о каком опорном дыхании не может идти речи, если вы сутулитесь. Только идеальная "балетная" осанка поможет вам развернуть легкие и опереться на диафрагму для правильного выполнения упражнений. Идеально петь стоя, но можно упражняться и сидя на краешке стула, если, к примеру, вы вынуждены аккомпанировать себе самостоятельно.
Развитие голосового аппарата. Любой звук, выходящий из наших легких, является результатом сложного пути, который воздух проходит по нашему телу. Все органы и поверхности, которые принимают участие в формировании звука, составляют наш голосовой аппарат. Его развитие предполагает формирование такого направления звука, при котором он становится громче, глубже, звонче и чище. Одно из базовых правил по развитию голосового аппарата - это пение "в трубу". Суть его такова: представьте, что ваши легкие, гортань, шея и голова представляют собой полую трубу, расположенную вертикально. При пении старайтесь пускать звук не вперед, а вверх, себе в макушку. Одновременно представляйте, что вы пытаетесь докричаться до кого-то на горизонте - пусть ваш голос не заканчивается на губах, а летит дальше свободно и плавно.
Распевки - необходимый атрибут любого занятия. Перед любой тренировкой необходима разминка, а распевки - это ничто иное, как разминка вашего голосового аппарата перед работой. Распевок различают великое множество, некоторые из них направлены на проработку определенного навыка или приема, другие более униварсальны. Основное правило: начинать с более простых распевок, заканчивать более сложными.
Идеальная распевка для начала занятия - "мычание" (пение с закрытым ртом) или "рычание" (поем звук "р-р-р" или изображаем звук машины губами), так минимизируется риск сорвать еще не разогретый голос на непривычном диапазоне или громкости. Во время распевок идет эластичное растягивание диапазона, прорабатывается дыхание, оттачиваются диапазонные скачки. Во время упражнений неотступно следите за дыханием и плавностью исполнения: голос не должен "прыгать". Старайтесь не откашливаться во время упражнения без особой на то нужды.
Часто при интенсивных распевках горло может "устать". Будьте благоразумны, не перегружайте себя поначалу. Следует дать организму привыкнуть к необычной для него нагрузке вкупе с новым способом подачи воздуха. Относитесь к вокальным упражнениям как к тренировкам: совмещайте регулярность и постепенное увеличение нагрузки.
Выбираем стиль пения
Несмотря на то, что опорное дыхание единое для всех видов вокала, сама подача звука может быть разной. Всем известно оперное пение, когда все звуки максимально округляются, а во рту создается так называемый "купол", который и обеспечивает такое звучание. Также различают джазовый или эстрадный вокал, более грудной, с ярко выраженной дикцией, и народный, так называемый "вокал на связках", когда звук выходит "на улыбке", формируясь непосредственно под нёбом и приобретая от этого специфический окрас.
Определитесь, какой тип вокала вам ближе всего. Научиться всему сразу не получится, поэтому для начала освойте одну какую-то технику. Послушайте, песни в каком стиле больше вам импонируют, и отталкивайтесь от личных симпатий. Возможно, со временем, вам захочется поменять стиль исполнения, так нередко случается. Но к тому моменту вы будете владеть базовыми навыками и сможете с легкостью расширить свою вокальную специализацию.
Вокальные украшения
Характерную манеру исполнения вокалисту придает огромное количество украшений, которыми он расцвечивает свое пение. Это формирует индивидуальный стиль вокалиста, который позволяет слушателю безошибочно распознать его среди сотен других. Вот несколько популярных украшений, которые вы можете услышать в исполнении звезд шоу-бизнеса:
Мелизм. Его еще называют "опеванием", это украшение звука, которое, не меняя темпа самой песни, увеличивает количество нот на каждый ее слог. Само собой, мелизмы должны быть продуманными и отработанными, ведь их основная задача - украсить песню и раскрыть красоту голоса. Чаще всего мелизмы можно услышать в песнях стиля соул.
Штробас. Этот прием заключается в извлечении звуков на полностью расслабленных связках, звук получается очень низкий и скрипучий. Особенностью этого приема является то, что его можно как использовать в чистом виде, так и "подмешивать" к звуку пения. Бритни Спирс часто использовала штробас на заре своей карьеры.
Йодль. Эта своеобразная манера пения, при котором грудные звуки быстро чередуются с переходами на фальцет. Сама эта техника характерна для фольклорного пения некоторых народов (Швейцария, Иран, Грузия, Азербайджан, некоторые регионы России), однако отдельные переходы часто используются и в современной музыке для придания пению большей чувственности и экспрессии.
Несмотря на большое количество способов разнообразить свой вокал, не забывайте золотое правило вокалиста: украшать можно только тщательно выверенную мелодию. Если вы не попадаете в ноты, задыхаетесь на длинных пассажах и "скачете" по громкости, украшения только ухудшат восприятие. Не пытайтесь скрыть за украшением непроработанный мотив. Для начала попытайтесь спеть фразу без единой интонации, чисто и ровно, как если бы ее сыграл робот на компьютере. Если в голосе нету динамических провалов, вам хватает дыхания и мотив верен по нотам, только тогда можно приступать к "украшательству".