История персонажа
Маруся Богуславка — женский персонаж украинской народной думы. В произведении героиня олицетворяет собой образ преданной родине женщины. Будучи пленницей у чужеземцев, девушка томится по родине, горюет о судьбах павших казаков. Характеристика героини включает смелость, чистоту помыслов, любовь к родителям и народу. Невольница готова пожертвовать жизнью ради свободы украинских казаков.
История создания персонажа
Первые упоминания об образе Маруси Богуславки появились в украинской культуре в XVII веке. Рассказы о пленении героини выразились в лирико-эпическом жанре устной словесности, названном термином «дума». По художественным характеристикам эти произведения были близки историческим песням в русском фольклоре. Традиционно думы появлялись в творчестве странствующих народных певцов — кобзарей, бандуристов, лирников. Главными темами музыкальных сочинений становились рассказы о жизни казаков, о казацком рыцарстве, о турецкой неволе.
К последней тематической группе относится и сказание о Марусе Богуславке. В печати текст сочинения, повествующего о пленении украинской девушки татарами, вышел в печати в 1856 году. Литературоведы отмечают, что существуют несколько поэтических версий предания о героине. Автор произведения неизвестен. Несмотря на то, что в центре повествования — реальный персонаж, живший несколько веков назад, образ Маруси несет, скорее, собирательный характер.
Героиня наделена смелостью, открытой душой, чувством собственного достоинства. Находясь в плену, девушка продолжает любить родину, вспоминать родителей. В сочинении нет описания внешности Богуславки, о личности женского персонажа можно судить только по речам, с которыми дочь священника обращается к плененным казакам. В тексте сказаний также не упоминаются фамилия и отчество девушки. Образ сопровождается эпитетами «пленница», «поповская Богуславка».
Биография и образ Маруси Богуславки
О биографии героини известно мало. Считается, что девушка жила примерно в первой четверти XVII столетия в городе Богуслав. Маруся была дочерью местного священника, воспитывалась в строгости, любви к Богу, родине и семье. Дом отца героини располагался недалеко от Покровской церкви, в заросянской части города. Если остальная городская территория укреплялась крепостью, которая имела с трех сторон водные преграды, то заросянская часть представлялась наиболее уязвимой при нападении турецких и татарских войск.
В один из таких набегов Маруся вместе с другими местными жителями попала в плен. Девушке пришлось совершить путь из Богуслава в Крым, где была представлена на невольничьих торгах. Красота и юность героини быстро привлекли к ней внимание иноземцев — вместе с торговцами в скором времени Богуславка уплыла из Украины в Турцию.
Дата пленения героини не указана. Однако, согласно историческим документам, турки часто нападали на Поросье в первой четверти XVII века. Отсюда можно сделать вывод, что Маруся покинула родной город приблизительно в 1620 году. В тот же год Богуслав получил возможность пользоваться Магдебургским правом, и в город стали часто приезжать чужеземцы. Из текста думы становится известно, что Маруся оказалась женой турецкого паши.
Прожив в гареме некоторое время, красавица настолько расположила к себе мужа, обрела доверие супруга, что тот отдал красавице ключи от темницы. Здесь, согласно легенде, уже 30 лет томились в неволе 700 казаков. Девушка, пользуясь случаем, открыла двери темницы, выпустила пленников. На прощание героиня попросила воинов заехать по пути в Богуслав, проведать родителей Маруси и сообщить, что спасать дочь из плена уже не нужно. За время нахождения в чужих землях украинка «отуречилась», теперь уже не может бежать вместе с освобожденными.
В 1966 году повествование о подвиге смелой украинки было представлено в мультфильме «Маруся Богуславка». В анимационной ленте показана история взятия героини в плен, тяжелая судьба в гареме турецкого паши и сцена спасения казаков. В мультфильме, в отличие от текста, подчеркивается, что женский персонаж платит за спасение земляков жизнью. Сцена смерти Маруси показана метафорично.
Советская анимационная картина имеет оригинальное музыкальное оформление, подчеркивающее экспрессию событий. Повествование ведется на украинском языке, здесь используются цитаты из текста сказания. Сегодня в Богуславе, на месте, где располагались Покровская церковь и дом родителей Маруси, установили памятник.
Фильмография
- 1966 — «Маруся Богуславка»