История персонажа
Жидовин — былинный персонаж, традиционно выступающий антагонистом Ильи Муромца, Егория Храброго и Федора Тиринина. Сказания с его участием малочисленны, а после 1917 года фольклорные источники с упоминанием врага-иудея были изгнаны из книг и со временем почти изгладились из народной памяти.
История появления персонажа
Жидовин или жид — древнерусское народное название иудея, до конца XVIII века употреблявшееся даже в официальных бумагах. Известно, что иудеи проживали в Хазарском каганате. Как утверждают ученые, образ Жидовина олицетворяет именно жителей этого государства, с которыми славяне враждовали десятилетиями. Имя героя происходит от слова «джууд» — хазарского названия караима-иудея.
Образ Жидовина в былинах
В сербских и болгарских сказках Жидовин — огромный исполин; иногда упоминается, что он людоед. В русской былине, однако, у него человеческий рост и облик, и он статен и грозен не меньше, чем другие богатыри. Согласно описанию, Жидовин велик, «как копна сена», а конь его — «как гора». Про лицо не сказано ничего, поскольку его черты скрываются под пышной меховой шапкой. Жидовин шутя поигрывает палицей весом в «девяносто пудов», что впечатляет даже многоопытного Илью Муромца.
Былина «Илья и Жидовин» — выдающийся образец русского героического эпоса, отличающийся образностью содержания и красочностью персонажей. Согласно ее сюжету, однажды русские воины заметили всадника, миновавшего богатырскую заставу у границ Жидовской земли и направившегося в сторону Цицарской степи (Цицарскими землями в старых летописях называлась Византия). Они бросаются вслед за чужеземцем, но, нагнав его, медлят вступить в поединок — настолько Жидовин страшен. Добрыня Никитич, завидев его, поворачивает коня обратно. В итоге на битву отваживается только Илья Муромец. Они сражаются сначала на копьях, потом на палицах, а затем бьются врукопашную. Повергнув врага на землю, Илья узнает, что это «сын Жидовин». Былина заканчивается тем, что русский богатырь отрубает ему голову.
Жидовина Илья Муромец встречает уже в пожилом возрасте. Во время рукопашного боя противник смеется над его седой бородой и издевательски советует ему поставить в степи «келейку», чтобы собирать «по копеечке себе на пропитание». Впрочем, преклонные лета не мешают Илье совершить очередной подвиг и обезглавить наглого чужеземца.
Сказ об Илье Муромце и Жидовине был записан в 1840-х годах в Архангельской губернии. После 1917 года его признали неполиткорректным и запретили к печати и преподаванию в школах. Небольшие фрагменты этой былины, без уточнения, кем по национальности был враг богатыря, впервые появились только в сборнике «Русский фольклор», изданном в 1938 году.
Среди записей собирателя фольклора A.B. Маркова встречается текст той же былины об Илье и Жидовине, где про врага сказано, что приехал он «из той же земли-то из Задоньския». Возможно, название местности — переосмысленное слово «жидовская», замененное из-за близости по звучанию.
Еще один богатырь, выходивший на честный бой с Жидовином, — Егорий Храбрый. Там антагониста зовут «царище Мартемьянище». Миф о нем отражает попытки хазар заставить славян отречься от христианства. Когда Егорий победил врага, он призвал «матушку сыру землю» расступиться и принять в себя «жидовскую кровь». Поскольку богатырю повинуются силы природы, земля, расступившись на «две стороны, на четыре четверти», покорно принимает останки поверженного противника.
Наиболее распространенный вариант текста содержит серьезное противоречие: несмотря на то, что враг пришел из «земли жидовския, босурманския», он призывает богатыря «поверовать в веру латинскую». Ученые склоняются ко мнению, что в былине характеристика «жидовин» не означает «иудей», это лишь олицетворение всего неправославного мира, «нехристь». По другой версии, Егорий (прообраз Георгия Победоносца) сражался все-таки не с иудейским царем, а с римским императором-кесарем. В записях былины, датированных XIX веком, «царь жидовский» заменен «тотарьским».
Жидовин упоминается в «Сказании о подвигах Федора Тиринина», оно же житие святого Федора Тирона. Там герой собирается на битву против «царя июдейского, против силы жидовския». Сказание относится к числу недостаточно изученных текстов, поэтому понять, кто скрывается под личиной антагониста, сложно.
Библиография
- «Илья Муромец и Жидовин»
- «Егорий Храбрый»